Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Без надежды на спасение."»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на Международный конкурс «Память о Холокосте – путь к толерантности»
1Ф.И.О.
Толстикова Валентина Васильевна
2.Место работы:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа c. Ольховец»
3. Должность:
Учитель истории и обществознания
4. Класс
5-11
5.Название работы:
«Без надежды на спасение….»
6. Цель:
- ознакомление учащихся с трагедией Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов; - повышение информационной грамотности учащихся;
– продолжение работы по формированию толерантного сознания и воспитанию осознанной гражданской позиции; - развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию; - научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм; – продолжение развития навыков монологической речи, развития коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.
7.Задачи:
-познакомиться с историей детей в рамках геноцида еврейского народа в годы 2 мировой войны;
-формировать и развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста;
- формировать межнациональную терпимость;
-развивать умение анализировать, использовать знания, полученные на уроках, делать выводы и обобщения.
8. Материалы и оборудование:
1.ПК, мультимедиа проектор, колонки.
2.Презентация.
9. Методы:
Наглядные, словесные
Ход внеклассного мероприятия:
Учитель: Сегодня мы будем говорить о тех, кто стал жертвами Холокоста, а также о том, как сегодня чтят, память погибших в те ужасные дни… Подробно также остановимся на теме «Дети – жертвы Холокоста».
Звучит «Реквием» В.А. Моцарта
Ученик 1: Вершина зла, жестокости и мрака. Тревожит сердце слово «Холокост», И хочется от грусти просто плакать, Не утирая с глаз горячих слез.
Видеоряд, в котором использованы архивные фотографии и документальные кадры концлагерей.
Ведущий 1: А знаете ли вы, что означает слово “холокост”? Вторая
мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом “холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.
Ведущий 2: Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года. В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.
Ведущий 1: Дети и Холокост. Как эти два понятия, такие несовместимые, могут существовать вместе? Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи…Можно продолжать выстраивать этот ассоциативный ряд, но за каждым понятием стоит трагическая судьба отдельного человека, ребенка, жизнь которого перечеркнула бездушная машина Холокоста во время самой кровопролитной и жестокой Второй мировой войны. Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха по “защите арийской крови”.
Ведущий 2: Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей с тем, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”.
Ученик 2:
Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились – мучили детей. И это каждый раз опять, – Кляня, ругаясь без причины…, И детям было не понять, Чего хотят от них мужчины. За что – обидные слова. Побои, голод, псов рычанье? И дети думали сперва, Что это за непослушанье. Они представить не могли Того, что было всем открыто: По древней логике земли, От взрослых дети ждут защиты. А дни всё шли, как смерть страшны, И дети стали образцовы, Но их всё били. Так же. Снова. И не снимали с них вины. Они хватались за людей. Они молили. И любили. Но у мужчин “идеи” были, Мужчины мучили детей.
За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей.
(Хор детей на еврейском языке)
Ведущий 1: Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг.
Песня Розенбаума «Бабий Яр»
Ученик 3:
Засыпал снег сегодня Бабий Яр. Прикрыл собою братскую могилу. Сто тысяч в ней взывают, молча к миру, чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар! Там, где фашисты сваливали в ад убитых и живых, растут берёзы. Смотрю на них и плачу.… Эти слёзы погибших не вернут уже назад.
Но слёзы скорби нашей не напрасны. Они, как мудрость, над душою властны: они её печальный, вечный плод. Они напоминают тем, кто молод, как будет страшен войн грядущих Молох, что в гневе уничтожит людской род.
Над Бабьим Яром памятник воздвигнут Убийцам душ людских немой укор. Там слышен и поныне стон погибших Саднящий, не смолкающий с тех пор.
Там сотни уничтоженных евреев, Там дед и правнук рядышком лежат. И мать, что так детей своих лелеяла И сын, что от груди фашистом был отнят.
Ученик 4:
-Не убивайте! — слышен голос материнский. -Не убивайте, он же только родился на свет! — Но нет, не дрогнула рука фашиста, Лишь выстрелы, да брань слышны в ответ.
Земля, омытая еврейской кровью Святой клочок средь украинских нив. Вошедший во всемирную историю Печальной песни горестный мотив.
Туда идут, чтоб низко поклониться Родным, покоящимся под глубоким рвом, И помолчать под шелест трав и пенье птицы Кружащей над зеленым топольком.
