В последние годы в России происходили процессы, связанные со стабилизацией общественной жизни, однако последствия предыдущих лет еще не преодолены. А тут еще кризис. Социальный фон в современной России продолжает оставаться неблагоприятным. Потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры. Реальность состоит из конкретных ситуаций, рожденных конкретными людьми, а значит каждым из нас. Мы – будущее России! И если мы не возьмем из истории, из прошлого самое ценное, то завтра «снежный ком» нашего невежества превратится в лавину, разрушающую личность, семью, нацию… Без прошлого нет настоящего. Без памяти нет будущего.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родина моя малая »
«Отечество – 2009»
Работа учащихся 10 класса Преображенской МОУСОШ №15 Белозерова Ивана Тимошенко Анны Иванченко Анны
с. Преображенское 2009 г.
Содержание
Введение
Необходимость в разработке данной проблемы
Краткая физико-географическая характеристика
Этнический состав села (результаты исследования)
Быт и культура населения
Выводы
Литература
Введение
…Огонь родного очага
Нас манит отовсюду.
Здесь мама, папа и сестра –
Родные сердцу люди.
Огонь родного очага,
Где только я ни буду,
Обнимет ласково меня
Прогонит будней смуту.
Огонь родного очага,
Село мое родное
И Ставропольская земля –
Степных красот раздолье…
Выпускница школы
Марина Тельпишова
В последние годы в России происходили процессы, связанные со стабилизацией общественной жизни, однако последствия предыдущих лет еще не преодолены. А тут еще кризис. Социальный фон в современной России продолжает оставаться неблагоприятным. Потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры. Реальность состоит из конкретных ситуаций, рожденных конкретными людьми, а значит каждым из нас. Мы – будущее России! И если мы не возьмем из истории, из прошлого самое ценное, то завтра «снежный ком» нашего невежества превратится в лавину, разрушающую личность, семью, нацию… Без прошлого нет настоящего. Без памяти нет будущего. Вот почему так важно воспитывать в каждом человеке уважение к памяти: Памяти семейной, Памяти народной, Памяти культурной, духовной История питает культуру. Поэтому мы поставим перед собой цель:
- собрать материал по истории нашего села;
- приобщить учащихся к русской национальной культуре, к ее традициям и обычаям;
- убедить ребят в необходимости знаний о своей родословной, о своем селе;
- заинтересовать родителей, общественность в значимости начатого дела. Собранный материал – это первый этап нашей работы. В перспективе у нас:
Изучение традиций и обычаев каждой проживающей в селе национальности.
Изучение искусства народного села.
Народного творчества.
Истории музея и его пополнения новыми экспонатами.
Истории школы.
В В этом году, по намеченному плану, мы занялись поисками литературы, в которой рассказывается о нашем селе. Нам очень помогли книги:
- А. Твалчрелидзе «Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях». - «История городов и сел Ставрополья» - сборник статей.
- тВ. Бабенко «Парижская коммуна» на Прикумье.
Встречались со старожилами села, изучали материалы районного и сельского музея, встречались с представителями сельской администрации.
Что нам удалось собрать? Наше село расположено в 18 км. К югу г. Буденновска на дне древнего моря Тетис, поэтому село находится в низине. Речка Томузловка, канал Ставропольский, озеро, которое когда-то славилось и рыбой, дичью, питаются «деловые» люди осушить, а оно не поддается, потому что стоит на родниках. В селе 2650 человек.
Администрация Муниципального Образования
Преображенского сельсовета
ИНФОРМАЦИЯ
по численности населения по национальностям
на 01.01.2009г.
№
п/п
Национальность
Кол-во человек
В процентном отношении
1.
Русские
2440
92
2.
Украинцы
10
0.4
3.
Белорусы
6
0.2
4.
Поляки
2
0.1
5.
Аварцы
22
0.8
6.
Даргинцы
73
2.7
7.
Табасаранцы
13
0.5
8.
Армяне
15
0.6
9.
Грузины
5
0.2
10.
Чеченцы
5
0.2
11.
Кабардинцы
1
0.1
12.
Казахи
1
0.1
13.
Киргизы
1
0.1
14.
Молдаване
21
0.8
15.
Цыгане
7
0.3
16.
Осетины
3
0.1
17.
Азербайджанцы
12
0.4
18.
Корейцы
1
0.1
19.
Карачаевцы
1
0.1
20.
Черкесы
4
0.1
21.
Греки
2
0.1
22.
Мордвины
3
0.1
23.
