Просмотр содержимого документа
««Приемы развития творческого воображения по ТРИЗ»»
«Приемы развития творческого
воображения по ТРИЗ»
Учитель логопед:
Иванова А.Н.
Теория решения
изобретательских задач
ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер — изобретатель и писатель-фантаст.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Метод фокальных объектов (МФО)
Цель метода: расширение представлений о возможных вариантах развития любого объекта.
Сущность метода - в переносе свойств и признаков случайных объектов на фокальный (усовершенствуемый) объект.
Алгоритм работы по методу: 1. Выбрать объект, который надо изменить (фокальный объект). 2. Сформулировать цель изменения. 3. Назвать несколько случайных объектов. 4. Составить перечень признаков и свойств этих случайных объектов. 5. Найденные признаки и свойства перенести на фокальный объект. 6. Оценить полученные идеи и выбрать из них наиболее полезные для реализации.
Примечание
При выборе идеи исходить в первую очередь из её полезности, не обращая внимания на проблемы реализации.
Морфологический анализ
Цель метода: изобретение или усовершенствование какого–либо предмета.
Сущность метода– вподборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизирован-ном получении их сочетаний (комбинировании).
Алгоритм работы по методу:
1. Построить многомерную таблицу (морфологический ящик)
2. Выделить основные характери-стики рассматриваемого объекта и записать возможные варианты по каждой оси.
3. Обработать полученные данные (общее количество вариантов в морфологическом ящике равно произведению чисел элементов на осях).
4. Отобрать наиболее удачные
варианты.
Метод числовой оси (МЧО)
Цель метода: расширение представлений об изменениях объекта в результате изменения его параметров.
Сущность метода - в анализе последствий предельных изменений выбранного параметра.
Алгоритм работы по методу:
Выбрать объект анализа
Выбрать изменяемый параметр этого объекта.
Уменьшить значение параметра. Проследить последствия.
Продолжать уменьшение до 0. Рассмотреть предельные последствия.
Увеличить значение параметра. Проследить последствия.
Продолжать увеличение до бесконечности. Рассмотреть предельные последствия.
Рассмотреть влияние изменений на другие объекты.
Чаще всего изменяют такие параметры как РАЗМЕР, ВРЕМЯ, СТОИМОСТЬ. Этот вариант Метода числовой оси получил название ОператорРВС.
Личная аналогия (эмпатия)
Цель метода: отождествление себя с рассматриваемым или представляемым объектом.
Сущность метода - войти в роль кого-либо или чего-либо пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения.
Алгоритм работы по методу:
1.При знакомстве детей с худо-жественными произведениями, обратить внимание на то, какими словами герои выражают свои чувства.
2. Предложить детям поставить себя на место героя сказки или рассказа.
3. В начале работы можно использовать элементы костюма.
4. Научить детей описывать чувства, которые переживает их герой.