kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Моя малая Родина - Хакасия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Моя малая Родина - Хакасия"

Цель: воспитание у обучающихся гордости за свою малую Родину, ответственности за её судьбу, расширение и углубление знаний об истории и культуре родного края. Формирование чувства патриотизма, гражданского самосознания и любви к своей малой Родине.

Ресурсы: презентация «Моя малая Родина».

Ход  занятия:

I. Вступление. (Слайд 2)

«Если ты приедешь в наши дали,

Ты  степной увидишь океан,

Берегами океана встали

Цепи Ала-тау и Саян.

По земле цветущей только ступишь -

Здесь оставишь сердце навсегда

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы, синие ото льда».   (Н.Доможаков)

- О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы детей).

- Почему океан называют степным? (Ответы детей).

- Почему Енисей называют серебряный? (Ответы детей).

- Что такое тасхылы? (Если дети затрудняются  с ответом, то учитель объясняет, что тасхылы - это вершины гор).

II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

-  Дорогие ребята! Сегодня наш  классный час мы посвятим своей малой Родине. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Но ведь даже у больших рек есть исток – маленький ключик, из которого река берёт своё начало. Это и есть малая Родина. Так и у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился, где сделал свой первый шаг, впервые открыл для себя красоту окружающего мира.

Дорогие друзья,  я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему краю (рассматриваем карту Хакасии). (Слайд 3)

2.Ученик: М. Пляцковский «Родина».( Слайд 4)

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон, звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина –

Это тоже Родина.

 Учитель:

 - Так о чём же мы сегодня будем вести разговор? (о Родине)

- А что такое Родина? (ответы ребят)

- Давайте обратимся к словарю и выясним значение слова «Родина».

(Работа по толковому словарю) (Слайд 5)

 

3. Ученик: В. Орлов «Родное». (Слайд 6)

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок…

Речка – небо голубое –

Это всё моё родное,

Это - Родина моя!

Всех люблю на свете я!

Учитель:

 - О какой родине говорит поэт? Конечно, о малой Родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства.

(Слайд 7)

Хакасия – край мой! Родные просторы,

Вы мне улыбаетесь морем огней.

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся моей!

- Эти строки Михаила Кильчичакова передают чувства поэта к своей малой Родине. А как зовётся его малая Родина? (Хакасия.)

- Чем для нас является Хакасия? (Малой Родиной.)

-Мы родились в Хакасии, поэтому она считается нашей малой родиной. Каждый человек любит свою родину, заботится о ней.

-А вы, ребята, что знаете о своей малой Родине – Республике Хакасия?

-Когда мы отмечаем день рождения нашей Республики? (3 июля)

-Сколько лет нашей Республике? (23 года)

- Как называется наш главный город? (Абакан)

 

4. Ученик: «Абакан –город жизни моей» Т. Трофимец.(Слайд8)

Город мой на широких ладонях степей,

Город мой, стал ты песней любимой моей.

В ритмах дня ты звенишь и гудишь, как чатхан.

Город мой, мой родной Абакан.

Я иду, а веселые лица детей,

Как жарки, на широких твоих площадях.

Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян –

Все в тебе, мой родной Абакан.

 - С чем сравнивается Абакан?

- Какими словами автор стихотворения выразил любовь к своему городу?

- Абакан красив. Как жарок стоит он среди древней хакасской степи. Абакан молод.

- Кто является коренными жителями Республики Хакасия? (Хакасы.)

(Слайд 9)

-Давайте немного отдохнем. Я включу мелодию для чатхана.

- Кто знает, что такое чатхан? (Хакасский национальный инструмент.)

- А кого называют хайджи? ( Человека, который умеет играть на чатхане)

 (Слайд 10)

5. Ученица: «Чатханы» С. Янгулова.

Рокотали по ночам  чатханы.

Шла молва, что дед улуг хайджи.

А потом он умер, на прощанье

Завещав мне петь и долго жить.

А чатханы буйно, то устало древними легендами звенят…

И с тех пор стихов уже немало

Вытекло из сердца у меня.

Только радость мне совсем не в радость.

Мой народ! Меня понять прошу.

Я – хакаска, тут гадать не надо,

Хоть стихи по-русски я пишу…

Вы налейте в чашу  мне айрана,

Обогрейте песнями меня,

Всколыхните  душу мне чатханом

Да взнуздай доброго коня.

И тогда мне в жилы круто грянет

Дедовской, степной закваски кровь.

Душу мне сомнет и затуманит

Древняя чатханная любовь.

От меня ты требуй сильных песен,

А не хилых строчек на бегу.

Мой народ! А будет нужно если-

Я тебе себя отдать смогу.

Не суди ты строго о потомках.

Да, другие мы, как ни тужи.

Только от тебя мы не в сторонке.

Мы в тебе. И мы - твои хайджи

ФИЗМИНУТКА:

- Расставьте ноги на ширину плеч, глаза закройте. Представьте себе, что вы – могучее  дерево – кедр, с высокой раскидистой кроной, протянувшей высоко к солнцу свои ветви-руки, на которых шелестят листья-пальцы. Подул сильный ветер, кедр закачался.

 (Дети выполняют команды под музыку.)

 

Учитель: - Что вы знаете о нашей республике Хакасия? (Дети отвечают.)

По площади территория Хакасии небольшая. Зато природа у нас самая разнообразная: есть и  высокие горы, и бескрайние степи, и реки с настоящими водопадами и красивейшие озера. Богата  она и своими археологическими памятниками. Ведь недаром наш Ширинский район называют  Жемчужиной Хакасии. Это край контрастов: тайги и степей, озер и пещер, уникальной истории. (Слайды 11 - 18)

 

III. Итог урока:

 - О чём сегодня мы вели разговор?

- А что уже сегодня вы можете сделать для своей малой Родины? (Ответы детей.)

Ресурсы:

Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1-2 кл / А.Н. Балгазина.  – Абакан: Хакасская кн. изд – во, 1998.

Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учащихся / В.Я. Бутанаев. - Абакан: Хакасская кн. изд – во, 2007.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Моя малая Родина - Хакасия" »

Классный час "Моя малая Родина - Хакасия"


Цель: воспитание у обучающихся гордости за свою малую Родину, ответственности за её судьбу, расширение и углубление знаний об истории и культуре родного края. Формирование чувства патриотизма, гражданского самосознания и любви к своей малой Родине.

Ресурсы: презентация «Моя малая Родина».


Ход занятия:

I. Вступление. (Слайд 2)

«Если ты приедешь в наши дали,

Ты степной увидишь океан,

Берегами океана встали

Цепи Ала-тау и Саян.

По земле цветущей только ступишь -

Здесь оставишь сердце навсегда

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы, синие ото льда». (Н.Доможаков)


- О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы детей).

- Почему океан называют степным? (Ответы детей).

- Почему Енисей называют серебряный? (Ответы детей).

- Что такое тасхылы? (Если дети затрудняются с ответом, то учитель объясняет, что тасхылы - это вершины гор).


II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

- Дорогие ребята! Сегодня наш классный час мы посвятим своей малой Родине. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Но ведь даже у больших рек есть исток – маленький ключик, из которого река берёт своё начало. Это и есть малая Родина. Так и у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился, где сделал свой первый шаг, впервые открыл для себя красоту окружающего мира.

Дорогие друзья, я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему краю (рассматриваем карту Хакасии). (Слайд 3)


2.Ученик: М. Пляцковский «Родина».( Слайд 4)

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя.

Руки матери твоей,

Звон, звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина –

Это тоже Родина.

Учитель:

- Так о чём же мы сегодня будем вести разговор? (о Родине)

- А что такое Родина? (ответы ребят)

- Давайте обратимся к словарю и выясним значение слова «Родина».

(Работа по толковому словарю) (Слайд 5)


3. Ученик: В. Орлов «Родное». (Слайд 6)

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок…

Речка – небо голубое –

Это всё моё родное,

Это - Родина моя!

Всех люблю на свете я!

Учитель:

- О какой родине говорит поэт? Конечно, о малой Родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства.

(Слайд 7)

Хакасия – край мой! Родные просторы,

Вы мне улыбаетесь морем огней.

Широкие степи, высокие горы

Навеки в душе сохранятся моей!


- Эти строки Михаила Кильчичакова передают чувства поэта к своей малой Родине. А как зовётся его малая Родина? (Хакасия.)

- Чем для нас является Хакасия? (Малой Родиной.)

-Мы родились в Хакасии, поэтому она считается нашей малой родиной. Каждый человек любит свою родину, заботится о ней.

-А вы, ребята, что знаете о своей малой Родине – Республике Хакасия?

-Когда мы отмечаем день рождения нашей Республики? (3 июля)

-Сколько лет нашей Республике? (23 года)

- Как называется наш главный город? (Абакан)


4. Ученик: «Абакан –город жизни моей» Т. Трофимец.(Слайд8)

Город мой на широких ладонях степей,

Город мой, стал ты песней любимой моей.

В ритмах дня ты звенишь и гудишь, как чатхан.

Город мой, мой родной Абакан.

Я иду, а веселые лица детей,

Как жарки, на широких твоих площадях.

Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян –

Все в тебе, мой родной Абакан.


- С чем сравнивается Абакан?

- Какими словами автор стихотворения выразил любовь к своему городу?

- Абакан красив. Как жарок стоит он среди древней хакасской степи. Абакан молод.

- Кто является коренными жителями Республики Хакасия? (Хакасы.)

(Слайд 9)

-Давайте немного отдохнем. Я включу мелодию для чатхана.

- Кто знает, что такое чатхан? (Хакасский национальный инструмент.)

- А кого называют хайджи? ( Человека, который умеет играть на чатхане)

(Слайд 10)

5. Ученица: «Чатханы» С. Янгулова.

Рокотали по ночам чатханы.

Шла молва, что дед улуг хайджи.

А потом он умер, на прощанье

Завещав мне петь и долго жить.

А чатханы буйно, то устало древними легендами звенят…

И с тех пор стихов уже немало

Вытекло из сердца у меня.

Только радость мне совсем не в радость.

Мой народ! Меня понять прошу.

Я – хакаска, тут гадать не надо,

Хоть стихи по-русски я пишу…

Вы налейте в чашу мне айрана,

Обогрейте песнями меня,

Всколыхните душу мне чатханом

Да взнуздай доброго коня.

И тогда мне в жилы круто грянет

Дедовской, степной закваски кровь.

Душу мне сомнет и затуманит

Древняя чатханная любовь.

От меня ты требуй сильных песен,

А не хилых строчек на бегу.

Мой народ! А будет нужно если-

Я тебе себя отдать смогу.

Не суди ты строго о потомках.

Да, другие мы, как ни тужи.

Только от тебя мы не в сторонке.

Мы в тебе. И мы - твои хайджи


ФИЗМИНУТКА:

- Расставьте ноги на ширину плеч, глаза закройте. Представьте себе, что вы – могучее дерево – кедр, с высокой раскидистой кроной, протянувшей высоко к солнцу свои ветви-руки, на которых шелестят листья-пальцы. Подул сильный ветер, кедр закачался.

(Дети выполняют команды под музыку.)


Учитель: - Что вы знаете о нашей республике Хакасия? (Дети отвечают.)

По площади территория Хакасии небольшая. Зато природа у нас самая разнообразная: есть и высокие горы, и бескрайние степи, и реки с настоящими водопадами и красивейшие озера. Богата она и своими археологическими памятниками. Ведь недаром наш Ширинский район называют Жемчужиной Хакасии. Это край контрастов: тайги и степей, озер и пещер, уникальной истории. (Слайды 11 - 18)


III. Итог урока:

- О чём сегодня мы вели разговор?

- А что уже сегодня вы можете сделать для своей малой Родины? (Ответы детей.)


Ресурсы:

Балгазина А.Н. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1-2 кл / А.Н. Балгазина. – Абакан: Хакасская кн. изд – во, 1998.

Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Пособие для учащихся / В.Я. Бутанаев. - Абакан: Хакасская кн. изд – во, 2007.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Классный час "Моя малая Родина - Хакасия"

Автор: Очир - Горяева Марина Гавриловна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Моя малая Родина- Хакасия "
    ["seo_title"] => string(28) "moia-malaia-rodina-khakasiia"
    ["file_id"] => string(6) "232730"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442909264"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Классный час «Моя Родина – Хакасия» "
    ["seo_title"] => string(35) "klassnyi-chas-moia-rodina-khakasiia"
    ["file_id"] => string(6) "104310"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402682509"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Воспитательский час на тему" Моя малая родина" "
    ["seo_title"] => string(49) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "239832"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444863907"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Классный час "Хакасия. Земля моя родная""
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi_chas_khakasiia_ziemlia_moia_rodnaia"
    ["file_id"] => string(6) "401799"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490008033"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства