Лекция с элементами тренинга и творческой игры для учащихся пятых- шестых классов. Познакомить детей с понятием "толерантность", формировать у учащихся уважение к правам других людей. Используя творческую. игру "Аплодисменты" можно узнать больше о друг друге. Используя игру "Дерево толерантности" дети могут повторить и закрепить черты характера толерантности. В конце подвести итоги и вручить памятки: "Двадцать шагов к толерантности".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция с элементами тренинга "Толерантность" »
Классный час «Толерантность»
Место проведения: классный кабинет
Целевая аудитория: 5-6 класс
Цели:
Знакомство с определением «толерантность», его значением.
Сформировать у учащихся представление о толерантности.
Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
Развивать критическое мышление, коммуникативные умения через навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, памятки, 2 плаката с изображением дерева, готовые шаблоны – листочки, фломастеры, клей, цветные круглые жетоны.
Поручение детям: Группа готовила материал о представителях разных национальностей в Ямало-Ненецком автономном округе и родной школе, оформила это в виде презентации.
Форма проведения: Лекция с элементами тренинга и творческой игры.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Никто не станет мудрым,
не будучи терпеливым.
(Античный афоризм)
На учительском столе разложены разноцветные жетоны, перевернутые цветной стороной вниз (это позволит разделить обучающихся на группы независимо от их желания и общения). Дети, входя в кабинет, берут жетоны и рассаживаются соответственно цвету за столы, заранее расставленные для четырех групп.
Учитель:Приветствует детей.
Сегодня мы поговорим с вами о толерантности. Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
Слайд 1
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский язык)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский язык)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский язык)
Учитель: Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи людей. Каждый день мы встречаемся с новыми, незнакомыми лицами. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
Группе учащихся было дано задание: выяснить, представители каких национальностей проживают в нашем округе и обучаются в нашей школе. Дадим им слово.
Слайд2
Вставить информацию.
Учитель: Спасибо, ребята, за проделанную работу! Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские. Но разве можно представить Россию без таких людей, как Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики - из поляков…
А теперь я предлагаю вам рассмотреть некоторые характеристики толерантной личности.
Слайд 3
Давайте их обсудим, и каждый подумает, какими чертами толерантной личности он обладает.
Есть ли качества, которых вам не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми? Ответы детей
Нужно воспитывать эти качества, прислушиваться к мнению других, развивать, заниматься самовоспитанием. Человек толерантным не рождается, а становится!
Упражнение «Аплодисменты».
Учитель: Давайте немного отдохнем. Я прошу вставать всех тех, кто обладает определенными умениями и качествами. Остальные аплодируют тем, кто встал. Встаньте те, кто умеет:
Рисовать
Играть на гитаре
Играть на фортепиано
Танцевать
Вышивать
Плавать, играть в футбол, хоккей
Кататься на коньках
Петь
Учитель: Встаньте те, кто мечтает стать:
Учителем
Юристом
Полицейским
Экономистом
Программистом
Прыгнуть с парашютом
Учитель: Все аплодировали, поддерживали друг друга, радовались умениям, интересам, мечтам других!
Учитель: Ребята, обратите внимание на доску. Вы видите символическое дерево без листьев. На столах у вас лежат листья, фломастеры и клей. Напишите черты толерантной личности и сформируйте крону символического дерева, приклеив листочки к веткам дерева.
Каждая группа детей формулируют 2 качества, клеят листочки и объясняют выбранную черту.
Учитель: Посмотрите, как преобразилось наше дерево! Что оно символизирует? Ответы детей. Как мы можем назвать его? Ответы детей. Дерево толерантности!
5. Творческая работа “Дерево толерантности”.
А теперь мы создадим дерево толерантности для нашего класса. Напишите на листочках что надо сделать, чтобы классный коллектив стал толерантен в отношении друг к другу. Листочки также клеятся на заранее подготовленное дерево.
Подведение итогов классного часа.
Какие качества присущи толерантной личности? Каково преимущество толерантного общения? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание? Мне было приятно общаться с вами сегодня. И то, что я хочу оставить вам на память, пусть будет напутствием в дальнейшей вашей жизни! (Вручение памяток).
Памятка
«Люди, будьте человечны!
Это ваш первый долг.
Будьте такими для всех состояний,
для всех возрастов,
для всего, что не чуждо человеку»
Жан Жак Руссо
20 шагов к толерантности
Наличие четкой цели.
Желание быть толерантным.
Стремление человека стать лучше.
Умение ставить себя на место других.
Не осуждать.
Видеть шире: замечать мелочи и тонкости,
замечать особенности ситуации,
принимать во внимание предысторию.
Подключать интуицию и воображение.
Расширять свой круг общения
Знакомиться с другими культурами (традициями).
Наблюдать.
Общаться с представителями других культур.
Улучшить самоконтроль.
Развить в себе умение молчать, слушать.
Менять места, путешествовать.
Менять точки зрения.
Направленность «на понимание».
Сопереживать.
Не зацикливаться.
Быть активным.
Не оценивать.
Литература
Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003.
Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
« 50 сценариев классных часов ». М.:Центр «Педагогический поиск», 2000.
« Тесты для подростков».М.: АСТ-Пресс книга, 2005.
Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.