статья "Поддержка развития лидерской позиции учителя"
Статья "Поддержка развития лидерской позиции учителя"
Как сказал Джон Максвелл, ведущий эксперт по вопросам лидерства не только в Америке, но и в других странах: «Каждый человек удивительно богат идеями, если ему создать условия для доверия», «Лидер побеждает вместе с людьми, благодаря людям, ради людей».
Мы понимаем, что обязательным условием проявления лидерства является успех. Ведь надежда на успех – самая большая движущая сила развития. Успех неизбежно приводит к новому успеху, но не сам по себе, а главное здесь – умение лидера создать для учителя ситуацию успеха. Иными словами, сам успех – это результат создания определенной ситуации для успеха.
Успеху сопутствует доверие. В свое время П.Л.Капица отмечал, что без чувства, что его ценят, ему доверяют, его работой интересуются, любой творческий работник, будь то или художник, или физик, интересно и смело работать не может. Именно доверие и успех сегодня должны служить критериями, определяющими учителя как лидера.
Лидер не может существовать без поддержки и команды.
Умение найти настоящую команду и людей, на которых можно опереться, характеризует настоящего лидера.
Наконец, лидер должен обладать определенным набором качеств и умений, которые позволяют ему расширять своё поле влияния. Хотелось бы остановиться на 4 важных лидерских навыках, которые выделяет в своей книге «Альфа-лидерство» лидер мирового сообщества НЛП (нейролингвистического программирования) Роберт Дилтс:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Поддержка развития лидерской позиции учителя" »
«ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ»
Подготовил сертифицированный учитель 1 уровня
Остапенко Л.Г., шл №1 г Костаная
В Программе повышения квалификации учителей общеобразовательных школ, разработанных Центром педагогического мастерства совместно с Факультетом образования Кембриджского университета, яркой линией проходит модуль «Управление и лидерство».
Лидерскую роль учителя можно рассматривать в его взаимодействии с учащимися, их родителями, учителями и администрацией школы.
Лидеры работают «с», а не «над»людьми.
Хочется отметить, что лидеры – это люди, которые постоянно учатся, а не являются знатоками априори, они умеют совершать ошибки и признавать их. Лидеры хорошо себя знают и осознают свои сильные и слабые стороны. Лидеру важно уметь не только четко ставить цели, задачи, но и уметь мотивировать людей на достижение целей, уметьобъяснять, почему это важно, зачем это нужно и что это даст в будущем.
Как сказал Джон Максвелл, ведущий эксперт по вопросам лидерства не только в Америке, но и в других странах: «Каждый человек удивительно богат идеями, если ему создать условия для доверия», «Лидерпобеждает вместе с людьми, благодаря людям, ради людей».
Мы понимаем, что обязательным условием проявления лидерства является успех. Ведь надежда на успех – самая большая движущая сила развития. Успех неизбежно приводит к новому успеху, но не сам по себе, а главное здесь – умение лидера создать для учителя ситуацию успеха. Иными словами, сам успех – это результат создания определенной ситуации для успеха.
Успеху сопутствует доверие. В свое время П.Л.Капица отмечал, что без чувства, что его ценят, ему доверяют, его работой интересуются, любой творческий работник, будь то или художник, или физик, интересно и смело работать не может. Именно доверие и успех сегодня должны служить критериями, определяющими учителя как лидера.
Лидер не может существовать без поддержки и команды.
Умение найти настоящую команду и людей, на которых можно опереться, характеризует настоящего лидера.
Наконец, лидер должен обладать определенным набором качеств и умений, которые позволяют ему расширять своё поле влияния. Хотелось бы остановиться на 4 важных лидерских навыках, которые выделяет в своей книге «Альфа-лидерство» лидер мирового сообщества НЛП (нейролингвистического программирования) Роберт Дилтс:
Ключевые качества современного лидера.
Видение.
