Просмотр содержимого документа
«Тренинг толерантности "Я, Мы и Другие"»
Тренинг
знакомство с феноменом ксенофобии, ее проявлениями, психологическими и социальными механизмами;
осознание психологической альтернативы «мы»-«они», и ее роли в социальном взаимодействии;
осознание собственных стереотипов, предубеждений в отношении «других»;
развитие социальной чувствительности и социального интереса;
поиск способов позитивного взаимодействия с «другими».
Добрый день. Мы рады видеть вас в нашем Центре.
«Упражнение «Кто.» Ведущий выходит в центр круга. Выйдете сейчас ко мне,
кто любит рано просыпаться
кто поступил в пед. по призванию и велению сердца
кто любит читать книги
кто сдавал нормативы ГТО
Кто любит рэп
Те, у кого есть родные или знакомые…..
Те, кто живет в городе Анжеро-Судженск
Спасибо, ребята. Посмотрите, какие мы все разные, нас что-то отличает друг от друга, но что-то связывает. Одних людей объединяет любовь к спорту, других музыкальные пристрастия, третьих чтение книг или родной город. Нас много, мы разные, но мы похожи. Предлагаем посмотреть вам видеоролик….
Мы сейчас просмотрели трейлер к фильму «Чудо», который снят по книге, основанной на реальных событиях. Зачастую как герой этого фильма в жизни, мы сталкиваемся с тем что, люди отличающиеся от нас по национальности, цвету кожи, внешности, физическим особенностям подвергают насмешкам и унижению, как физическому, как о и моральному, на них навешивают ярлыки. Чужими, непохожими на нас сегодня становятся не вымышленные инопланетяне, а например иностранцы (в первую очередь – мигранты), люди, исповедующие другую религию, или попросту имеющие другое мировоззрение.
Все это можно называется «Ксенофобия» (слайд 2).«Ксенофобия – страх и отвращение по отношению к чужим, непохожим. Когда-то этот термин был исключительно плодом пера писателей-фантастов. Но сегодня ксенофобия, к сожалению, уверенно вышла за пределы страниц фантастической литературы и фильмов, прочно поселилась в нашем обществе.
«Мини-дискуссия» Далее участникам предлагается ответить на следующий вопрос: Сталкивался ли кто – тот из вас или близких вам людей с проявлениями ксенофобии? Какие чувства и эмоции это у вас вызывало?
Выводы: Ребята, сколько историй мы сейчас услышали, практически у каждого из вас или у ваших близких и знакомых были подобные ситуации, и мы услышали как это больно, обидно , а иногда не выносимо переживать унижения, оскорбления….. Как долго остаются в памяти эти моменты. Не менее болезненными для нас являются и воспоминания, когда мы сами причиняли боль и унижения людям не похожим на нас, которые чем-то от нас отличаются.
Теперь предлагаем вам немного расслабиться , подвигаться .
Упражнение «Мумба-Юмба».
Ведущий: Давайте представим, что есть некий остров, где живут три древних племени – мумба, юмба, джумба. Эти племена отличаются между собой, они по-разному здороваются: мумба держат руки за головой; юмба все время держат руки на талии; джумба здороваются, держа скрещенные руки на груди. Затем ведущий просит участников рассчитаться по кругу на мумбу, юмбу, джамбу и попробовать поздороваться в соответствии с тем, как это принято в их «племени».
Каждый из жителей острова объединяется с себе подобными, и племена расходятся по разным углам. Ведущий говорит, что у всех жителей острова есть не только различия, но и общее. Так, все жители острова приветствуют друг друга при помощи локтей. Племена воют долгие годы, не могут найти единый способ здороваться. Задача племен найти общий способ приветствовать друг друга.
Вопросы для обсуждения:
Как ваши различия сказались на контакте? Они мешали или помогали контакту? Какие у вас возникли трудности и как вы их преодолевали? Что способствовало эффективному взаимодействию (мотивация на взаимодействие), что мешало? Какие у вас возникли чувства?
Как вы думаете, основываясь на опыте, полученном в ходе упражнения, и на вашем реальном опыте, каким образом в жизни различия влияют на эффективность взаимодействия?
