Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий
Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий
Правильная мотивация обучающегося является ключевым аспектом результативности дистанционного обучения, поскольку большую часть времени обучающийся самостоятельно осваивает учебный материал.
Традиционные формы мотивирования обучающихся достаточно сложно реализовать в условиях дистанционного обучения, и исходя из этого, возникает необходимость трансформации привычных методов.
Проблема учебной мотивации обучающихся на дистанционном обучении является достаточной острой в нынешнее время. При переходе на дистанционную форму обучения необходимо принимать во внимание не только техническую составляющую организации такой формы, но и учитывать мотивацию обучающихся к самостоятельному освоению учебных предметов. Поддерживание устойчивости интереса к обучению, мотивация школьника на познавательную активность находится в равной степени в руках педагогов и родителей, знающих особенности конкретного школьника и способных встать на позицию обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий»
Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий
Современная общемировая ситуация привела к переходу с традиционной системы образования на дистанционную форму обучения. Недостаточная готовность современной образовательной системы к такому переходу спровоцировала ряд специфических проблем. Таковыми являются технические возможности проведения дистанционной формы обучения, неготовность некоторых педагогов к использованию современных средств и технологий обучения, неготовность родителей к временным затратам, проблема мотивации на дистанционном обучении и многие другие. Однако именно проблема учебной мотивации обучающихся вызывает обеспокоенность как педагогов, так и самих обучающихся и их родителей.
В современном понимании дистанционное обучение – это новая форма организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. А также – это совокупность информационных технологий, обеспечивающих:
доставку обучающимся основного объема изучаемого материала;
интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
предоставление возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала;
оценку знаний и навыков учеников, полученных в процессе обучения.
Несмотря на новизну подобного образовательного формата, большинство проблем остаются не решенными.
Одна из наиболее актуальных проблем, как говорилось выше, - утрата обучающимся мотивации к продолжению обучения, что усиливается специфическими условиями обучения в режиме онлайн. Погружение в образовательный процесс для ученика становится настоящей проблемой из-за отсутствия живого и конкурентного общения со сверстниками и недостатка опыта в самостоятельном планировании режима занятий.
Другая проблема - отсутствие достаточного количества «вспомогательных» систем, механизмов поддержания и активизации мотивации, известных по традиционной структуре образования.
Потеря мотивации представляет собой серьезное осложнение, поскольку ученику в этом случае крайне трудно сосредоточиться на самостоятельном изучении нового материала и выполнении заданий. Становится гораздо сложнее выполнять тестовые задания и работать над проектами, поскольку именно мотивация поддерживает у ученика желание преодолевать различные трудности, возникающие по ходу учебы, чувство утомления и скуки и испытывать в итоге чувство преодоления и чувство успеха.
Правильная мотивация обучающегося является ключевым аспектом результативности дистанционного обучения, поскольку большую часть времени обучающийся самостоятельно осваивает учебный материал. Для эффективного усвоения учебного материала необходима концентрация и устойчивость внимания, настойчивость в решении учебных задач, навыки целеполагания и планирования, высокий уровень самоорганизации и самоконтроля. Все эти навыки обучающийся развивает в процессе традиционного школьного обучения, но в дистанционной работе важнее, в первую очередь, именно мотивация. Это связано с тем, что школьникам, находясь в домашней, расслабленной обстановке, насыщенной отвлекающими факторами, гораздо сложнее заставить себя приступить к занятиям.
Традиционные формы мотивирования обучающихся достаточно сложно реализовать в условиях дистанционного обучения, и исходя из этого, возникает необходимость трансформации привычных методов. Как правило, в качестве эффективных мотивирующих методов традиционного формата обучения педагоги выделяют хорошие отметки, одобрение педагога, успешность среди сверстников, поощрение родителями в виде бонусов и подарков, а также страх.
Дистанционное обучение, ограничиваясь онлайн-пространством, лишает обучающегося возможности сравнивать собственные успехи с достижениями других. Показателем успешности здесь служит только отметка педагога, но в то же время дистанционная система в данном случае дает возможность педагогу для развернутого ответа с оцениванием, не ограничивая обсуждение результатов выполненной работы одним уроком. Именно обратная связь, даже в виде онлайн-сообщения, способна замотивировать обучающегося.