Коми - пермяк
2
0.1
Всего
2650
Массовое основание крестьянских сел было положено указом Екатерины II в 1782 г. После отмены крепостного права, в конце 60-70х годов, устремился огромный поток переселенцев. Ставропольские крестьяне занимались земледелием. Косили косами с деревянными грабельками, благодаря которым скошенный хлеб ложился равной полосой в ряд, в одну сторону колосьями. За каждым косарем шли одна, две вязальщицы. Хорошей вязальщицей считалась та, которая шла одна за своим косарем. Среди девушек существовала примета: нельзя было смотреть на свои руки, когда вяжешь сноп, иначе не выйдешь замуж. Связанные снопы складывали на полях в крестцы.
Более двухсот лет назад пришли на землю Ставрополья первые переселенцы из русских и украинских крестьян. Одновременно с заселением края происходило и его экономическое основание. Определенные навыки хозяйствования и материальных губерний, оказались во многом неприемлемы в новых условиях, приходилось вырабатывать новые, более подходящие. За сравнительно короткий исторический период Ставропольские крестьяне распахали бескрайние степи, основали и строили множество сел и хуторов, вывели замечательные сорта пшеницы и скота. Русские и украинские переселенцы, поселяясь на новых землях, вступали в тесные экономические и торговые связи с местными народами: ногайцами, туркменами, калмыками.
Наше родное село было основано тоже переселенцами 134 года назад. Село основано выходцами из Полтавской и Черниговской губернии в 1875 году на казенной земле. Жили в нем в основном украинцы. Получило свое название от имени Спасо - Преображенской церкви, сооруженной в честь Преображения Господня. Работали ветряная мельница, 2 овчинодельных, 2 кирпичных и винно-водочный заводы, 2 лавки. Действовал банк с основным капиталом в 2,5 тыс. рублей (1905г.)
В 1892 году от холеры умерло 45 человек. В селе было 286 дворов с 310-ю домами и деревянная церковь. Коренные жители села – малороссы из Полтавской и Черниговской губернии. Иногородние большей частью из Полтавской губернии. Лесов, рощ и садов в селе не было, а небольшие огороды имелись почти в каждом дворе. В огородах в небольшом размере сажали лук, огурцы и картофель. Питьевую воду жители брали из реки Томузловки. Скот поили тоже из этой реки. Жители занимались, главным образом, земледелием и скотоводством, но тому и другому вредили сильные и частые засухи. Из хлебных растений сеяли пшеницу, овес, ячмень, также лен и просо. В свободное от полевых работ время большинство жителей занимались извозом. Здание правления имело одну комнату. При волостном правлении находился пожарный насос и две бочки с водой. В Преображенскую волость входили Преображенское село и поселок Херсонский. В селе была одноклассная церковно-приходская школа, которая была построена в 1889 году. В учебном здании было отведено две комнаты и кухня для учителя. Преподавательницей школы была жена местного священника. Обучалось 37 учеников, из них 26 мальчиков и 11 девочек. В 1910 году открылось одноклассное училище, в котором обучалось 150 ребят.
Одежда крестьян.
Большую часть одежды изготавливали из домотканого сукна и домокатного холоста. Ткали холст из конопли, реже из льна. Изготовлением пряжи занимались женщины зимой, а иногда им помогали в этом мужчины. Мужчины мяли прядево ногами, а затем толкли в ступке. Женщины его мыли, терли, чесали, одевали на большой гребень, воткнутый в донце и пряли с помощью прялок. Вытканные холосты были серого цвета, поэтому крестьяне их отбеливали. Белили холсты обычно девушки, собиравшиеся для этого по несколько человек, при этом пели песни. Холсты мочили в реке, затем расстилали на солнце, повторяя эту операцию несколько раз.
Основу женского костюма составляли рубаха и юбка с кофтой. Крестьянки Ставрополья носили также сарафаны, которые шили из ситца. Необходимой принадлежностью женского костюма были платки и шали. Нарядными головными уборами считались кокошники и позатыльники.
Комплект мужской одежды состоял из рубахи и штанов. Рубахи крестьяне носили прямые длиной до бедер с длинными, суживающимися к кисти, рукавами, иногда на манжете. Нарядные рубахи предпочитали шить из ярких цветов – красного, малинового. Носили рубахи по-русски, навыпуск, подпоясав суконным или бумажным кушаком, а иногда шелковым поясом, вышитым крестом. Широко было распространено у крестьян вышивание одежды, причем вышивкой покрывали не только праздничную, но и будничную одежду.
Пища.
Основой питания крестьян был пшеничный хлеб, выпекавшийся из кислого теста. Пекли хлеб в русской печи. Из пшеничной муки были широко распространены и другие разнообразные изделия: блины, оладьи, пирожки с различными начинками. Любили также вареники и галушки. На праздники пекли пироги с начинкой из толченных с медом фруктов. Широко использовались в пище крестьян молочные продукты: молоко, в основном кислое, сметана, масло. Масло сбивали в деревянных маслобойках, а также в кубышках – кувшинах из особого рода тыкв. Употребляли творог, сыр. Занимали больше места в питании крестьян блюда из мяса и птицы. С мясом и салом готовили самые разные блюда – борщи, супы, каши. Частым блюдом и в будни, и в праздники был холодец. Необходимо также отметить специальные обрядовые блюда, обязательно готовившиеся на семейные торжества. Так, на родины и крестины обязательно готовили кашу, на свадьбу пекли большие караваи, в которые втыкали «гильце» - украшенную цветами и лентами веточку.
Древние славяне были язычниками и поклонялись природе – солнцу, ветру, лесам, полям, камням, Матери-земле. В их воображении природа была населена добрыми и злыми духами. Духов необходимо было умилостивлять, чтобы они не мешали человеку в труде. Все верования русских сопровождались закличками и заговорами, пением, плясками, ведением хороводов, игрой на музыкальных инструментах. Песни древних славян были, большей частью, из жизни. Все значительные события человеческой жизни сопровождались обрядами. Песни, которые звучали во времена обрядов, имели цель умилостить природу. В представлениях наших далеких предков горы, леса, реки, моря и озера были обиталищами богов, и отголоски этих верований надолго сохранились в народных песнях, в которых сравнения явлений природы было с личными переживаниями человека. Также возникли народные символы. Утушка стала символом девушки, лебедушка – символом невесты, ее подруг; сокол – добрый молодец и жених, голубь с голубкой – любящая пара. В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами. Хороводы имели широкое распространение как массовое игровое действие. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, мужчины. Для хороводов отводились особые места _ луга, опушки рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. На этих вечеринках также пели хороводные песни. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощения. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. На Рождество существовал обычай обходить крестьянские дворы и петь поздравительные песни – калядки. Дети приходили калядовать в масках медведя, козы, журавля. У одних калядовщиков через плечо висели большие холщевые сумки, другие держали в руках длинные палки. Ряженные ходили гурьбой по селу и пели:
Уж и ходим мы, Уж и бродим мы По проулочкам, По закоулочкам.
Припев:
Святый вечер, Добрый вечер, Добрым людям – На весь вечер…
Пройдя к одному из домов, калядовщики стучали киями/палками/ в ворота и просили хозяев:
Уж, ты тетушка, подай, Ты, лебедушка, подай, Ты подай-ка пирог С рукавичку широк…
Если хозяева не выходили из дома, приговаривали: Не пора ли вам, хозяюшки, Калядовщиков дарить. Прикажите, не держите, Наших ножек не знобите.
Когда, наконец, хозяева выносили калядовщикам угощения: пшеничные или ржаные лепешки, сало, хлеб, конфеты, им желали в новом году счастья и благополучия. Любили русские люди поиграть, чтобы душа развернулась.
Русские стремились к созданию больших семей, которые в их представлении были более зажиточными. Эти представления о соотношении зажиточности и размерах семьи были не так далеки от действительности. Кулацкие семьи были, в большинстве, большими, а бедняцкие – как правило, малыми. В селе наиболее частыми были разделы женатых братьев при жизни отца. Отец обычно сам старался разделить своих сыновей при жизни. Бывало, отец заранее покупал всем сыновьям дома, и велел им делиться после его смерти, а до той поры дома стояли заколоченные. Разделы больших семей проводились осенью или зимой, после окончания полевых работ.
В больших семьях, где было много женатых сыновей, отец и мать брали на себя руководящие функции, в частности, свекровь, как правило, уже не работала по дому, а только распоряжалась работой невесток. Роль женского труда была вспомогательной, если в доме имелось достаточное количество мужчин. Женщины также ухаживали за скотом, обрабатывали огород, выполняли все домашние работы по изготовлению и ремонту одежды, уборке, а также носили воду, готовили пищу.
Образ жизни русского народа и стиль поведения передавался из поколения в поколение. Вставали в селе рано, женщины растапливали печь и начинали готовить еду, мужчины давали корм скоту. За стол вся семья садилась вместе. Хлеб на столе клали возле чашки в центре. Чай пили из стаканов. После обеденного блюда было принято выходить из-за стола поодиночке.
Наказывали детей мало и редко, лишь в исключительных случаях били веревкой.
Рассматривая семейный быт русского народа в нашем селе, можно сделать вывод, что в общих чертах он повторял крестьянский строй России, однако вследствие определенных исторических условий и типа хозяйства в селе, нация приобрела здесь специфические, характерные только для этой местности черты.
Село славилось спокон веков певуньями, музыкантами; любил народ после трудов праведных повеселиться, с песней ведь легче жить.
Традиции, которые складывались веками, перекочевали и в 20 век: «Праздник первого снопа», «Проводы на уборку урожая», «Самый лучший каравай», «Проводы русской зимы», «Свадьба» готовились и праздновали всем селом. Самый большой хор в районе – лауреат краевых конкурсов, духовой оркестр, фольклорный хор. Трудились от души и влепились от души на «5», но об этом в следующей работе.