kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциация и индивидуализация обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные заметки помогут учителям строить свои уроки используя индивидуальное и дифференцированное обучение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация и индивидуализация обучения»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»















Тема:
Дифференциация и индивидуализация обучения









Выполнила:
Колотовкина А. О.
Студентка 2 «А» группы

Проверил:
Южакова О. Е.
Преподаватель педагогических
дисциплин









г. Камышлов
2016 г.

Понятие «дифференциация» и «индивидуализация»

Вне всяких сомнений, для лучшего понимания психологических основ дифференцированного обучения необходимо для начала уточнить содержание понятия "дифференциация обучения", а также его соотношение с понятием "индивидуализация обучения", поскольку однозначная трактовка этих понятий в современной дидактической литературе отсутствует. Так, некоторые исследователи употребляют их как синонимы, другие используют какой-либо один из этих терминов, но в достаточно широком смысле. Вообще, предпочтение того или иного из этих слов в педагогике – это по большей части вопрос традиции или договоренности.

«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

Сущность, необходимость использования в практике

В индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности. Индивидуализация - это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности. При использовании понятия индивидуализация обучения необходимо иметь в виду, что, при его практическом осуществлении учителем, речь идёт не о об абсолютной, а об относительной индивидуализации.

Следующий вариант - дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Необходимость в ней тем настоятельнее, чем более гетерогенный класс служит объектом такой дифференциации. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Исходя из этого, можно считать возможным отождествление понятий "индивидуализация" и "дифференциация". Индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения. В самом общем плане, цель обучения - это всегда развитие ребёнка.





Анализ различных подходов по дифференциации и индивидуализации

По мнению А.А. Рабунского, под индивидуализацией обучения обычно понимается «особая организация учебного процесса в коллективе класса (группы), которая направлена на осуществление требований индивидуального подхода». Термин «дифференциация обучения» обозначает, по мнению автора, «разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы, осуществляемое на факультативных занятиях, в специализированных школах и классах». В соответствии с подходом М.Н.Скаткина, дифференциация является родовым понятием и включает в себя индивидуализацию как понятие видовое. В этом случае «учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением. При этом различают внутреннюю и внешнюю дифференциацию. Под внутренней дифференциацией понимают такую организацию учебного процесса, при которой учёт индивидуальных особенностей учащихся производится в рамках их обучения в обычных группах. Все они работают по одинаковым учебным планам, программам и пособиям, но учитель использует индивидуальные методы работы, формы и средства обучения. Внутренняя дифференциация в рамках рассматриваемого подхода называется индивидуализацией обучения. Внешняя дифференциация – такая организация учебного процесса, при которой учащиеся объединяются в группы в соответствии с их особенностями, способностями и склонностями. Обучение в этих группах осуществляется по особым программам и учебникам.

Достаточно полный анализ существующих подходов к определению понятий "индивидуализация" и "дифференциация" обучения проведён И. Унт. В результате этого анализа автор приходит к мнению, что для определения понятия "индивидуализация" следует исходить из необходимости, чтобы это понятие правильно и исчерпывающе отражало в общих чертах учёт индивидуальных особенностей детей и по возможности охватило бы все формы и методы учёта этих особенностей. По этим соображениям понятие "индивидуализация" используется И. Унт как "учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются". Под дифференциацией же понимается "учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам". Таким образом, индивидуализация понимается И. Унт более широко, чем дифференциация, и включает в себя последнее. Дифференциация в этой работе в рамках принятого определения рассматривается как один из основных вариантов индивидуализации.
Итак, проведённый анализ действительно свидетельствует о наличии различных подходов к определению понятий "дифференциация" и "индивидуализация". Каждый из них в определённой степени правомерен.

Направления работы по дифференциации и индивидуализации:

Направления работы по
дифференциации

1) Расширение и обогащение опыта
реального взаимодействия ребёнка с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование
адекватного представления об опасности и безопасности.

2) Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту
ребёнка. Формирование умения
устанавливать связь между ходом
собственной жизни и природным
порядком.

3) Формирование внимания и интереса
ребёнка к новизне и изменчивости
окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности и
ответственности во взаимодействии со
средой.

4) Развитие способности ребёнка
взаимодействовать в освоении
окружающего с другими людьми,
осмыслять и присваивать чужой опыт и
делиться своим, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок и др.).

Направления работы по
индивидуализации

1) Индивидуализация домашних заданий, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению;

2) Специфичная методика урока: в целях ликвидации неуспеваемости класс делится на три относительно стабильные группы, часть урока работа идет фронтально, остальная же – самостоятельно, причем каждая группа получает различные задания (обучение в сотрудничестве);

3) Индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся: работа проводится по индивидуальным инструкциям, которые составляются в трех вариантах (по степени трудности), учащиеся получают индивидуальные задания.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Дифференциация и индивидуализация обучения

Автор: Колотовкина Анастасия Олеговна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 332981

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ."
    ["seo_title"] => string(93) "povyshieniie-kachiestva-matiematichieskoi-podgotovki-na-osnovie-individualizatsii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256302"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448112350"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Презентация "Индивидуализация и дифференциация процесса обучения на уроках биологии" "
    ["seo_title"] => string(100) "priezientatsiia-individualizatsiia-i-diffierientsiatsiia-protsiessa-obuchieniia-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "175055"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424203639"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Роль индивидуализации в современном процессе обучения."
    ["seo_title"] => string(61) "rol-individualizatsii-v-sovriemiennom-protsiessie-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287158"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454433953"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Дифференцированный подход в обучении и воспитании "
    ["seo_title"] => string(55) "diffierientsirovannyi-podkhod-v-obuchienii-i-vospitanii"
    ["file_id"] => string(6) "243764"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445797146"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(106) "riealizatsiia-individual-nogho-i-diffierientsirovannogho-podkhodov-v-obuchienii-i-vospitanii-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246709"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446447704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства