Просмотр содержимого документа
«Дифференциация и индивидуализация обучения»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
Тема: Дифференциация и индивидуализация обучения
Выполнила: Колотовкина А. О. Студентка 2 «А» группы
Проверил: Южакова О. Е. Преподаватель педагогических дисциплин
г. Камышлов 2016 г.
Понятие «дифференциация» и «индивидуализация»
Вне всяких сомнений, для лучшего понимания психологических основ дифференцированного обучения необходимо для начала уточнить содержание понятия "дифференциация обучения", а также его соотношение с понятием "индивидуализация обучения", поскольку однозначная трактовка этих понятий в современной дидактической литературе отсутствует. Так, некоторые исследователи употребляют их как синонимы, другие используют какой-либо один из этих терминов, но в достаточно широком смысле. Вообще, предпочтение того или иного из этих слов в педагогике – это по большей части вопрос традиции или договоренности.
«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
«Индивидуализация» - это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.
Сущность, необходимость использования в практике
В индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности. Индивидуализация - это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности. При использовании понятия индивидуализация обучения необходимо иметь в виду, что, при его практическом осуществлении учителем, речь идёт не о об абсолютной, а об относительной индивидуализации.
Следующий вариант - дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Необходимость в ней тем настоятельнее, чем более гетерогенный класс служит объектом такой дифференциации. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Исходя из этого, можно считать возможным отождествление понятий "индивидуализация" и "дифференциация". Индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения. В самом общем плане, цель обучения - это всегда развитие ребёнка.
Анализ различных подходов по дифференциации и индивидуализации
По мнению А.А. Рабунского, под индивидуализацией обучения обычно понимается «особая организация учебного процесса в коллективе класса (группы), которая направлена на осуществление требований индивидуального подхода». Термин «дифференциация обучения» обозначает, по мнению автора, «разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы, осуществляемое на факультативных занятиях, в специализированных школах и классах». В соответствии с подходом М.Н.Скаткина, дифференциация является родовым понятием и включает в себя индивидуализацию как понятие видовое. В этом случае «учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференциацией, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением. При этом различают внутреннюю и внешнюю дифференциацию. Под внутренней дифференциацией понимают такую организацию учебного процесса, при которой учёт индивидуальных особенностей учащихся производится в рамках их обучения в обычных группах. Все они работают по одинаковым учебным планам, программам и пособиям, но учитель использует индивидуальные методы работы, формы и средства обучения. Внутренняя дифференциация в рамках рассматриваемого подхода называется индивидуализацией обучения. Внешняя дифференциация – такая организация учебного процесса, при которой учащиеся объединяются в группы в соответствии с их особенностями, способностями и склонностями. Обучение в этих группах осуществляется по особым программам и учебникам.
Достаточно полный анализ существующих подходов к определению понятий "индивидуализация" и "дифференциация" обучения проведён И. Унт. В результате этого анализа автор приходит к мнению, что для определения понятия "индивидуализация" следует исходить из необходимости, чтобы это понятие правильно и исчерпывающе отражало в общих чертах учёт индивидуальных особенностей детей и по возможности охватило бы все формы и методы учёта этих особенностей. По этим соображениям понятие "индивидуализация" используется И. Унт как "учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются". Под дифференциацией же понимается "учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам". Таким образом, индивидуализация понимается И. Унт более широко, чем дифференциация, и включает в себя последнее. Дифференциация в этой работе в рамках принятого определения рассматривается как один из основных вариантов индивидуализации. Итак, проведённый анализ действительно свидетельствует о наличии различных подходов к определению понятий "дифференциация" и "индивидуализация". Каждый из них в определённой степени правомерен.
Направления работы по дифференциации и индивидуализации:
Направления работы по дифференциации
1) Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности.
2) Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.
3) Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности и ответственности во взаимодействии со средой.
4) Развитие способности ребёнка взаимодействовать в освоении окружающего с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок и др.).
Направления работы по индивидуализации
1) Индивидуализация домашних заданий, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению;
2) Специфичная методика урока: в целях ликвидации неуспеваемости класс делится на три относительно стабильные группы, часть урока работа идет фронтально, остальная же – самостоятельно, причем каждая группа получает различные задания (обучение в сотрудничестве);
3) Индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся: работа проводится по индивидуальным инструкциям, которые составляются в трех вариантах (по степени трудности), учащиеся получают индивидуальные задания.