Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. С целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих.
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в Государственных образовательных Стандартах.
Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
Педагог должен уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информатизация общества ставит перед педагогами – дошкольниками задачи:
• идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей (законных представителей).
Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада предполагает наличие интерактивного оборудования. Интерактивные технологии напрямую связаны с внедрением инновационных инструментов: электронных досок, проекторов, игровых комплексов. Современное оборудование позволяет разнообразить материал яркими графическими презентациями и увлекательными мультимедийными сюжетами. Помимо оснащенности учреждения данным оборудованием необходимы также подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии.
Актуальность использования ИКТ в ДОУ
В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества
обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и
др.).
Специфика информационно - коммуникационных технологий в образовании
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и
дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их
принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:
* совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно- методических материалов, а также коммуникационных сетей;
* совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;
* создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность,
разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке
информации;
* создание и использование компьютерных тестирующих,
диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными
возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка
наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия
педагога (воспитателя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. По мнению большинства психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается в первые 7-7,5 лет. Если упустить возможности этого периода, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут менее эффективны
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Подготовительный этап реализации программы включает в себя:
Изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве.
Закрепление за воспитателями наставников .
Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами.
Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и предложений всех исполнителей
Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на заседаниях педагогического совета ДОУ и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества (не менее
одного года).
II этап Реализационный включает в себя:
Изучение теоретического основания и содержания программы ДОУ
Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми.
Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.
Ознакомление педагогов с организацией предметно-развивающей среды в группах.
Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ.
Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах.
Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности молодыми педагогами, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми.
Консультации для молодых специалистов по работе с родителями.
Самообразование молодых специалистов.
Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и методов в различных ситуациях. Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая
поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Должна быть создана такая система сопровождения молодых специалистов, которая поможет им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки
взаимодействия с детьми и их родителями.
Основной задачей работы с начинающими педагогами (молодыми специалистами) — повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОО и стимулирование роста уровня профессионально-педагогической компетентности начинающих педагогов.
Многолетний опыт работы педагогического коллектива позволяет наметить следующие направления деятельности по введению молодого специалиста в профессию педагога:
1. Индивидуальные и групповые беседы администрации, методической службы, педагогов
- наставников о цели, назначении, принципах и содержании деятельности данного ОО, о психолого-педагогических особенностях воспитанников, о личностной позиции и педагогической миссии воспитателя детского сада.
2. Создание в организации условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.
3. Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.
4. Создание условий для повышения квалификации, профессионально-педагогической переподготовки воспитателей (если они пришли из других сфер деятельности).
5. Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.
7. Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.
8. Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.
9. Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.
10. Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.
11. Научение педагогов правильному и рациональному ведению документации.
12. Организация индивидуального наставничества (распределение наставников; оформление документации по наставничеству: рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности
начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога воспитателя).
13. Своевременное решение конфликтных ситуаций.
Педагог-наставник:
содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов; обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации
воспитательнообразовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных
пособий, игрового и дидактического материала;
оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
Формы работы, используемые в работе по наставничеству: наблюдение педагогического процесса у опытных педагогов, взаимопосещение, консультации, открытые мероприятия, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. Разнообразные формы работы с молодыми
специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
В методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов важны не разнообразие мероприятий, а система, направленная на совершенствование профессиональной
подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Вывод: система наставничества планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и индивидуальных особенностей педагога. Эта система согласуется с годовыми
задачами и спецификой ДОО, поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы дошкольного образования.
III этап реализации программы - итоговый включает в себя.
Показ педагогами открытых мероприятий:
в образовательной организации
на муниципальном уровне
Анализ результатов работы на педагогическом совете.
Ежегодное подведение итогов работы.
Обобщение опыта работы.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация программы «Наставничество» рассчитана на один учебный год, осуществляется наставниками, старшим воспитателем, заместителем заведующего по воспитательно- методической работе, руководителем дошкольной организации. Методическая служба и руководитель образовательного учреждения осуществляют контроль реализацией программы и за работой наставников. Руководитель дошкольной организации в начале учебного года представляет педагога педагогическим работникам детского сада, объявляет приказ о закреплении за ним наставника, создает необходимые условия для совместной работы с закрепленным за ним наставником. На основе примерного плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы на год, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль. Контроль за реализацией программы включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и педагогам, анализ планов и отчетов. В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е результаты реализации программы «Наставничество» представляются на итоговом педагогическом совете. Если мы хотим идти вперед, то одна нога должна оставаться на месте, в то время как другая делает следующий шаг. Это – первый закон всякого прогресса, одинаково применимый как к целым народам, так и к отдельным людям. Й. Этвѐш
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи
3. Ожидаемые результаты
4. Учебно-тематическое планирование
5. Содержание программы
6. Формы и методы контроля
7. Методическое обеспечение
8. Литература
9. Примечания
Актуальность
Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-компьютерной компетентности.
Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в методическую деятельность и в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации должны стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – это компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства.
Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения Л.Л. Босова, Н. Д. Угринович, О.Б. Воронковой, Б. Скиннера, Н. Краудера, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной др.
Базовые идеи и основные понятия, использованные в программе.
Наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:
- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пе-ресмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);
- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сер-висов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);
- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).
Ключевым понятием является термин «компетентностный подход», который противопоставлен "знаниевому" (трансляции готового знания) и является одним из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс и акцентировать внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Цель программы: повысить общий уровень профессионального мастерства педагогов посредством формирования ИКТ-компетентности.
Задачами программы:
1. Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.
2. Разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.
3. Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.
Ожидаемые результаты:
На I этапе - базовая подготовка (ИКТ-грамотность):
наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
На II этапе - общая подготовка (ИКТ-умелость):
овладение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;
овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки педагога;
овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.
На III этапе – полная ИКТ-компетентность:
овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.
участие в формировании сетевых педагогических сообществ.
Руководитель группы:
Состав группы:
Учебно-тематический план работы на занятиях с педагогами
№
месяц
тема
Количество часов
теория
практика
всего
1
Сентябрь
Тестирование педагогов по выявлению представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ
0,5
0
0,5
2
Рабочий стол. Операции с мышью. Поиск файлов и папок
1
1
2
3
Управление компьютером с помощью меню
0,5
1
1,5
4
Октябрь
Microsoft Word
2
2
4
5
Обработка текстовой информации
1
2
3
6
Ноябрь
Работа в текстовом редакторе. Таблицы
1
1
2
7
Создание рисунков в MS Word
1
1
2
8
Практические работы «Технологии работы в MS Word»
0
2
2
9
Декабрь
Создание мультимедийной презентации в PowerPoint
2
2
4
10
Использование анимации в PowerPoint
1
2
3
11
Январь
Создание презентации для занятий с детьми
2
2
4
12
Февраль
13
Электронные таблицы MS Excel
1
2
3
14
Март
Поиск информации в Интернете
2
2
4
15
Электронная почта
2
2
4
16
Апрель
17
Создание слайд-шоу, фильма в Windows Movie Maker
1
2
3
18
Май
Итоговое практическое занятие
0
1
1
19
Тестирование педагогов по выявлению представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ
0,5
0
0,5
Всего:
21,5
29
50,5
Содержание деятельности
На занятиях по обучению педагогов компьютерной грамотности используются следующие приемы:
анкетирование педагогов (приложение 1)
представление занятий «Геометрическое домино с Лунтиком», «Как научить любить и беречь природу», «Интерактивный тест «Больше, меньше или равно» в переделах пяти» и др., разработанных с помощью MS Power Point, для детей дошкольного возраста (Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. «Информатика в играх и задачах», Горячев А.В. «Информатика и ИКТ»)
занятия по обучению программам Word, Excel, Power Point, , Movie Maker с использованием мультимедийных презентаций – «Текстовый редактор Microsoft WORD», «Форматирование текста», «Таблицы в текстовом редакторе», «Создание презентаций в MS PowerPoint», «Использование анимации в PowerPoint», «Табличный процессор Microsoft Excel», «Поиск информации в сети Интернет», «Электронная почта. Создание и отправка сообщений», «Windows Movie Maker» (Л.Л. Босова «Информатика», Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии»)
практическая работа в сети Интернет (Н. Д. Угринович «Информатика и информационные технологии», Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ», О.Б. Воронкова «Информационные технологии в образовании: интерактивные методы»)
индивидуальные и групповые консультации по вопросам;
Формы и методы контроля
Сроки
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма контроля
Методы контроля
октябрь
Умение работать на компьютере: работать с манипулятором мышь, выбирать и загружать нужную программу, создавать и открывать папки
Тематический
персональный
Наблюдение
Анализ
Практическое задание
декабрь
Умение работать с программами Microsoft Office, владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций
Тематический
персональный
Наблюдение
Анализ
Практическое задание
март
Владение навыками поиска информации в Интернете, умение создать электронную почту, создавать и отправлять письма
Тематический
персональный
Наблюдение
Анализ
Практическое задание
май
Умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями