kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Сегодня обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ребенка в активную работу, научить его совместно решать задачи и искать их решения. Совместная деятельность на занятии способствует формированию личности, учит планировать работу, общаться.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса»

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС


Доклад п.д.о. Шемонаевой Е.А.


Сегодня обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ребенка в активную работу, научить его совместно решать задачи и искать их решения. Совместная деятельность на занятии способствует формированию личности, учит планировать работу, общаться.

История развития взаимного обучения

В Древней Спарте отроки, прошедшие обучение должны были посвятить два года обучению младших, которые в их лице приобретали не только наставника, но и поддержку старшего товарища, защиту.

Я.А.Каменский начал внедрять практику деления учащихся 6на десятки. Во главе каждого десятка стоял наблюдающий, а над ними также стояли другие наблюдающие, вплоть до самого старшего. Он говорил: «Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другими для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное – усваивать, тому, что усвоил, - обучать. Эти правила дают возможность ученику побеждать учителя.»

Д. Джонсон и Р.Джонсон предложили метод обучения и сотрудничества в малых группах «Учимся вместе». Достоинствами этого метода являются:

- взаимозависимость всех работающих в группе;

- личная ответственность каждого работающего в группе не только за свои успехи, но и за успехи товарищей;

- совместная учебно-познавательная, творческая и иные виды деятельности учащихся в группе;

- социализация детей при работе в группе;

- развитие навыков оценки и самооценки.

Преимущества Белл-Ланкастерской системы обучения, при которой старшие и более знающие ученики обучали учеников младшего возраста, это:

- объяснение младшим ученикам материала давалась на доступном уровне, так «Учителя»-мониторы были не намного старше;

- мониторы стремились к самообразованию.

Недостатком можно назвать отсутствие у обучающихся необходимых педагогических знаний и умений.

Организовать сотрудничество между детьми необходимо во всех сферах школьной жизни, в том числе и в дополнительном образовании. Очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если педагог имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом. Ребенку для полноценного развития необходимо общение и совместная деятельность не только со взрослыми, но и со сверстниками.


Технология взаимного обучения

Взаимное обучение – форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой обучающиеся, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими сверстниками под руководством педагога.

Принципы взаимного обучения:

- Приведение в соответствие образного и логического мышления обучающихся в познавательной деятельности путем реализации принципа одновременности их функционирования;

- признание равноправными компонентами содержания личностный опыт обучающегося и предметную представленность, а условием их равнозначного существования – организованное взаимодействие;

- замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный –параллельно-взаимный.

Благодаря тому, что каждый ребенок получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с различными членами группы, у обучающегося

- появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы;

- пробуждается и усиливается интерес к выполняемому заданию;

- повышается активность работы в группе;

- обеспечивается прочность знаний и умений.


Этапы реализации взаимного обучения

(по методике А.Г.Ривина)

Подготовительный этап:

Перед началом организации работы в парах сменного состава, нужно выделить время на наблюдение выработки навыков, необходимых для парной работы. Это поможет в дальнейшем достичь желаемого результата: дети в парах трудятся легко, непринужденно, комфортно.

Для парной работы необходимы определенные навыки. Это:

- умение ориентироваться в пространстве;

- умение слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;

- умение работать в шумовой среде;

- умение находить нужную информацию;

- умение использовать технологические карты;

- умение переводить образы в слова и слова в образы.

Ознакомительный этап. Необходимо сообщить обучающимся «правила игры», целевые установки и определить способ оценки результатов выполнения задания.

Начало работы в парах.

- педагог предлагает выполнить мини-задание по новому разделу и помогает выполнить его с применением нового знания;

- обучающиеся, освоившие новую операцию, объясняют и помогают выполнить ее своим товарищам;

- к освоению этой операции включаются все новые и новые обучающиеся, которые работали под руководством своих одноклассников, которые освоили ее раньше;

- обучение продолжается до тех пор, пока операция не будет освоена в полном объеме всеми ребятами.

Проверочная работа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса

Автор: Шемонаева Елена Анатольевна

Дата: 09.11.2023

Номер свидетельства: 639567

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "коллаборативное обучение-обучение посредством общения "
    ["seo_title"] => string(66) "kollaborativnoie-obuchieniie-obuchieniie-posriedstvom-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "119981"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413563596"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование современных педагогических технологий в обучении предмета географии "
    ["seo_title"] => string(101) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-v-obuchienii-priedmieta-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "188412"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426676781"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Доклад на тему: "Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку ""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_puti_povyshieniia_funktsional_noi_ghramotnosti_uchashchikhsia_po"
    ["file_id"] => string(6) "397235"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488456649"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Доклад на тему "Развитие устной речи на уроках английского языка" "
    ["seo_title"] => string(71) "doklad-na-tiemu-razvitiie-ustnoi-riechi-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "206284"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430145054"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль как факторы успешности учебной деятельности младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(126) "piedaghoghichieskii-kontrol-samokontrol-vzaimokontrol-kak-faktory-uspieshnosti-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "130136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415821284"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства