Тема : Моя малая родина.
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
Цели : уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном городе.
Задачи :
-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;
-содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного города;
- развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальное сопровождение, шары,смайлики.
Формируемые УУД :
Регулятивные :
- умение определять и формулировать цель занятия.
Личностные :
- способствовать к развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем городе.
Познавательные :
- умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность.
Коммуникативные:
- контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход занятия:
Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, покажите с каким настроением вы пришли сегодня на занятие, поднимите «смайлики» настроения.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения.
Актуализация знаний.
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
(На экране эпиграф. Слайд 2.)
-О чём будем говорить на классном часе?
-О какой родине?
-Почему вы так решили?
(На экране фото города. Слайд 3).
- Ребята, прочитайте слова, написанные на доске.
(На экране записаны слова: родина , Россия, родители , родной город. Слайд 4.)
- Как вы считаете, связаны ли между собой эти слова?
- Как? Чем?
- Что же такое Родина?
(Дети отвечают, а потом сравнивают с экраном. Слайд 5. )
-Прочитайте, что написано на экране. Совпало ваше мнение с тем, что написано?
(Родина – место, где человек родился, где живут его близкие; это сторонка, которая является для него родной; это страна, в которой он живёт.)
- Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (С домом, с двором, с мамой, с русской берёзкой и т.д.)
Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы –россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге.
( На экране карта России. Слайд 6.)
Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми .
(На экране слайды 7-9.)
Введение в тему.
- Как вы думаете, почему так говорят моя малая родина? (Ответы детей)
У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
(Ученик читает стихотворение )
Наверно, климат в этом виноват
И голубое ласковое море,
А может, тополя на косогоре –
Наш город знатными людьми богат.
Их имена в названьях улиц.
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
-Ребята, скажите:
-Что значит моя?
-Что значит малая?
-Что значит родина?
-Давайте проверим, правильно ли вы думаете.
(На экране таблица. (Слайд 11.)
Моя – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
Малая – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
-А что каждый из вас считает своей малой родиной? (Ответы детей)
Давайте посмотрим на экран, что вы видите?
( На экране карта Сахалинской области и Холмского района. Слайд 12.)
-Найдите на карте наш город.
-Как вы думаете, почему я показала именно это? (Ответы детей).
-Вы правы это наша малая родина.
Работа с картинками.
(На экране даны различные картинки с изображением герба и флага России, герба и флага области, герба и флага Холмска) других картинок, относящихся и не относящихся к теме урока. Слайд 13.)
- Под какими картинками вы бы подписали геральдика Родины и геральдика малой родины? (Ответы детей)
(Рассказы про герб Сахалинской области, флаг Сахалинской области, герб города Холмска, флаг города Холмска.
(На экране слайд14.)
Герб Сахалинской области представляет собой изображение в серебряном щите лазоревого (синего) столба, обременённого золотым, обращённым влево русским казачьим кочем XVII века, плывущим по серебряным волнам, и сопровождаемого с каждой из сторон чёрной сопкой — вулканом с одним червлёным (красным) языком пламени, выходящим из жерла.
Флаг Сахалинской области представляет собой прямоугольное полотнище цвета морской волны (синий с изумрудно-зеленоватым оттенком); в центральной части полотнища — контурные изображения Сахалина и Курильских островов белого цвета, образующих единую Сахалинскую область. Изображения острова Сахалина и островов Курильского архипелага располагаются в центре полотнища, образуя угол в 45 градусов. Верхние и нижние контуры островов находятся на одной линии, на расстоянии одной восьмой части от верхнего и нижнего края ширины флага. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.
-Как называется главный город Сахалинской области? (Южно- Сахалинск)
(На экране слайд 15.)
Герб города Холмска -зеленые холмы говорят о названии города Холмска – центра района, Зеленый цвет также символизирует связь с природой, плодородие, жизнь, возрождение, надежду и здоровье.
Изображение золотого каната, затянутого узлом на кольце якоря, означает связь Сахалина с материком посредством единственной в России паромной переправы.
Флаг города Холмска- флаг муниципального образования Холмский район представляет собой прямоугольное полотнище со следующим изображением: «В лазури (синем, голубом) серебряный морской якорь и золотой канат, уложенный в повышенный пояс и затянутый узлом вокруг якоря». Отношение ширины флага к его длине 2:3.
(Звучит песня про Холмск)
- Только что прозвучала песня. Как вы думаете, что это за пеня? Это гимн города Холмска.
Мне бы хотелось сейчас с вами поговорить о нашем городе. Сколько исполнилось лет нашему любимому городу? (144)
- Я показываю слайды, а вы называйте, что или кого я показываю
(На экране появляются слайды 16-19.)
-О каких достопримечательностях города вы бы рассказали людям, которые не знают о нашем городе ничего? И сейчас я прошу нарисовать их.
(Дети рисуют в альбомах. Выставка рисунков. Обсуждение рисунков.)
Рефлексия.
- Ребята вы все граждане нашей огромной страны, которая называется как?(Россия)
- Мы с вами жители области, которая называется? (Сахалинская)
-Моя малая Родина – это…
-Я люблю её за…
-Я хочу пожелать ей…
- Наше занятие заканчивается, и помните, когда вы подрастёте, то в ваших силах сделать наш край, наш район, наш город ещё лучше.
Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”.
(На экране слайд 20 с пословицей. )
Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы живете, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Малая Родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу!
На свете всё не бесконечно –
От океана до ручья,
Но если что-то в мире вечно,
То это Родина моя.
(На экране эти слова. Слайд21.)
-Нарисуйте на смайликах, как вы оцениваете нашу с вами работу.
(Дети рисуют счастливые или грустные лица и показывают их. )