Добрый день ребята! Я хочу вам пожелать удачных ответов на занятии. А так же хорошего настроения, не стесняйтесь показывать свои знания! Будьте дружными и искренними. И я надеюсь, что наше общение принесет всем пользу и успех. Поможет определить приоритеты в нашей жизни.
- Ребята, давайте начнем наше общение с игры «Комочек счастья». Мы будем передавать добрые слова и пожелания друг другу.
Давайте встанем в круг. Представьте себе, что у меня в руках маленькое солнце, комочек счастья, в которое я вложила все свое тепло, радость, и я готова поделиться с вами «Комочек счастья» Итак, начинаем. (Каждый воспитанник передает добрые слова, пожелания соседу)(Звучит мелодия « Prosto-melodiya»)
- Вы большие молодцы. Присаживайтесь на свои места.
2. Вводное слово ведущего.
Цель: информирование участников группы о целях занятия.
- Ребята, сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. И задания, которые вы будете выполнять на этом занятии, тоже не совсем обычные. Мы будем много играть, рассуждать, разрешать различные ситуации, вместе выполнять интересные задания. А в конце занятия мы должны определить: «Наши жизненные ценности».
1. Создание мотивации.
-Послушайте маленькую историю. Слайд 2
- «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки- дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
-Чего ж тебе было надобно, богатырь?
- Да, водицы испить.
- Да, пил бы! Чего ж драться – то начал?
Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.
Вопросы к детям:
- Скажите, пожалуйста, что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?
- Как называется процесс, когда люди просят друг друга что- то или разговаривают о чем либо? (Общение)
- По статистике общение занимает большую часть нашей жизни.
- Сегодня мы с вами поговорим о секретах общения, которые помогут вам быть приятным собеседником, лучше понимать друг друга, избегать конфликтов.
- Нам часто не нравится чьё - то поведение, чьи - то слова или поступки. Но мы должны быть немного сдержанными, понимать, прощать, во что бы то ни стало, терпеть любые поведения других. Дарить им тепло, говорить ласковые слова.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. ( А. Сент-Экзюпери)
II. Основная часть.
I этап
1. Разыгрывается ситуация общения.
Я предлагаю вам разыграть ситуацию. Я буду выполнять роль педагога, а Паша–ученика. Паша выходи сюда ко мне.
-Паша, я хотела бы тебя спросить, с каким настроением ты пришел сегодня в школу? Чем ты занималась перед тем, как прийти в школу? Все ли домашние задания ты выполнил?
(Предполагаемые ответы ребенка. (С хорошим настроением. Я проснулся, умылся, почистил зубы, оделся, позавтракал. Домашние задание, если честно, выполнил не всё).
-Ребята, скажите, а что мы сейчас с Пашей делали? (Разговаривали, вели беседу).
-А всегда ли и со всеми людьми вы можете так пообщаться? А что нам иногда мешает общению с другими людьми? (Плохое настроение, нежелание)
-Действительно, порой возникают препятствия при общении с людьми.
-Посмотрите пожалуйста, на монитор, на котором написаны препятствия, которые мешают нам иногда общаться. Предлагаю вам выбрать ту причину, которая возможно именно вам иногда мешает общаться с другими людьми. Зачитайте её.
Слайд 4
Неуверенность в себе при общении с другими
Не хватает смелости
высказать свое мнение
Не знаю, как надо начать разговор первым
Иногда не внимательно слушаю товарищей, друзей
Иногда мне трудно выразить свою мысль
Иногда стесняюсь высказать свое мнение
Иногда не умею сдерживать свои отрицательные эмоции при общении
- Сейчас предлагаю вам разобраться в конфликтной ситуации, однажды сложившейся между одноклассниками.
- Я хочу вам рассказать об одной ситуации, которую я однажды увидела на перемене, два мальчика Саша и Серёжа, поссорились. А случилось вот какая неприятная ситуация. Давайте посмотрим на экран. Я попрошу Олега и Данила зачитать её вслух.
Слайд 5
- Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, и вот такая просьба одолжить ручку привела их к ссоре и обиде друг на друга.
Ребята называют замеченные ими ошибки.
- Да, действительно. Во-первых, просьба выглядит как приказ, Саша забыл о вежливости. Во-вторых, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй». Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Какое чувство испытывал мальчик к которому так обратились с просьбой. К кому так обращаются? (К незнакомому человеку)
-Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Каждому приятно, когда к нему обращаются по имени.
Воспитатель обращается к одному из воспитанников: «Тебя как зовут?».
Воспитанник: «Тимур».
-Представь, я встречаю тебя на улице и говорю «Здравствуй» или «Здравствуй, Тима». Что тебе приятнее было бы услышать?
Воспитанник: Второй вариант.
- Любому человеку приятно, когда называют его по имени. Давайте исправим ошибки, которые привели ребят к ссоре. Зачитаем, как правильнее вести себя в подобных ситуациях.
Олег будет читать от имени Саши, которому нужна ручка. А Данил - от имени Серёжи, у которого нет запасной ручки и он должен отказать в этой просьбе Саши.
Слайд 6
–Сережа, ты не мог бы одолжить мне ручку, пожалуйста?(Олег)
– Да, Саша, конечно, не забудь только вернуть. (Данил)
или
– Извини, мне она самому нужна. Но как только смогу, я сразу же тебе ее отдам.
Воспитатель. Отказывать тоже надо правильно. Вместо того, чтобы сказать «Нет, отстань», правильнее будет ответить «Я бы с удовольствием тебе помог, но, к сожалению, не могу». Обидится друг на такой отказ?
Ребята: Нет.
- Молодцы ребята! Вы правильно исправили все ошибки!
3. Сказка «Мудрецы и слон»
А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон».
Слайд 9
А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов.
- Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
- Молодцы, вы правы.
•Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
•Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика.
•А в результате, у них возникла ссора и конфликт, которые были основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.
Какой можно сделать из этого вывод? (Высказывания детей)
Слайд 11
•Нужно прислушиваться к мнению других. Надо уметь слушать и слышать.
•Нет смысла кричать.
•Должна быть согласованность в действиях.
- Вы правы дети, мы действительно тратим жизнь на ссоры, конфликты, не умение договариваться друг с другом. Надо научиться слушать и слышать окружающих. Тогда в жизни вас ждёт успех!
IIэтап
- Ребята, а вы не засиделись? У меня для вас есть подарок-сюрприз! Предлагаю вам его отыскать. Он находится в этой комнате, может лежать в шкафу, на окне, или у кого - то из наших гостей.
(ЗвучитYeselaya- Fonovaya- muzyka). (Дети ищут подарок. Нашли и отдали воспитателю).
-Молодцы! Спасибо! Кто знает, что это за документ? Правильно. Это конвенция о правах ребёнка.
-А кто, является у нас ребенком? (Мы)
-Правильно. Дети не достигшие 18 лет.
- А какие права есть у детей?
- Настя, тебе слово.
Слайд Чтение стихотворения
Я- подросток
Я- ребёнок, я – человек, я должна иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимой, имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самой счастливой.
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «права человека?»(Право на жизнь, право на отдых….)
-Вы все знаете, что права делятся на Гражданские (личные), политические, социально-экономические и культурные права.
Слайд Игра «Права человека» Физкультминутка.
-И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Права человека». Прошу встать со своих мест.
-Я буду называть права, а вы должны определить к каким правам человека они относятся.
Если это:
Гражданские (личные) права то –хлопаете в ладоши.
Политические права- поднимаете руки вверх.
Социально-экономические и культурные права- топаете ногами.
Право на жизнь(граждпр)
Право на образование (соц)
Право избирать и быть избранным (полит)
Право на труд и свободный выбор профессии (гражд)
Право на свободу и личную неприкосновенность (гражд)
Право на отдых (соц право)
-Молодцы, вы знаете все свои права! Садитесь!
