Семинар «Применение новых подходов в обучении для развития функциональной грамотности учащихся»
Семинар «Применение новых подходов в обучении для развития функциональной грамотности учащихся»
Этот семинар построен на интерактивных методах,поэтому по его материалам можно издать методическое пособие по формированию функциональной грамотности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар «Применение новых подходов в обучении для развития функциональной грамотности учащихся»»
Городской семинар в рамках работы профессионального сообщества учителей
«Применение новых подходов в обучении для развития функциональной грамотности учащихся»
8.30-9.00
Регистрация участников
9.00-9.05
Приветственное слово
9.05-9.10
Приветственное слово
9.10-10.05
9.10-9.15
9.15-9.20
9.20-9.25
9.25-9.30
9.30-10.00
10.00-10.05
Интерактивный тренажер «Влияние когнитивных способностей на уровень ФГ»
Встреча. Стратегия «Винегрет»
Выступление учащихся. Мини – спектакль
Введение (полиязычае).
Теоретическая часть.
Практическая часть. Участники семинара.
Оформление результатов тренинга. Кубик Блума
10.15-11.00
Урок математики.
10.15-11.00
Урок географии.
11.00-11.30
Кофе-брейк.
11.30-12.15
Урок биологии.
11.30-12.15
Урок химии.
12.20-13.00
12.20-12.30
12.30-12.35
Обмен опытом
Видео – панорама показанных уроков
Самоанализ показанных уроков (по таблице)
12.35-12.50
Рефлексия с элементами коучинга.
12.50-13.00
Подведение итогов.
Цель: реализация вопросов формирования функциональной грамотности учащихся по предметам политехнического цикла.
Задачи: изучение состояния проблемы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся в теории и практике обучения; определение теоретических основ формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся.
Интерактивный тренажер
«Влияние когнитивных способностей на уровень функциональной грамотности учащихся»
Вступление
Слайд 2
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.
В новых обстоятельствах процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода касающиеся его государственные акты и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность.
Обучение учащихся процессу самостоятельной добычи, анализа, структурирования и эффективного использования информации для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества, выступает ведущим направлением процесса модернизации системы образования ряда государств Европы и Азии, в частности Республики Казахстан.
В этих условиях роль предметов, в частности географии, биологии, химии, физики, математики, имеющих множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает, особенно в старших классах и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем: защита окружающей среды, здравоохранение, агроэкология, строительство, архитектура. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Теоретические основы формирования грамотности учащихся Слайд 3
В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено, что «образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.
Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Квалификация сертифицированных учителей, на данный момент, повышена максимально. Поэтому именно на нас возложена миссия по формированию функциональных навыков в условиях школы.
Слайд 4 Индикатором с 2000 года является PISA тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике (раз в 3 года); TIMSS с 1995 года Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х классов начальной школы и учащихся 8-х классов в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования (раз в 4 года). PIRLS с 2001 года. Данное исследование позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования. Исследование проводится циклично — один раз в пять лет. Слайд 5
В Казахстане завершено проведение трех международных исследований оценки образовательных достижений обучающихся TIMSS-2015, PISA-2015 и PIRLS-2016 (апробация).
Слайд 6
Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых эффективно работать с ситуацией, требующей сделать выводы о роли естественных наук, выбрать и объединить объяснения из разных естественнонаучных дисциплин и применить эти объяснения непосредственно к аспектам жизненных ситуаций, составляет 3,6% от числа участников исследования естественнонаучной грамотности (средний показатель по странам ОЭСР - 20,5%).
Результаты исследования PISA-2015 будут открыты в конце 2016 года.
Слайд 7.
PiSA-уникальная модель критериального оценивания образовательных достижений. Технология оценивания исследования функциональной грамотности школьников включают 6 уровней. Эта схема достаточно ясно отражает процесс формирования и развития функциональной грамотности в процессе обучения, которые созвучны уровням таксономии Блума. Поэтому символом нашего семинара является кубик Блума.
Интерактивный тренажер
Результаты исследований дают серьезную почву для размышлений. Давая обширные теоритические знания, лонгируем ли на применение вне школы?
Слайд 8. Фрагмент «Полтора землекопа» из мультфильма «В стране невыученных уроков».
Если бы не мультик, так и осталось лишь полтора землекопа!
Слайд 9-13
Какие задачи по Вашему предмету помогут ученику справиться с этой. практической задачей?
Работа творческой группы сертифицированных учителей «Синтез» строится на простом принципе – все наши коучинги, семинары мы слагаем из элементов, которые можно непосредственно применять на уроке. Поэтому предлагаем и сегодня поработать по этому принципу. Плод каждого шага – готовая идея для урока.
Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на поиск и изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых сейчас мы выбираем:
Творческие задания
Работа в малых группах
Создаем малые группы по предметам. Творческое задание: рассматриваем жизненные ситуации, в которых бывает каждый. Полноценно ли мы готовым своих учеников для их решения?
Слайд 9. Ситуация первая. Ремонт.
Малым группам привести примеры задач по своему предмету, которые помогут решить эту проблему.
Слайд 10. Ситуация вторая. Переезд.
Слайд 11. Ситуация первая. Работа на приусадебном участке.
Ремонт
Переезд
Приусадебный участок
?
(предлагают участники)
?
(предлагают участники)
Участники семинара выполняют задание, заполняя таблицу:
№
класс
тема
предмет
Задача, решаемая в классе
Практическое приложение
Уровень таксономии Блума
Индикатор функциональной грамотности
Индикаторы функциональной грамотности: общая грамотность; информационная; компьютерная; коммуникативная; владение иностранными языками (на уровне бытовой лексики); грамотное решение бытовых проблем; грамотность действий в чрезвычайных ситуациях; правовая и общественно-политическая грамотность.
Еще 3 позиции продумывают участники семинара. Например: поход по магазинам, праздник, приготовление пищи.
Результаты размещают на грани куба Блума.
После уроков
12.20-13.00
12.20-12.30
12.30-12.35
Обмен опытом
Видео – панорама показанных уроков
Самоанализ показанных уроков (по таблице)
12.35-12.50
Рефлексия с элементами коучинга.
12.50-13.00
Подведение итогов.
Миссия сертифицированных учителей – находится в авангарде образовательных реформ. На нас возложена ответственность за деятельность педагогов, не прошедших подготовку по Программе УРОВНЕВЫХ курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработанной Центром педагогического мастерства при Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (АОО «НИШ») совместно с факультетом Образования Кембриджского университета.
Среди них есть учителя-сторонники традиционной системы преподавания, учителя, работающие по технологии БиС, учителя, находящиеся в творческом поиске.
Однако, коллеги, какие мы дадим рекомендации всем подгруппам по формированию функциональной грамотности учащихся?
Ход рефлексии с элементами коучинга
Этапы занятия
Время
Действия коуча и действия участников коучинга
Вызов.Деление на группы
3мин
Пазл
Осмысление
15 мин
Каковы рекомендации всем подгруппам по формированию функциональной грамотности учащихся?
Учителя выбирают стиль преподавания, распределяются по группам, одевают соответствующие шапочки.
ТО Традиционное обучение
БиС Технология Бис
7 Преподавание на основе идей уровневых программ
? Учителя, находящиеся в поиске своего стиля
Рефлексия
5мин
Разметить свои рекомендации на соответствующую грань куба Блума.