Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса
Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса
Сегодня обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ребенка в активную работу, научить его совместно решать задачи и искать их решения. Совместная деятельность на занятии способствует формированию личности, учит планировать работу, общаться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса»
Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Доклад п.д.о. Шемонаевой Е.А.
Сегодня обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ребенка в активную работу, научить его совместно решать задачи и искать их решения. Совместная деятельность на занятии способствует формированию личности, учит планировать работу, общаться.
История развития взаимного обучения
В Древней Спарте отроки, прошедшие обучение должны были посвятить два года обучению младших, которые в их лице приобретали не только наставника, но и поддержку старшего товарища, защиту.
Я.А.Каменский начал внедрять практику деления учащихся 6на десятки. Во главе каждого десятка стоял наблюдающий, а над ними также стояли другие наблюдающие, вплоть до самого старшего. Он говорил: «Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другими для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, - обучать. Эти правила дают возможность ученику побеждать учителя.»
Д. Джонсон и Р.Джонсон предложили метод обучения и сотрудничества в малых группах «Учимся вместе». Достоинствами этого метода являются:
- взаимозависимость всех работающих в группе;
- личная ответственность каждого работающего в группе не только за свои успехи, но и за успехи товарищей;
- совместная учебно-познавательная, творческая и иные виды деятельности учащихся в группе;
- социализация детей при работе в группе;
- развитие навыков оценки и самооценки.
Преимущества Белл-Ланкастерской системы обучения, при которой старшие и более знающие ученики обучали учеников младшего возраста, это:
- объяснение младшим ученикам материала давалась на доступном уровне, так «Учителя»-мониторы были не намного старше;
- мониторы стремились к самообразованию.
Недостатком можно назвать отсутствие у обучающихся необходимых педагогических знаний и умений.
Организовать сотрудничество между детьми необходимо во всех сферах школьной жизни, в том числе и в дополнительном образовании. Очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если педагог имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом. Ребенку для полноценного развития необходимо общение и совместная деятельность не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Технология взаимного обучения
Взаимное обучение – форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой обучающиеся, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими сверстниками под руководством педагога.
Принципы взаимного обучения:
- Приведение в соответствие образного и логического мышления обучающихся в познавательной деятельности путем реализации принципа одновременности их функционирования;
- признание равноправными компонентами содержания личностный опыт обучающегося и предметную представленность, а условием их равнозначного существования – организованное взаимодействие;
- замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный –параллельно-взаимный.
Благодаря тому, что каждый ребенок получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с различными членами группы, у обучающегося
- появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы;
- пробуждается и усиливается интерес к выполняемому заданию;
- повышается активность работы в группе;
- обеспечивается прочность знаний и умений.
Этапы реализации взаимного обучения
(по методике А.Г.Ривина)
Подготовительный этап:
Перед началом организации работы в парах сменного состава, нужно выделить время на наблюдение выработки навыков, необходимых для парной работы. Это поможет в дальнейшем достичь желаемого результата: дети в парах трудятся легко, непринужденно, комфортно.
Для парной работы необходимы определенные навыки. Это:
- умение ориентироваться в пространстве;
- умение слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;
- умение работать в шумовой среде;
- умение находить нужную информацию;
- умение использовать технологические карты;
- умение переводить образы в слова и слова в образы.
Ознакомительный этап. Необходимо сообщить обучающимся «правила игры», целевые установки и определить способ оценки результатов выполнения задания.
Начало работы в парах.
- педагог предлагает выполнить мини-задание по новому разделу и помогает выполнить его с применением нового знания;
- обучающиеся, освоившие новую операцию, объясняют и помогают выполнить ее своим товарищам;
- к освоению этой операции включаются все новые и новые обучающиеся, которые работали под руководством своих одноклассников, которые освоили ее раньше;
- обучение продолжается до тех пор, пока операция не будет освоена в полном объеме всеми ребятами.