Для формирования устойчивого позитивного отношения к учению как к источнику развития и реализации личностного потенциала необходима внутренняя мотивация, основанная не на внешнем вознаграждении, а на удовольствии от содержания деятельности. Такая мотивация имеет критерий осознанности выполняемых действий: «я учусь, чтобы получить знания, расширить свои горизонты и личностно самосовершенствоваться». Школьнику достаточно сложно мотивировать себя таким образом, поэтому внутренняя мотивация должна формироваться с помощью педагога и родителей.
Основной задачей педагога является поддержание интереса к преподаваемому курсу, образовательной программе. Очень часто, с целью углубления преподаваемого материала, педагог перенасыщает занятия сложной информацией. В формате традиционного оффлайн-формата обучения педагог может видеть обратную реакцию обучающихся на материал, имея возможность для корректировки формата подачи информации и изменения форм работы, а в условиях дистанционного обучения обратная реакция поступает уже в виде выполненного задания по самостоятельно изученной обучающимся теме. В таком случае школьник сталкивается один на один с проблемой непонимания темы, что провоцирует снижение мотивации учения. Недостаточная вовлеченность в учебный процесс, проявляющаяся в бесконечном самостоятельном вы полнении школьником домашних заданий, приводит к потере интереса к изучаемому предмету.
Также существует недостаточная интерактивность процесса дистанционного обучения, но в то же время длительное чтение текста с электронного носителя наносит вред здоровью человека. Парадокс организации дистанционного обучения состоит в противоречии между желанием организовать дистанционное обучение без потери интереса обучающихся и соблюдением санитарных норм и требований к проведению занятий.
Помимо использования основных возможностей дистанционного обучения: размещение заданий разного формата, выставление комментариев, проверки работ, разбора заданий, постоянного систематического общения с учениками необходимо создать условия для сохранения контингента учащихся и стимулирования их мотивации.
Создание форумов. Педагогами могут быть созданы форумы для обсуждения вопросов, возникающих как в ходе обучения, так и для общения учащихся между собой.
Привлечение внимания к преподаваемому предмету посредством применения нестандартных идей: использование специфического музыкального оформления презентаций; юмор, соответствующий возрасту обучающейся аудитории; интригующий анонс темы предстоящего урока; использование нестандартного образа для проведения дистанционного занятия (сценический образ) и так далее, что требует больших временных затрат педагога на подготовку к проведению таких занятий.
В процессе совместной работы учащимися и педагогами разработать правила работы в рамках образовательных программ и правила общения на форумах. Эта работа проводится с целью учета пожеланий и предложений учащихся по организации процесса обучения, а также формирования у них чувства ответственности за свою работу.
Создание группы в одной из социальных сетей, куда входят учащиеся и педагог дистанционного курса для получения возможности общения в привычной для себя виртуальной среде.
Реализация этих шагов позволит сделать общение учащихся и педагогов более неформальным и привычным, приближенным к общению в традиционных социальных сетях, но на другом уровне.
Проводить опросы учащихся дистанционного курса направленные на изучение мнения учащихся об удовлетворенности процессов обучения.
В рамках организации обучения использовать игровые и соревновательные технологии, такие как игры-квесты, олимпиады, интеллектуальные игры. А также использовать различные форматы заданий: кроссворды, головоломки, поиск соответствий, логические ряды, поиск ключа и др.
Разработка видеокурсов с практическими работами. Такой формат позволяет поддерживать интерес к курсу и интерес к самостоятельной практической деятельности в рамках предмета. В ответ учащиеся (по желанию) присылают свои видеоролики с экспериментами, выполненными заданиями в домашних условиях.
Организация работы в парах и творческих группах с целью стимулирования активности учащихся с помощью сверстников. Ученики используют разнообразные способы общения для решения общей задачи.
Практическая значимость занятия для обучающегося, также обладает мощным мотивирующим эффектом. Школьнику необходимо понимание, для чего это занятие необходимо конкретно ему. Важно понимать, что в таком случае, весь учебный материал должен соответствовать потребностям определенного возраста, что особенно необходимо учитывать при планировании и подготовке дистанционных занятий с подростками и старшеклассниками.
С целью формирования у учащихся чувства ответственности за результаты обучения после выполнения заданий – использовать рейтинг (% выполненных заданий), что позволяет воспользоваться конкурентной ситуацией и активизировать процесс самостоятельного обучения.
Разнообразие форм работы, наглядность учебного материала, его соответствие возрастным особенностям субъектов образовательной деятельности, возможность проявления творческого потенциала обучающегося, со здание ситуации успеха в процессе обучения способны мотивировать школьника, находящегося на дистанционном обучении, на познавательную активность
Среди возможных демотивирующих факторов, свойственных дистанционному обучению, можно назвать следующие:
непривычность для учащихся самой формы дистанционного обучения, отсутствие опыта самообразования;
отсутствие непосредственного живого контакта со сверстниками в период обучения;
ограниченность эмоциональной стимуляции обучающихся со стороны педагога и других участников;
привычка учащихся к жесткому контролю со стороны преподавателя или родителей;
слабое владение учащимися компьютером и основными компьютерными программами;
недоступность компьютера или сети Интернет в связи с условиями проживания или социальными условиями учащихся;
отсутствие оплаты за обучение.
При организации дистанционного обучения необходимо обратить внимание на следующие важные факторы:
существуют принципиальные отличия при организации очного и дистанционного обучения, основанные, в первую очередь, на отсутствии непосредственного контакта участников процесса обучения, которые необходимо учитывать уже на этапе планирования образовательного дистанционного курса;
в ходе процесса обучения необходимо создать единое, психологически и организационно комфортное пространство для всех;
преподаватели, занимающиеся дистанционным обучением должны иметь четкое представление о принципиальных отличиях дистанционной формы от других форм обучения и владеть механизмами эффективной мотивации учащихся школьного возраста;
при планировании и организации работы на курсе дистанционного обучения для повышения эффективности обучения необходимо (разрабатывать) и активно использовать различные механизмы мотивации учащихся, направленные на нивелирование демотивирующих факторов.
Наряду с внедрением инновационных технологий и форм организации обучения, разработкой новых методов и методик, серьезное внимание необходимо уделять изучению мотивации учащихся и внедрению эффективных методов ее развития во все образовательные системы. Необходимо адаптировать уже имеющиеся механизмы стимулирования мотивации к системе дистанционного обучения.
Однако в процессе повышения уровня мотивации к учению в условиях дистанционного обучения в большей степени важна роль родителей школьника. Именно родители должны оказывать постоянную всестороннюю поддержку обучающимся, оказавшимся в непривычном для них, самостоятельном формате обучения. Роль родителей состоит в стартовом администрировании и контроле за процессом обучения, постепенно научая школьника самостоятельному планированию и организации дистанционной работы. При этом необходимо замечать положительную динамику и рост самостоятельности, акцентировать внимание школьника даже на незначительных успехах.
Таким образом, проблема учебной мотивации обучающихся на дистанционном обучении является достаточной острой в нынешнее время. При переходе на дистанционную форму обучения необходимо принимать во внимание не только техническую составляющую организации такой формы, но и учитывать мотивацию обучающихся к самостоятельному освоению учебных предметов. Поддерживание устойчивости интереса к обучению, мотивация школьника на познавательную активность находится в равной степени в руках педагогов и родителей, знающих особенности конкретного школьника и способных встать на позицию обучающегося.
Источники информации:
1. Быкова Н. Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2016. № 4–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-obu- chayuschihsya-pri-primenenii-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy
2. Коротаева Е. В. О дидактических основах обучения в дистанционном формате // Педагогическое обра- зование в России. 2012. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-didakticheskih-osnovah-obucheni- ya-v-distantsionnom-formate
3. Лаврентьева Л. В., Деулина С. А., Ромашова И. А. Аспекты мотивации учебной деятельности школь- ников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–4. URL: https://cyberlen- inka.ru/article/n/aspekty-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-shkolnikov
4. Маркеева Алина Альбертовна, педагог-психолог МБОУ Гимназия «Перспектива» Проблема мотивации школьников в дистанционном обучении
5. Нишанбаева А.В., методист ЦИОР ГОУДПО «КРИРО» Проблемы мотивации в дистанционном обучении школьников.