Выступление по теме «Дифференциация обучения на уроках информатики».
Выступление по теме «Дифференциация обучения на уроках информатики».
Задачи:
- Выявить способности или интересы учащихся к изучению учебного материала и условно разбить на группы;
- Разработать или подобрать задания и программное обеспечение в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами и способностями учащихся;
- Разработать критерии отслеживания результатов и попытка прогнозирования.
- Пересмотреть программу, тематические планы;
- Изменить структуру урока.
Повышению эффективности обучения информатике способствует дифференциация и индивидуализация обучения. В педагогической энциклопедии индивидуализация определяется как «организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».
Индивидуализация обучения любому предмету предполагает и его дифференциацию, которую следует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого в отдельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме «Дифференциация обучения на уроках информатики».»
«Дифференциация обучения на уроках информатики»
учитель информатики Паниной Оксаны Анатольевны
Задачи:
- Выявить способности или интересы учащихся к изучению учебного материала и условно разбить на группы;
- Разработать или подобрать задания и программное обеспечение в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами и способностями учащихся;
- Разработать критерии отслеживания результатов и попытка прогнозирования.
- Пересмотреть программу, тематические планы;
- Изменить структуру урока.
Повышению эффективности обучения информатике способствует дифференциация и индивидуализация обучения. В педагогической энциклопедии индивидуализация определяется как «организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению».
Индивидуализация обучения любому предмету предполагает и его дифференциацию, которую следует понимать как всестороннюю доступность и результативность обучения для всех учащихся и для каждого в отдельности.
Существует два вида дифференциации обучения:
Уровневая, выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одним программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом, является уровень обязательной подготовки его, достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Профильная, дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных групп школьников по разным программам, отличающимся глубиной изложения материала, объёмом сведений и т.д. Разновидностью профильного обучения является углублённое изучение информатики.
Я в своей работе рассматриваю уровневую дифференциацию.
На уроках информатики я использую индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа школьников на уроках информатики организовывается на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Что касается групповой формы организации учебного процесса, то эта форма используется на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а так же на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определённым образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведётся и какие дидактические задачи решаются. Различают следующие виды групповой деятельности:
кооперативная – разные группы выполняют отдельные части общего задания;
индивидуализированная – каждый ученик выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
дифференцированная – состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.
При организации индивидуального подхода к обучению учитываются следующие особенности учащихся:
уровень усвоения необходимых знаний и умений;
способности и интерес к изучению учебного предмета.
Для определения этих особенностей школьников на уроках информатики используются соответствующее программное обеспечение, уровневые задания, тесты, анкетирование.
В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся, класс условно разбивается на 3 группы:
Учащиеся с низким темпом усвоения материала;
Учащиеся со средним темпом усвоения материала;
Учащиеся с высоким темпом усвоения материала.
Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:
делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
разработке и подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
оценивании деятельности учащихся.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения осуществляется с учётом:
- обязательных результатов обучения;
- межпредметных связей;
- практической направленности.
При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы учитываются уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческий.
Виды дифференцированных знаний, используемых при групповой и индивидуальной формах работы с учащимися содержатся в таблице:
№
Индивидуальная форма работы
Групповая форма работы
1
Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.
Задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения информатики, решения.
2
Разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче.
Взаимодополняющие задачи с различными условиями.
3
Уровневые взаимосвязанные задачи.
Уровневые взаимодополняющие задачи.
4
Индивидуальная самостоятельная работа.
-
5
Задачи, допускающие несколько способов решения.
-
ВЫВОД: Дифференцированная форма обучения повышает эффективность процесса обучения, делает его гибким и целенаправленным, а так же способствует развитию творческих и познавательных способностей учащихся.
Дифференциация намного упрощает учителю проведение занятий, при использовании дифференциации значимость учителя как проводника знаний снижается, роль учителя меняется.
Дифференцированная форма обучения развивает у учащихся устойчивый интерес к предмету, формирует умение самостоятельно работать, заметно развивает навыки работы с учебным программным средством.