Слайд Игра « Права сказочных героев».
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Права сказочных героев». Выбери одного героя из трех.
Право на жизнь
(картинки с изображением героев сказок)
Золушка
Колобок
Кот в сапогах
Слайд Право на неприкосновенность жилища
Сестрица Алёнушка
Три поросенка
Колобок
Слайд Право на свободный труд
Золушка
Красная шапочка
Балда
Слайд Право на свободу вступления в брак
Золушка
Дюймовочка
Алёнушка
Слайд Право на владение личным имуществом
Красная шапочка
Буратино
Баба Яга
Слайд Право на образование
Чиполлино
Буратино
Щелкунчик
-Молодцы! Вы порадовали меня своими ответами.
Слайд Беседа о правах
Право-это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил.
- Скажите, какие права ребенка вы знаете? И как их понимаете? (Ответы детей)
-Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы знать, на что рассчитывать в жизни)
Слайд Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из предложенного перечня выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся и распределите их в два столбика:
Получение бесплатного общего образования. (Право)
Выполнять трудовые обязанности и поручения. (Обязанность)
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих. (Обязанность)
Соблюдать правила внутреннего распорядка центра и школы. (Обязанность)
Давать согласие на изменение своего имени, фамилии. (Право)
Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)
Уважение человеческого достоинства. (Право)
Добросовестно учиться. (Обязанность)
Получить паспорт гражданина РФ. (Право)
Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников центра и школы. (Обязанность)
Выбор формы образования. (Право)
Носить школьную форму. (Обязанность)
Посещать мероприятия в школе. (Право)
Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)
Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)
Вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)
- Как вы могли заметить, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Знать свои права необходимо, но так же нужно не забывать выполнять обязанности.
Слайд «Отгадай кроссворд»
По горизонтали:
1. Когда ребенок идет в школу, каким правом он пользуется?
4. У каждого человека есть не только права, но и …
6. Основной закон нашей страны.
8. Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина.
По вертикали:
2. Продолжите фразу: «Право, которое можно отнести к личным, это право на …»
3. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.
5. Документ, защищающий права ребенка и имеющий обязательную силу для подписавших его стран.
7. Продолжите фразу: «Ребенок обладает правами с…»
III этап
- Мы сегодня поведем разговор о Жизненных ценностях.
(Но самое важное, самое ценное для человека что это?)
- Чего желают люди друг другу всегда? (счастья, долгой и счастливой жизни, счастья в жизни и т.д.) Именно эти пожелания мы пишем на поздравительных открытках, сколько лет бы не исполнилось – 10 или 50, всем желают счастья и долгой – долгой жизни.
Тема жизни актуальна была всегда, и наш разговор пойдет сегодня о ценностях жизни.
Жизнь! Какая она может быть? Давайте попробуем «увидеть» ее.
1. Для этого мы сейчас проведем тренинг.
Попробуем описать ее.
Она какая может быть? Как она выглядит? (счастливая, долгая, красивая, длинная, интересная, многогранная, бесценная)
Какая форма у нее может быть? (Круглая, овальная)
А Какого она цвета может быть? (Красная, желтая, оранжевая, зелёная)
Что вы можете ощущать, прикасаясь к ней? (Радость)
Какой она может быть на вкус? (Сладкая)
Отсюда, какой можно сделать вывод? Вот, для тебя жизнь, какая должна быть? Какую жизнь для себя ты хочешь? (спросить у детей)
Вывод: у каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
4. А в чем состоит ценность жизни, из чего они складываются?
Ценности – это представления человека о самом важном в его жизни, это то, чем человек дорожит, к чему стремится, что считает священным. Разбираясь в этом вопросе, попробуем выделить важные моменты, главные мысли, касаемые жизненных ценностей человека.
Итак, приступаем.