Вечная память, вечная память! Тем, кто покоится здесь. И не стереть эту память веками, В каждом из нас она есть.
Ведущий 2: В 1942 году нацисты приступили к окончательному решению еврейского вопроса. В Освенцим, Треблинку, Майданек и другие концлагеря прибывали эшелоны с евреями:
Ведущий 1: в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;
Ведущий 2: в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;
Ведущий 1: в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.
Ведущий 2: в лагере Майданек уничтожено 1 миллион 600 тыс. евреев.
Ведущий 1: в лагере Освенцим – 1,5 миллиона евреев.
Звучит Бухенвальдский набат
Ученик 5:
Дождь стучит за окном,
Дождь не даёт мне покоя.
Я не могу забыть…
Да разве забудешь такое?
Инсценировка.
Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке, из книги «До и после Освенцима»: «Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Об отношении немцев к евреям я читал в листовках, но в них ничего не говорилось об уничтожении детей, женщин и стариков. О судьбе евреев Европы я узнал уже в Освенциме. Я приехал туда 29 января 1945 года. … В тот день, когда я приехал в Освенцим, там насчитали семь с половиной тысяч оставшихся в живых. Нормальных людей я не видел. Немцы там оставили немощных, остальных угнали – всех, кто мог ходить. Больных, ослабевших оставили: как нам сказали – всего было более десяти тысяч. Немногие, те, что могли ходить, убежали, когда наша армия подошла к лагерю. … Я заходил не только в бараки, потрясшие меня своим видом, мне показали также и помещение, где отравляли газом у входа в крематорий. Сам крематорий и газовая камера были взорваны. Потом я увидел детей… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке. Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими»
Ученик 6 Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь. Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка! Совсем недавно он смеялся звонко – Теперь же в небесах лишь след его парит. Гром грянул. Ветер свистнул в тучах. Заплакала земля в тоске глухой. О, сколько слёз, горячих и горючих! Земля моя, скажи мне, что с тобой? Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз.
Такой позор и варварство такое?
Ведущий 2: В Белоруссии, России и других захваченных советских территориях проходили массовые казни. Люди гибли под бомбёжками и обстрелами, от холода, голода, болезней. Трагедии белорусских деревень, уничтоженных гитлеровцами вместе с их населением, – немые свидетели злодеяний. Жители села Хатынь были заживо сожжены пособниками «нацистов» - «Бандеровцами», каратели не жалели никого, в том числе и детей.
На сцену выходят чтецы
Звучит музыка С.Рахманинова concerto 2
Варварство» М. Джалиль
1.Они с детьми погнали Матерей
И ямы рыть заставили,
А сами они стояли кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор
И хмурыми глазами окинул обречённых.
Мутный дождь шумел
В листве соседних рощ
И на полях одетых мглою.
И тучи опустились над землёю,
Друг друга, с бешенством гоня.
НЕТ! Этого я не забуду дня.
Я не забуду никогда во веки!
Я видел, плакали, как дети, реки,
Как в ярости рыдала мать земля.
Своими видел я глазами,
2.Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучи опустилось на поля.
В последний раз детей поцеловали.
В последний раз
Шумел соседний лес.
Казалось, что сейчас он обезумел,
Гневно бушевала его листва.
Сгущалась мгла вокруг,
Я видео мощный дуб свалился вдруг,
Он падал издавая вздох тяжелый,
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к Матерям, цепляясь за подолы,
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной
Ребёнок – мальчуган большой
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины-
Она смотрела, ужаса полна,
3.Как не лишиться ей рассудка?
Всё понял, понял всё малютка
« Спрячь, Мамочка, меня не надо умирать»
Он плачет и, как лист,
Сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла ребёнка Мать,
Прижала к сердцу против дула прямо.
« Я, Мама, жить хочу, не надо, Мама,
Пусти меня, пусти чего ты ждёшь?»
И хочет вырваться из рук ребёнок.
И страшен плач, и голос тонок.
И в сердце он вонзается, как нож.
-Не бойся, мальчик мой,
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы живым тебя не закопал палач.
Терпи сынок, терпи,
Сейчас не будет больно.
4.И он закрыл глаза, и заалела кровь по шее,
Тонкой летной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь
Гром грянул, ветер свистнул в тучах,
Заплакала земля в тоске глухой.
