КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
«Урок – это зеркало
общей и педагогической
культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В.А. Сухомлинский
Учитель в среднем проводит более 25 тысяч уроков …
Школьник посещает около 10 тысяч уроков за время обучения…
Урок занимает приблизительно 98% учебного времени…
А урок остаётся !!!
- Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
- Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
- Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого урок современный обязательно закладывает основу для будущего.
Традиционный урок: плюсы и минусы
Плюсы
Минусы
- Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке.
- То, что накапливалось веками, остается ценным всегда.
- Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний.
- Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.
Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.
- Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»;
- Жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).
Плюсы
Минусы
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания».
На коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.
Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
Плюсы
Минусы
Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д.
- Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
- Традиционный урок – это известные ученые и учителя-практики.
- Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 50% учителей по-прежнему предпочитают давать уроки в традиционной форме.
Учитель – живой представитель одного из слоев культуры.
ОН НЕСЕТ В СЕБЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ. КУЛЬТУРА СУЩЕСТВУЕТ БЛАГОДАРЯ ПОСТОЯННЫМ ФИЗИЧЕСКИМ И ДУХОВНЫМ УСИЛИЯМ ЧЕЛОВЕКА.
Современный учитель на современном уроке:
- Применяет различные методы обучения
- Создает положительную мотивацию к учению
- Создает ситуацию успеха для каждого ученика
- Использует на уроке разноуровневые задания
- Учит школьников самостоятельно работать и добывать знания
- Управляет деятельностью учеников
- Обобщает и систематизирует знания учащихся
Культура учителя
- Урок является продуктом современной ему культуры и, одновременно, носителем культуры.
Культура учителя – это организация жизни ребенка в соответствии с высочайшими достижениями, которые произведены человечеством на данный момент.
Современный урок
- фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;
- урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других.
Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?
Признаки современного урока
1. Главная цель урока - развитие личности ученика в процессе обучения и воспитания.
2. Личностно - ориентированный подход.
3. Компетентностный подход.
4. Динамичная и вариативная организация урока.
5. Использование современных педагогических технологий.
Культура современного урока- это:
Концентрическое изучение школьного курса предмета
Выработка речевых навыков
Использование активных форм обучения
Переход от репродуктивных к продуктивным приёмам изучения предмета
Использование ТСО
Реализация основных дидактических функций обучения предметов
Обучение аргументации и толерантному ведению спора
ТИПЫ УРОКОВ
ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ
- Урок изучения нового материала
- Урок закрепления знаний
- Урок комплексного применения знаний
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Основные компоненты современного урока
- Организационный
- Целевой
- Мотивационный
- Коммуникативный
- Содержательный
- Технологический
- Контрольно-оценочный
- Аналитический
Источники воспитательного воздействия на урок е
- Через содержание образования (особенно гуманитарных дисциплин): поведение , мысли, поступки исторических деятелей, литературных героев, биографии поэтов, писателей, ученых, практическое применение научных открытий (во имя добра или зла);
- Через методы и формы обучения: увлечение детей или принуждение к учебе, стимулирование познавательного интереса;
- Через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций;
- Через личность самого учителя (в наибольшей степени).
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы
- ребёнок научился учиться;
- открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.
Идея сотрудничества исходит
- от древних мудрецов;
- проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии.
Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики.
В переводе с английского языка interact – «находиться во взаимодействии, общаться».
Интерактивные методы обучения…
- Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
- активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
- повышение познавательной мотивации;
- обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
- воспитание лидерских качеств: умение работать с командой и в команде, способность принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Методические приёмы интерактивного обучения :
- игры
- пары и группы
- «мозговая атака»
- «общая дискуссия»
- проекты
- семинары
- «общий галдёж»
- словесные ассоциации
- воспроизведение информации
«НЕСТАНДАРТНЫЕ» уроки
- Урок- творческий отчет,
- урок-аукцион,
- урок-ток-шоу,
- урок-капитал-шоу «Поле чудес»,
- урок-викторина,
- урок-КВН,
- урок-выставка,
- урок-бенефис,
- урок-сюрприз,
- урок-экскурсия,
- урок-путешествие в прошлое (или будущее),
- урок-эстафета,
- урок-соревнование и т.д.
Правила управления успехом на уроке
1. Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика.
2. Авторитет, личность учителя – залог успеха учащихся.
3. Благоприятный психологический климат на уроке.
4. Способность учителя удивлять.
5. Любовь к детям.
6. Индивидуальный подход.
7. Умение учителя продумывать домашние задания.
8. Комментирование отметки.
9. Коллективная познавательная деятельность на уроке.
Культура современного урока
Каждый урок направлен на обучение, воспитание, развитие ученика.
На уроке ученик должен быть активен, с горящими глазами.
На уроке всё должно быть для ученика доступно и полезно.
Учитель-мастер находит подход к каждому ученику, добивается, чтобы все ученики были заняты на уроке, и цели урока достигаются для всех учащихся в меру их возможностей и способностей.
Ресурсы развития современного урока:
- здоровьесберегающие и развивающие технологии
- проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения
- проектирование комфортной адаптивной среды
- материально-технический, финансовый ресурс
- Главный ресурс урока – сам учитель
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский
Творческих успехов, дорогие коллеги!
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ЗАЯРНОВА А.А..-
учитель русского языка и литературы МБОУ «ЛСОШ№2»
НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК