Просмотр содержимого документа
«Особенности общения педагога с учащимися имеющими вредные привычки»
Особенности общения педагога с учащимися, имеющими вредные привычки
Педагогический такт
Одной из сфер социализации ребенка является средняя общеобразовательная школа. Здесь происходит освоение основных навыков умственного труда, общения, приобретаются знания, формируется личность. Но в учебной среде есть еще моменты, способствующие нарушению психического комфорта ребенка. Предотвратить ряд трудностей при адаптации, возникающих, например, у застенчивых школьников по отношению к своим сверстникам или у ученика, попавшего в другой класс, способен учитель, обладающий педагогическим тактом.
При анализе ряда психотравм вскрываются так называемые дидаскогенные(от греческого , «дидиаско» – обучаю) истоки; неправильное слово или жест преподавателя могут нанести психологический ущерб учащемуся и привести к закреплению вредных привычек или к нервно –психическому нездоровью. В происхождении дидаскогенных неврозов играет роль определенная предрасположенность личности и тип нервной системы. Чаще всего эти неврозы возникают у детей замкнутых, тревожно – мнительных, неуравновешенных и инертных. Имеют значение и некоторые условия учебно – педагогического процесса, связанные со значительным эмоциональным напряжением. Такими стрессорными факторами могут быть экзамены, контрольные работы, вызовы к доске для решения задачи. Большинство обучающихся легко преодолевают эмоциональное напряжение. Однако у некоторых появляется состояние оторопелости, растерянности, тревоги и забывчивости. Особенно это характерно для обучающихся, не владеющих навыками умственного труда. Заявление педагога, да еще в присутствии других о неспособности школьника, подчеркивание неумения выполнить ,,такое простое’’ задание, придирчивое внимание способствуют фиксации подростка на своих недостатках и в ряде случаев переходу временных расстройств нервной системы в затяжные.
Cуществует специальный термин в психологии – «дидактогения» предложенный профессором К. К. Платоновым для обозначения эмоциональных расстройств и невротических состояний, возникающих вследствие психологического ущерба, нанесенного педагогом обучающемуся. Причины дидактогении самые различные. Это можем быть страх перед неудачной сдачей экзаменов.
Пример дидактогении.
Учительница отсоветовала семикласснице играть героиню в школьном спектакле, сказав девочке, что у нее слишком длинный нос. Школьница долго рыдала, а затем обратилась в институт красоты, чтобы сделать операцию. Хорошо, что опытные врачи отсоветовали.
Вывод: учитель должен знать все тонкости педагогического такта и педагогической этики. Это имеет прямое отношение к здоровью ребенка и его успеваемости. Ведь успеваемость школьника зависит не только от сиюминутного физиологического состояния организма, но и от психологической установки на весь учебный процесс.
2.Установление контакта с обучающимися
Педагогика давно сформулировала и провозгласила принцип индивидуального подхода к школьнику. Необходимо, однако, отметить различия в понятиях ,, индивидуальный’’ и ,,личностный’’ подходы. Индивидуальный подход включает личностный, ибо в нем учитываются и личностные свойства индивида, и индивидуальные свойства личности. Это понятие более широкое. Поэтому всякий личностный подход является вместе с тем и индивидуальным. Однако индивидуальный подход может осуществляться и без личностного.
Так, сажая более низких по росту обучающихся за первые парты, учитель осуществляет индивидуальный подход. Ведь личностный подход возможен только по отношению к человеку и осуществляется с учетом его индивидуальных психических процессов, состояний и свойств в их взаимосвязи с социальными факторами. А в данном случае учитываются только биологические свойства человека.
Личностный подход начинается с установления контакта. Здесь большое значение имеет первое знакомство. Поэтому педагог, не составив хотя бы приблизительного представления о личности обучающегося, страдающего вредными привычками, не должен начинать борьбу с ними. Задача педагога не всегда совпадает с устремлениями и желаниями школьника. Это может быть причиной конфликта и нарушения контакта, без которого немыслимо достигнуть эффекта в реабилитации учащегося.
На первом этапе чаще всего используется ,, прощупывающая’’ тактика знакомства со школьником. Лишь после установления контакта становится более ясным вид психологических воздействий: ,, пошерстная’’ психорегуляция, не идущая вразрез с установками школьника, или ,, противошерстная.’’
3.Приемы изучения психологических особенностей школьников
Выявляются психологические особенности с помощью общеизвестных приемов педагогики и психологии: наблюдения, беседы и эксперимента.
Наблюдение – один из методов психологического исследования личности. Так, считается, что широкий уверенный шаг при низком росте выявляет высокий уровень притязаний, стремление к независимости. Мелкий шаг высокого человека - несамостоятельность, зависимость, неуверенность. Раскачивающаяся походка – свидетельство аккуратности и педантизма. Аккуратность и педантизм можно обнаружить по каллиграфическому почерку человека, в то же время почерк с наклоном влево свидетельствует о нежелании быть как все.
Экстравагантность и вычурность характера проявляется в яркой одежде. Многие черты характера обнаруживаются в речи человека: одни говорят громко, выразительно, экспрессивно, другие – медленно и тихо. Речь может быть авторитарно – императивной, вопросительной и вкрадчиво заискивающей, сопровождаться скупыми или размашистыми жестами. Высокомерные выпячивают грудь вперед и смотрят свысока. Застенчивые здороваются, не глядя в глаза собеседнику.
Не только пантомимика, но и лицевая мимика обнаруживают внешние признаки характера. Не случайно говорят, что глаза – зеркало души: хитрые, лучистые или холодные, безжизненные. И улыбка бывает разная: самодовольная, светлая, холодная, cаркастическая и т. д.
Большую выразительность имеют руки. Руки непосредственно отражают мозговую психическую основу проявлений проявлений человеческого характера.
Наконец, надо учитывать, что маску человек снимает в конфликтных ситуациях, а типичные черты характера непроизвольно обнаруживает в экстримальных ситуациях.
Определение характера по внешности – дело сложное. Поэтому наблюдение надо сочетать с беседой.
Беседу с учащимися не следует начинать прямо с вопроса о вредных привычках и недостатках. Это может сразу вызвать реакцию протеста, в результате чего подросток еще больше замкнется и не сможет раскрыться перед педагогом. Можно вначале познакомиться с интересами и склонностями школьника, задать косвенные вопросы о любимых играх, спортивных увлечениях, составить представление о его детстве, особенностях характера и круге общения.
Не акцентируя внимание школьника на мотивах неправильного поведения, учитель обычно начинает беседу с вопросов: что побудило к совершению поступка? Почему поступил так, а не иначе. Если появляются поводы для возражения походу расспроса, педагог должен не заискивать перед учащимся, а в тактичной форме высказать свою оценку.
В беседе не следует ругать учащегося за то, что он не может избавиться от вредной привычки. Возможно, эта привычка и так составляет предмет переживаний ребенка.
Изучение особенностей личности школьника будет продуктивным в том случае, если соблюдены определенные требования. Во – первых, изучение должно проводиться учителем целенаправленно. Если наблюдение может вестись одновременно за всеми, то изучение ведется индивидуально, с учетом особенностей личности. Главная цело изучения – выявить то положительное, что свойственно школьнику, ибо только через развитие полезных позитивных качеств происходит как гражданское воспитание, так и успешное обучение личности.
Изучение личности требует также комплексности ознакомления с ней – в различных проявлениях и сопоставлениях. Успехи и неудачи школьников в учебной работе могут обусловливаться множеством причин: трудностью материала, адекватностью его возможностям данного школьника, соответствием прошлому опыту, доходчивостью объяснения учителя .
Кроме того, следует выяснить как можно более широкие аспекты деятельности: ведь чем в больших видах деятельности и общения изучен школьник, тем более полноценны будут результаты исследования, необходимые для последующей регуляции его поведения.
Результаты своих наблюдений учитель должен сопоставлять с мнением других педагогов, сравнивать поведение учащегося на своих уроках с поведением на уроках других учителей.
Наконец, учитывая, что вредные привычки и нарушения поведения чаще возникают у школьника при нарушении волевых процессов, надо выяснить эти характеристики по следующим показателям: владеет ли собой в сложной обстановке? Умеет ли при сильном возбуждении сдерживаться или казаться внешне спокойным? Легко или с трудом подавляет вспышки гнева путем сознательного усилия?
Для выявления интересующих педагога особенностей протекания психических процессов, состояний и качеств ученика создаются специальные условия.
Вызов к доске с предложением решить задачу, которую еще не проходили, наглядно демонстрирует сообразительность учащегося, его эмоционально – волевые качества и особенности психомоторики. Еще более ценные сведения учитель почерпнет, если воспользуется методом формирующего эксперимента, который осуществляется путем индивидуального или группового экспериментального обучения.
4. Общие приемы педагогического воздействия
Имея полное представление о личности ребенка, учитель может использовать различные приемы активации сознания. К таким приемам относится прежде всего разъяснение, которое педагогами используется наиболее широко. Цель разъяснения – формирование правильного поведения школьника, адекватной самооценки и взаимоотношений в учебном коллективе. Задачи разъяснения определяются конкретным случаем отклоняющегося поведения, методика не отличается от общепринятых методов разъяснения и убеждения.
Рассказ и беседа. Беседа является не только методом определения личностных качеств учащихся, но и способом формирования нравственной личности. Рассказ и его тема могут быть нацелены на те или иные недостатки в поведении учащегося. Сопереживание или другая реакция школьника является лакмусовой бумажкой эффективности педагогического воздействия.
Беседы желательно проводить по типу ,, сократического диалога’’, чтобы учащиеся не были пассивными слушателями.
Вступая в диалог с подростком, задавая ему наводящие вопросы, учитель демонстрирует наличие у него вредной привычки, которая до сих пор не замечалась ребенком.
Вредные привычки, как правило, являются результатом закрепления неправильного поведения или патологических стереотипов. Поэтому борьба с ними должна осуществляться с помощью контрупражнений, требующих переобучения путем тренировки и воспитания новых навыков поведения, свободных от прежней ущербности. Изменение содержательной стороны свойств и качеств человека происходит с помощью тренировки, упражнения, обучения и воспитания.
Тренировка – самый элементарный вид формирования личности, в основе которого систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов. Тренировка используется для закрепления нужных свойств личности.
Упражнение как вид формирования личности опирается на тренировку, но дополняя знаниями результатов каждого упражнения и стремлением учащихся улучшать свои показатели. Успешность упражнений достигается при следующих условиях:
.наличии конкретной цели, знаний и ясных представлений о последовательности и технике выполнения действий, которые должны осваиваться в упражнении
.предварительном освоении правил выполнения предстоящих действий
.постоянном самоконтроле
Самовоспитаниие и воспитание через коллектив могут сопровождаться дополнительными приемами совершенствования характера учащегося, профилактики вредных привычек.