Просмотр содержимого документа
«"По малой Родине моей"»
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории – вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Д.С.Лихачев
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (5-6 класс), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.
Рабочая программа краеведческого кружка «Азбука николаевского школьника» разработана на основе одноименного учебника.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Задачи программы:
образовательные:
формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;
развивающие:
развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные:
воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности,учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Азбука николаевского школьника» необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Азбука николаевского школьника» является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
добывать новые знания: находить необходимую информацию;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод;.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;.
вступать в беседу на занятии и в жизни
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 34 часа
Количество часов в неделю – 1 час.
Предполагаемые результаты.
В процессе освоения содержания программы «Азбука николаевского школьника» обучающиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся , в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
К концу обучения дети должны:
Знать (теория)
Уметь (практика)
Основные исторические местности и улицы города и краткие исторические сведения о них.
Составлять план – схему своего двора, карту города, создавать слайд-проекты, в полной мере владеть информацией о культурных и исторических ценностях своего края
Основные памятники истории города, памятные места.
Уметь создавать презентации, защищать творческие проекты, составлять эскизы.
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ, обычаи предков, легенды края
Составлять родословную, пересказывать легенды края, создавать презентации, иметь представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей, традициях и обычаях.
Основные правила поведения в местной окружающей среде
Импровизировать полученные знания, сочинять, проектировать, творчески осмысливать задачи и воплощать их в своем творчестве.
Об экологии растений и животных
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных своей местности (2-3 изученных представителя); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
Особенности времен года своей местности, полезные ископаемые своей местности
Различать и описывать отдельных представителей растительного и животного мира, знать и называть культурные, сорные, ядовитые, лекарственные растения своей местности Николаевского района; различать съедобные и несъедобные грибы своей местности
Названия края; города и населенные пункты Николаевского района; географические и климатические особенности
Показывать на карте и глобусе горы, равнины, реки, озера родного края (родной город (село), еще 1-2 города);
О Красной книге Ульяновской области и природоохранных мероприятиях
Анализировать экологическую ситуацию своей местности и делать соответствующие выводы;
Формы и средства контроля
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путём6
- тестирования, анкетирования;
- участия в школьных конкурсах, соревнованиях;
- участия в работе школьной историко-краеведческой неделе.
Отслеживание результатов освоения данной программы происходит с помощью следующих методов:
- наблюдение – оценка и текущий анализ работ учащихся;
- защита проектов;
- тестовые задания;
- викторины;
Данная программа имеет оценочно-результативный блок, который включает в себя авторскую разработку тестовых заданий и позволяет определить уровень освоения знаний, умений, навыков ребенка, его творческую активность. Подведение итогов по теме в виде опроса (чаще в тестовой форме) с последующим проведением игры-викторины, творческие занятия, разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении задания.
Технические средства обучения
- мультимедийный проектор ,компьютер.
Содержание программы.
1 четверть
1.Мы живем в Ульяновской области.
Цель: познакомить школьников с географическим расположением Ульяновской песни и Николаевского района, богатством природных ресурсов.
2. Государственные символы Ульяновской области, Николаевского района, поселений.
Цель: способствовать формированию представлений о символике Ульяновской области Николаевского района.
3. От сельца Насакино до поселка Николаевка.
Цель: проследить историю развития Николаевки, промышленности района в Советский период и настоящее время.
4. Родословная семьи Насакиных.
Цель: проследить историю семьи Насакиных от первых представителях из рода до современности; вклад семьи Насакиных в развитие нашего района.
5. Важнейшие даты в жизни Николаевского района.
Цель: показать тесную связь жизни района во все исторические периоды с жизнью страны.
6-7. Национальный состав Николаевского района. Традиции и обычаи.
Цель: познакомить учащихся с национальным составом района, традициями и обычаями народов на примере родного села.
8. Урок защиты мини-проектов «Моя семья в истории района»
2 четверть.
1-2 Флора Николаевского района
3. Акуловская степь.
4. Растения Николаевского района , Ульяновской области , занесенные в Красную книгу.
5-6. Фауна Николаевского района.
7. Животные и птицы Николаевского района, Ульяновской области, занесенные в Красную книгу.
