Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию у молодого педагога (далее Наставляемого лица) необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у Наставляемого лица знания в области предметной специализации и методики преподавания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества»
Утверждаю:
директор ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков
____________________ Шидловский В. И.
«_26_»___августа____2022г.
Программа наставничества
«Учитель – Учитель»
на период с 05.09.2022 г. по 26.12.2022 г.
Наставник – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков Эргашева Айгуль Бахтовна.
Наставляемый – учитель математики ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков Дементьева Татьяна Васильевна
составил: учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков Эргашева Айгуль Бахтовна
1. Пояснительная записка
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Поэтому поддержка, адресное методическое сопровождение профессионального роста молодых специалистов является одной из ключевых задач кадровой политики ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков.
Начинающему учителю необходима адресная профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его педагогической деятельности. Решению стратегических задач кадровой политики ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации и карьерному росту. В системе наставничества должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему адресную практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу Наставника по развитию у молодого педагога (далее Наставляемого лица) необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности и призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у Наставляемого лица знания в области предметной специализации и методики преподавания. Настоящая программа призвана помочь организовать деятельность наставников с молодыми педагогами на уровне общеобразовательной организации. Срок реализации программы: 4 месяца.
Целью наставничества является успешное закрепление на рабочем месте специалиста, помощь в методической работе учителя начальных классов с учащимися среднего звена, повышение его профессионального потенциала, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на более высоком уровне.
Основными задачами наставничества являются:
- оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации Наставляемого лица к условиям осуществления педагогической деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- формирование потребности Наставляемого лица заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
- дифференцированное и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей Наставляемого лица;
- ориентирование Наставляемого лица на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
- способствовать развитию интереса Наставляемого лица к педагогической деятельности; ускорение процесса профессионального становления молодого педагога;
- приобщение Наставляемого лица к корпоративной культуре образовательной организации
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков и организация взаимопосещения.
3. Планирование и анализ педагогической деятельности (в конце четверти)
4. Помощь молодому учителю в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно - исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, предметные недели).
6.Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности молодого педагога.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми учителями:
§ консультирование (индивидуальное, групповое);
§ активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др.).
Деятельность наставника
1-й этап – адаптационный.
Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный).
Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный.
Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Принципы наставничества
§ добровольность;
§ гуманность;
§ соблюдение прав молодого специалиста;
§ соблюдение прав наставника;
§ конфиденциальность;
§ ответственность;
§ искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
§ взаимопонимание;
§ способность видеть личность.
Ожидаемые результаты реализации программы наставничества.
1. Результатом реализации программы по наставничеству является высокий уровень включенности Наставляемого лица в педагогическую деятельность, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов.
2. Показателями оценки эффективности работы Наставника является достижение Наставляемым лицом поставленных целей и задач в рамках программы наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
3. Наставляемые лица получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.
Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются:
§ повышение уровня удовлетворенности всех участников программы по наставничеству собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
§ рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);
§ качественный рост успеваемости и улучшение поведения в группах, с которыми работает Наставляемое лицо;
§ рост числа продуктов деятельности участников программы наставничества: статей, методических практик молодого специалиста.
Планируемые мероприятия реализации программы наставничества
Сентябрь
Инструктаж:
§ Нормативно – правовая база ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков (программы, методические пособия, ФГОС), правила внутреннего распорядка учреждения; виды и организация режимных моментов.
§ Изучение инструкций: Как вести текущую документацию, работа с методической литературой.
Выполнение единых требований к организации учебно-воспитательного процесса.
Беседа:
§ Составление и утверждение индивидуального плана (программы) работы Наставника с Наставляемым лицом.
§ Работа с УМК. Методической литературой.
§ Структура урока. Конспект урока.
§ Методы оценки уровня усвоения программы обучающимися.
§ Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала.
Консультации:
§ Структура урока и методика преподавания в соответствии с ФГОС.
§ Технологическая карта урока.
§ Рабочая программа воспитательной работы ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Поляков
План воспитательной работы классного руководителя (при наличии классного руководства).
Практическое занятие:
§ Планирование и организация работы по учебно-воспитательной деятельности:
- составление рабочей программы по математике;
- работа с учебно- методической литературой;
§ Посещение открытых занятий педагога-наставника, педагогов –стажистов.
§ Разработка технологической карты урока.
Октябрь
Беседа
§ Организация индивидуальных занятий с различными категориями детей. Индивидуальный подход в организации учебно-воспитательной деятельности.
§ Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.
§ Ознакомление учителя-наставника с конспектами урока, технологическими картами уроков и занятий (еженедельно).
§ Лучшие традиции школы.
§ Работа молодого педагога в ШМО.
§ Определение темы по самообразования.
Консультации:
§ Взаимодействие учителя – предметника с классным руководителем по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в классе, индивидуальной работы с обучающимися по преодолению пробелов знаний.
§ Реализация плана воспитательной работы классного руководителя.
§ Участие молодого педагога в работе профессиональных сообществ.
§ Организация индивидуальной коррекционной работы с обучающимися по преодолению учебных затруднений.
§ По текущим проблемам реализации рабочих программ.
Практическое занятие:
§ Отработка структура урока в условиях реализации ФГОС.
§ Посещение молодым специалистом открытых занятий педагога-наставника.
§ Посещение уроков молодого педагога.
Ноябрь
Беседа:
§ Педагогические проблемы молодого специалиста.
§ Участие в общественной жизни школы.
Консультации:
§ Организация проектной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время.
§ Дифференцированное обучение.
§ Критериальная оценка знаний обучающихся.
Практическое занятие:
§ Мастер – класс учителя – наставника "Активные способы и методы формирования и развития универсальных учебных действий в условиях ФГОС".
§ Посещение уроков молодого педагога.
Декабрь
Беседа:
Практикум: «Мой первый шаг педагогической деятельности» (выступление молодого специалиста на ШМО по теме самообразования)
Консультации:
§ Корректировка календарно – тематического планирования рабочих программ;
§ «Здоровье сберегающие технологии».
§ Качественная рефлексия урока.
Практическое занятие:
§ Составление учителем - наставником аналитического отчета совместно с молодым специалистом за 2022-2023 учебный год. Обсуждение итогов и рекомендаций.
§ Мониторинг результатов деятельности программы наставничества (анкетирование).