Настоящий лидер должен уметь смотреть вперёд. Он должен уметь предвидеть будущее и, исходя из своего видения, направлять свою команду вперёд к цели.
Мотивация.
Лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду. В любой, даже самой безвыходной ситуации лидер верит в то, что выход существует. Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать других к действию.
Распознавание слабых сигналов (чувствительность).
Современный мир — мир перемен. Лидер должен быть внимателен к изменениям, происходящим во внешнем мире, в его команде. Умение получать обратную связь и быстро реагировать, опережать — быть на полшага впереди всех.
Гибкость в поведении.
Лидер должен уметь реагировать не только быстро, но и обладать разными стратегиями поведения. К каждому человеку должен быть свой подход, важно его не только найти, но и сотрудничать с ним, учитывая свои и его интересы.
На практике поддержка развития лидерской позиции учителя осуществляется не только в стенах учебного заведения, она выходит в сетевое сообщество. Весьма актуальны следующие мероприятия и формы организации профессиональных сообществ, проведённые силами учителей, прошедших уровневые курсы. Проводимые областные семинары в режиме онлайн «Новые подходы в обучении и преподавании» (из опыта реализации уровневых программ повышения квалификации педагогов) 30 января 2014 года и
«Проблемы в реализации ключевых идей уровневых курсов повышения квалификации в школьной практике» 14 марта 2014 года,
определи проблему лидерства: автономия ответственности – формула и принципы лидерства. Педагоги – лидеры не решаются взять на себя ответственность. А ведь лидерство начинается с «себя». Хочешь изменить мир – измени себя.
Рефлексия и обратная связь поитогам проведения городских семинаров учителей музыки на базе ДМШ по теме «Внедрение новых подходов в школьную практику» выявили серию проблем: низкая мотивация учителей к саморегуляции и рефлексии, неуверенность, нерешительность, замкнутость.
Кроме того, для педагогов дополнительного образования, коими они являются, не предусмотрены уровневые курсы повышения квалификации, что значительно снижает мотивацию к нововведениям педагогов ДМШ. Такая же ситуация складывается в детской художественной школе: нет предрасположенности к инновациям в учебном процессе, к самооцениванию и рефлексии. Стараемся создать атмосферу доверия, расположения, открытость, прозрачность, чтобы иметь обратную связь с педагогами и постепенно в коллаборативной среде способствовать изменению процесса преподавания.
Но, на ряду с этим, надо отметить активно развивающееся сетевое сообщество школы-лицея №1 г.Костаная. Учителя, прошедшие уровневые курсы, поддерживаемые директором Шариповой Саниёй Салимгалиевной, также прошедшей курсы повышения квалификации руководителей, активно внедряют новые методы и подходы в преподавании. Привлекают в сетевое сообщество коллег из других учебных заведений и региона. Так, в августе на базе школы-лицея был проведён «Университет» для учителей, участниками которого стали педагоги средней школы №11, начальной школы-гимназии №5, оош №14, гости из городов Рудного, Житикары, Лисаковска. Директор ЦПМ Онищенко Е.А. ответила на вопросы учителей. Эксперт – оценщик – Утегенова Б.М. оказала помощь и поддержку учителям по вопросам оценивания в обучении. Проведённая рефлексия показала важность и необходимость в подобных встречах, как поддержка лидерской позиции учителя.
В дополнение хочется перечислить список, на мой взгляд, наиболее важных лидерских качеств:
- целеустремлённость,
- внутренняя целостность,
- системность мышления,
- любознательность,
- активность, инициативность,
- коммуникабельность,
- создание доверия,
- самообладание,
- смелость,
- умение говорить, убеждать,
- умение слышать и слушать.
И, конечно, одной из важнейших характеристик учителя как лидера может служить реализация всех этих навыков и умений в поведении. Любое слово должно воплощаться в действиях и поступках. Если лидер много говорит и мало делает, доверие к нему резко падает. Безусловно, лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого – вопрос в том, каким образом его можно развивать и до каких пределов.