Вывод: Чаще всего различия воспринимаются как помеха контакту, как источник трудностей, но в них содержится и источник дополнительных возможностей и перспектив, например, в данном упражнении можно было при помощи наклонов, в качестве бонуса получить хорошую разминку для позвоночника. Как вы думаете, от чего зависит ,чем именно в конкретном взаимодействии будут являться различия - источником трудностей или новых возможностей? (Подводка к роли мотивации на взаимодействие и к толерантности. Для толерантной личности различия – это возможности).
Упражнение «Ярлыки»
Все участники делятся на 3 команды. Каждая команда делится еще на две подгруппы.
Каждой команде дается задания (ярлык: батан, чурбан, нищеброд) половина команды за толерантность, вторая за ксенофобию. Необходимо найти положительные стороны и отрицательные, при этом, не называя ярлыка. Остальные должны угадать ярлык.
Обсуждение:
Поделитесь своими чувствами те, кто был в роли жертвы, каково вам было?
Легко ли было найти аргументы вашей команде каждой стороне (за толерантность и ксенофобии?
Почему было легко давать отрицательные аргументы.
Мешает ли нам ксенофобия в построении взаимоотношений. Чем?
Что помогает в построении взаимоотношений? О чем мы сегодня говорили?
Выводы: Наши отличия и непохожесть друг на друга, в первую очередь это не изъян, недостаток, а в первую очередь это ресурс. Умение принимать человека таким, каким он есть называется толерантность.
Давайте рассмотрим жизнь людей, которые не сдавались, а шли к мечте, шли к своей цели. Оскар Писториус
Всемирно известная личность – Оскар Писториус. Став инвалидом практически с первых дней своей жизни, в будущем он сумел перевернуть представление о современном спорте. Мужчина, не имея ног ниже колена, на равных правах состязался со здоровыми атлетами-бегунами, причём достиг огромных успехов и многочисленных побед. Оскар является символом людей с ограниченными возможностями и примером того, что инвалидность - не помеха для нормальной жизни, в том числе и для занятий спортом. Писториус – активный участник программы поддержки граждан с физическими недостатками и главный пропагандист активного спорта среди этой категории людей.
Уолт Дисней
Родившись в нищей семье и переезжая с места на место, юный Уолт работал разносчиком газет, вставая в 3:30 утра, и с отцом производил желе. А ночами, тайком от родителей, не разделявших его увлечения, рисовал картинки и комиксы, которые затем продавал соседям за центы. Через 50 лет эти картинки, соседи Уолта Диснея продавали на аукционах за огромные деньги.
А иногда деспот-отец жестко наказывал юношу за безделье, которым занимался юноша, рисуя какие-то картинки. Не смотря на запрет родителей, Уолт все же поступил в чикагский Институт Искусств и стал тем, кем мы все его знаем.
Гарри Сандерс.
История 21-летнего австралийца Гарри Сандерса — это отличный пример того, что чудеса бывают, но без страстного желания и трудолюбия ждать их бесполезно. В школе Гарри был батаном, с ним никто не дружил и за его идеи дразнили. Сегодня программист Гарри Сандерс из Мельбурна входит в рейтинг самых успешных молодых предпринимателей Австралии. Его состояние оценивается в 1,5 миллиона долларов, что составляет примерно 98 миллионов рублей. Вы можете сказать, что это не так уж и много, но, учитывая недавнее прошлое Гарри, его капитал впечатляет.
Ирина Проскурина
Переехала в Соединенные Штаты, когда была совсем юной, стала моделью и покорила подиумы Нью-Йорка. Не сдаться в океане акул шоу-бизнеса ей помогли настойчивость и упорство. Ей приходилось добиваться тяжелым трудом. Она из простой семьи, у которой не было лишних денег. С самого детства она работала, чтобы улучшить материальное положение: продавала косметику в школе, летом подрабатывала на фабрике, даже квасом торговала. Сейчас она знаменитая модель.
Вывод: Все эти истории несут одну главную мысль – неважно кто ты и чем ты занимаешься, неважно, что о тебе говорят другие и как к твоим увлечениям относятся близкие, главное, что у вас есть цель. Имея цель можно перевернуть весь мир, построить его под себя. Не все в мире решает талант – в любом деле таланта лишь 20%, все остальное это вера в успех и необыкновенное трудолюбие. Верьте в себя!