И сколько слёз горячих и горючих?
Земля моя – скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор т варварство такое?
Земля моя, враги тебя громят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами.
И пусть лучи его пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей.
Ведущий 1: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.
Ведущий 2: Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.
Ученик 6:
ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ (Ирина Яненсон)
Когда осенняя листва устала падать, И с краю озеро покрылось коркой льда, Спустились с неба лебеди и стали плавать, Расправив гордо свои шеи, как всегда.
И старый дед-еврей бросал им хлеба крошки, И тихо плакал, и молитвы им шептал; Он помнил страшные военные бомбёжки, И смерть родных, и одиночество познал.
И видел он расстрел отца и старших братьев, И как сестру его забрали для утех, Он плакал и кричал свои слова проклятья, Чтобы не слышать тот фашистский злобный смех.
И видел он, как шли толпой евреи в чёрном, И слышал улицы немую тишину, Ему казалось небо серым и огромным, Он проклинал в тот день фашистов и войну.
И всякий раз, как лебедей большая стая Спешит подплыть к нему по голубой волне, Он тихо плачет, вслух молитвы им читая, И верит он, то – души павших на войне.
Ведущий 1: Несмотря на понимание международного характера свершившейся трагедии, на протяжении более полувека единого дня памяти жертв тех страшных событий не было. И лишь в 2005 году было принято решение выбрать дату, которой стал день освобождения первого лагеря Освенцима – 27 января
Ведущий 2: В Израиле по закону Памяти о Холокосте люди, не принадлежащие к еврейской национальности, но спасшие евреев в годы фашистской оккупации Европы от смерти, рискуя собственной жизнью, получают звание Праведники народов мира.
Ведущий 1: В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках —надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Их имена увековечивают на Горе Памяти в Иерусалиме.
Ведущий 2: Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста.
Минута молчания.
Учитель:Сейчас я предлагаю вам выполнить одно упражнение и окунуться в удивительный мир, который не наполнен ужасами войны. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Тихо звучит медленная классическая музыка.
«Представьте себе мир, в котором нет войн и террора. Мир, в котором человек имеет право на реализацию своих лучших устремлений. Где достаточно свободы, чтобы творить добрые дела. Где люди поступают друг с другом в духе братства, ведут себя разумно и по совести. Где человек имеет право на уважение, свои убеждения, на свою религию, на свои слова. Представьте мир, где нет дискриминации ни по каким признакам. Где мужчины и женщины могут основывать семью по собственному согласию, чтобы создать, воспитать и обеспечить новое поколение. Где нет брошенных детей или беспризорников, где достаточно школ, чтобы дать образование каждому ребенку. Представьте мир, в котором каждый человек за свой упорный труд получает удовлетворительную оплату такого уровня, который позволяет обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. Представьте мир, в котором существуют только справедливые суды. В котором не торгуют женщинами, детьми и оружием. В котором нет наркотиков и безнравственных телепрограмм. Представьте этот лучший мир, в котором соблюдаются права человека. Соблюдаются полностью, так, как они были записаны 10 декабря 1948 года, чтобы обеспечить мир, свободу, процветание и справедливость для каждого отдельного человека и для всего человечества в целом».
Откройте глаза. Скажите, удалось ли вам представить такой мир? Какими красками он был окрашен? Было ли вам уютно в нем? Что необходимо сделать людям, чтобы наш мир стал таким?
Видеоряд
Ученик 7: Все мы – дети планеты Земля. Все равны, хоть порой не похожи. Жить нам в ссоре на свете нельзя, Ничего нету жизни дороже.
Ученик 8:Пусть царят на планете Земля Только добрые чувства и мысли
А иначе нам просто нельзя. Ведь в руках наших – жизни.
Ведущий 1: Каждый человек, каждая нация уникальны, все являются носителями общечеловеческих ценностей, составляющими мировой культуры
Ведущий 2: : Мы выбираем позицию терпимости и доверия, мирное сосуществование, а не конфликты.
Ведущий 1: Мы очень надеемся, что каждый из вас задумается, как улучшить нашу жизнь. Потому что от каждого из нас зависит наше настоящее и будущее.
Ведущий 2: На этом наш вечер памяти закончен. Мира вам и добра.