Данная работа направлена на снятие или уменьшение эмоционального выгорания у педагогов. Профессия педагога обладает огромной социальной важность и требования со стороны общества к личности педагога возрастают с каждым годом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг по эмоциональному выгоранию»
Тренинг на тему:
«Эмоциональное выгорание педагогов»
Чаще всего встречается в различных сферах коммуникативной деятельности (педагоги, врачи, работники социальных служб и т.п.)
Эмоциональное выгорание имеет накопительный эффект, связанный с изменениями личности.Негативно отражающийся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками процесса, а также на развитии самой личности.
Актуальность: возрастающие требования со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью.
Способность к сопереживанию – одно из самых важных качеств педагога. Но ни одного педагога заранее не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Педагог – альтруистический тип профессии.
СЭВ (синдром эмоционального выгорания) – процесс постепенной утраты эмоциональной, физической энергии, умственного истощения, личной отстраненности.
Причины: Основной фактор – это хронический стресс на рабочем мете, к которому приводят:
- предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка;
- отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;
- недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное;
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным;
-переживание несправедливости и т.п.
Признаки и симптомы СЭВ:
- эмоциональное истощение: перенапряжение, постоянное чувство усталости и нежелания идти на работу;
- личностная отстраненность: пропадает интерес к проф.деятельности, ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительного, ни отрицательного;
- падение самооценки: чувство вины, депрессия;
Профилактика СЭВ: должна быть комплексной, целенаправленной и постоянной. Вашему вниманию я предлагаю одно из мероприятий по профилактике профессионального выгорания педагогов.
Цели и задачи:
- активизировать опыт работы по профилактике СЭВ;
- научиться создавать условия, способствующие профилактике СЭВ;
Игра «Силуэт». Участникам раздаются карточки с контуром человека. Задача – нарисовать лицо, написать свое имя и прилагательное, которое отражает эмоциональное состояние на момент начала тренинга. На оборотной стороне написать , что вы ожидаете от тренинга
Листки с силуэтом человека
2.
10 мин.
Игра – приветствие. Участники игры становятся в круг вместе с ведущим и приветствуют друг друга различными способами.
Инструкция: Нарисуйте, пожалуйста круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время они находятся:
- работа (профессиональная жизнь)
- работа по дому
- личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
Рядом нарисуйте второй круг – их идеальное соотношение (как вам хотелось бы, что бы было).
Обсуждение:
- есть ли различия? В чем они заключаются?
- почему так получается?
- что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
- от кого или от чего это зависит?
Комментарии: это упражнение позволяет участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией, как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную «проблемность», «перекосы» в психической энергии.
Ручки, бумага
5.
20 мин.
Упражнение «Трудоголики» и «Пофигисты».
Разделить любым известным способом аудиторию на две команды. Участникам предлагается в режиме мозгового штурма выдвинуть аргументы в поддержку своей позиции: «Почему хорошо быть трудоголиком?», «Почему хорошо быть пофигистом?»
Затем участники команд поочереди обмениваются тезисами. Побеждает та команда, которая приведет большее количество аргументов в поддержку своей позиции.
Рефлексия:
А сейчас посмотрите на свои жизненные круги, изменилось ли, что – то в ваших взглядах на баланс жизни?
6.
10 мин.
Метафора «Стеклянный сосуд»
Сейчас я возьму и наполню стеклянную банку камнями. Скажите, пожалуйста, полна ли банка?
Сейчас я возьму горох и всыплю в банку, немного потрясу ее. Горох занял свободное место между камнями. А теперь полна банка?
А сейчас я возьму соль и насыплю ее в банку. Естественно, что соль заняла полностью существующее свободное место. Полна ли банка?
Я достаю стакан с водой и выливаю в банку, Соль начинает растворяться.
Обсуждение: А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка – это ваша жизнь. Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети – все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все – таки оставалась полной даже в случае, если все остальное потеряется. Горох – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль.
Песок (соль) – это все остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горох и камни. И так же в вашей жизни, если тратить все время и всю энергию на мелочи, не остается места для важнейших вещей.
Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет еще время для работы, уборки дома, починки автомобиля и т.п. Занимайтесь, прежде всего, камнями – самыми важными вещами в жизни!
Вы спросите: «А для чего же вода?» Я это сделала просто, чтобы доказать вам, что как бы ни была занята ваша жизнь, всегда есть немного места для праздного безделья…
Стеклянный сосуд,
камни, горох, песок (соль), вода
Рефлексия: Предлагаю вернуться к своим силуэтам, которые мы рисовали в начале тренинга. Желаете ли вы, что – то поменять в них? Изменилось ли ваше настроение после тренинга? Оправдались ли ваши ожидания? (участники пересматривают свои силуэты).
А теперь мне бы хотелось, чтобы каждый высказал свое мнение о тренинге, поделился впечатлениями своими чувствами. Что вы возьмете с собой с этого тренинга?
В заключении хотелось бы вам сказать: «Берегите себя для себя! Спасибо за внимание!»
Приложение
Трудоголики
Пофигисты
Трудоголики
Пофигисты
Трудоголики
Пофигисты
Трудоголики
Пофигисты
Трудоголики
Пофигисты
Трудоголики
Пофигисты
Трудоголики
Пофигисты
Трудоголики
Пофигисты
Имя ____________________________________
Эмоциональное состояние (прилагательное)________________________