11. Упражнение «Список ценностей». Перед вами лежат конверты – там вы найдете основной набор жизненных ценностей. Куда входят:
- Интересная учёба, развитие (некоторым людям важно постоянно учиться, не стоять на месте, совершенствоваться)
Работа, карьера
Признание со стороны других – иметь влияние в обществе, популярность, уважение
- Подумайте и решите, какие ценности, из предложенного набора для вас особенно важны, а какие можно отодвинуть на второй план. Но есть одно условие. Необходимо выбрать лишь 6 наиболее важных для вас ценностей.
- Задание понятно? Приступайте к выполнению.
- Легко ли было выполнять эту часть задания?
- Можно ли поинтересоваться, а какие ценности важны подросткам 21 века?
- познакомьте окружающих со списком ваших ценностей.
Я обратила внимание, что многие ценности совпали, но есть и различия, а вообще так может быть? (Ответы детей)
- Да, ребята это абсолютно нормально. Что важно одним – совершенно безразлично другим.
12. Упражнение «Стаканчик».
Представьте, что в этом стакане собраны ваши ценности, Здесь собрано все, чем вы дорожите.
Воспитатель сжимает безжалостно стакан.
- Что вы сейчас почувствовали? Что хочется сделать? (Явно ничего хорошего)
- Что я сделала? Разрушила, уничтожила ваши ценности.
- Бывают ли в жизни моменты, когда мы без зазрения совести покушаемся на ценности других людей?
Можете приведите примеры. (Когда мы своими глупыми, неосторожными высказываниями затрагиваем чьи – то семьи, причиняем телесные повреждения, не заботясь о чужом здоровье, воруем, грабим чужое имущество…)
Конечно же, с вашими ценностями ничего не произошло, это все лишь небольшое упражнение.
Но чему оно учит? Прежде всего, бережно относиться к ценностям другого человека.
Слайд 10
Ценности других людей требуют особого, бережного отношения.
- Сегодня мы много говорили о ценностях, и подытожить наш разговор хочу небольшим экспериментом, который как никогда подходит к теме нашего занятия.
13.Эксперемент «Пустая банка»
Вот перед вами Банка. Она пуста пока. Представьте, что это наша жизнь. Нам надо наполнить нашу жизнь самыми важными вещами нашей жизни, из которых складывается ваша счастливая жизнь.
Банка заполняется теннисными мячиками с надписями: ( Любовь, здоровье, учеба, работа, достижение в спорте, успех, сестра, брат, деньги, карьера, квартира)
-Банка у нас полная?
-Да полная!
-Полная самыми важными ценностями жизни.
Ну, а теперь пространство попробуем заполнить цветными драже.
- Достаю пакет с драже, и начинаю засыпать его в банку. Драже начал заполнять пространство между камнями:
У нас еще осталось пространство.
Тогда достаю пакет с крупой, и начинаю засыпать его в банку, спустя какое- то время в банке не осталось свободного пространства.
- А вот теперь банка полная?
-Полная.
- А теперь попробуйте объяснить наши с вами действия.
(Банка это наша жизнь, мячики – это самые ценные вещи в нашей жизни, это наше здоровье, учёба, стремление к успеху, достижение в спорте, квартира, словом, все то, что имеет для жизни огромное значение;
Цветное драже – это те вещи, которые тоже важны, но чуть в меньшей степени. Это может быть дорогой костюм или машина, дорогой телефон, карьера, круиз или турне и т.д; а крупа – это все самое мелкое и незначительное в нашей жизни, все те маленькие радости, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; вот из чего складывается наша жизнь!
Некоторые люди делают ошибку – сначала они насыпают в кувшин песок, и, конечно же, при этом не остается места ни для маленьких, ни для больших камней. То же самое относится и к жизни. Если вы потратите все свое время и энергию на мелочи, несущественные дела, у вас никогда не будет места для ценностей, которые действительно важны для человека, вы не достигнете успеха в жизни. Задумайтесь над этим и выставьте правильные приоритеты.
Ш.Заключение.
Показ видео- ролика «На что мы тратим жизнь»
Рефлексия.
Приложение 1
Сказка «Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.