8. Мини-проекты «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь!» Или «Тропка от дома до школы».
3 четверть.
1-2 Реки и озера Николаевского района, Ульяновской области.
3. Белое озеро- уникальный природный памятник.
4. Легенды и предания, связанные с озерами нашего района.
5. Родники Николаевского района.
6. Авардипанда.
7. Попов родник.
8. Водопад Каранголь.
9. Шихан гора, Хайдарова пещера.
10. Мини-проекты «Гляжу в озера синие…».
4 четверть
1. Села, поселки, деревни. Первые населенные пункты на территории нашего края.
2. Населенные пункты Николаевского городского поселения.
3. Населенные пункты Канадейского сельского поселения.
4. Населенные пункты Барановского сельского поселения.
5. Населенные пункты Славкинского сельского поселения.
6. Населенные пункты Головинского, Поспеловского сельских поселений.
7. Населенные пункты Дубровского сельского поселения.
8. Населенные пункты Сухотерешанского, Никулинского сельских поселений.
Тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
Домашнее задание
Дата
По плану
Факт
1 четверть
7 ч
1
Мы живем в Ульяновской области.
1ч
Подготовить сообщение о народах Поволжья
2
Государственные символы Ульяновской области, Николаевского района, поселений.
1ч
Оформить сообщение
3
От сельца Насакино до поселка Николаевка.
1ч
Чтение литературы по теме
4
Родословная семьи Насакиных.
1 ч
Подготовить сообщение по теме
5
Важнейшие даты в жизни Николаевского района.
1ч
Чтение литературы по теме
6-7
Национальный состав Николаевского района. Традиции и обычаи.
2 ч
Подготовить рассказы об обрядах своего края
8
Урок защиты мини-проектов «Моя семья в истории района»
1 ч
Подготовить проекты
2 четверть
8 ч
9-10
Флора Николаевского района
2ч
Подготовить сообщение по теме
11
Акуловская степь.
1ч
Подготовиться к выразительному чтению на выбор
12
Растения Николаевского района , Ульяновской области , занесенные в Красную книгу.
1 ч
Подготовиться к конкурсу презентаций
13-14
Фауна Николаевского района.
2ч
Подготовиться к уроку - редакции
15
Животные и птицы Николаевского района, Ульяновской области, занесенные в Красную книгу.
1 ч
Подготовиться к уроку - редакции
16
Мини-проекты «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живёшь!» Или «Тропка от дома до школы».
1 ч
Подготовить проекты
3 четверть
10 ч
17-18
Реки и озеро Николаевского района, Ульяновской области
2ч
Прочитать легенду
19
Белое озеро- уникальный природный памятник.
1ч
Чтение литературы по теме
20
Легенды и предания, связанные с озерами нашего района.
1ч
Прочитать дополнительную литературу по теме
21
Родники Николаевского района.
1ч
Чтение литературы по теме
22
Авардипанда.
1ч
Подготовить сообщение по теме раздела
23
Попов родник.
1ч
Подготовить сообщение по теме раздела
24
Водопад Каранголь.
1ч
Чтение литературы по теме
25
Шихан гора, Хайдарова пещера.
1ч
Выучить наизусть отрывок
26
Мини-проекты «Гляжу в озера синие…».
1 ч
Конкурс авторских работ
4 четверть
8ч
27
Села, поселки, деревни. Первые населенные пункты на территории нашего края.
1ч
Подготовить сообщение по теме раздела
28
Населенные пункты Николаевского городского поселения.
1ч
Подготовить сообщение по теме раздела
29
Населенные пункты Канадейского сельского поселения.
1ч
Рассказать о промыслах и ремеслах края
30
Населенные пункты Барановского сельского поселения.
1ч
Чтение литературы по теме
31
Населенные пункты Славкинского сельского поселения.
1ч
Конкурс авторских работ
32
Населенные пункты Головинского, Поспеловского сельского поселения.
1ч
Чтение литературы по теме
33
Населенные пункты Дубровского сельского поселения.
1ч
Чтение литературы по теме
34
Населенные пункты Никулинского, Сухотерешанского поселения.
1ч
Чтение литературы по теме. Конкурс авторских работ