Данная методологическая разработка раскрывает не только основные понятия по данной теме, но и дает возможность реализовать полученные знания в жизненной ситуации студента (ученика), которые возникают в повседнейвной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа «Дружба»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЕДЖ имени И.И. ПОЛЗУНОВА
Методическая разработка классного часа
«Дружба»
Автор: Хмелева Е.Г.- преподаватель Верхнепышминского филиала Уральского государственного колледжа им. И.И. Ползунова
Верхняя Пышма 2016
Аннотация
Методическая разработка классного часа «Дружба»» составлена с учетом Плана воспитательной работы на 2016-2017 учебный год для группы ПС-212/ВПФ Уральского государственного колледжа имени И.И.Ползунова.
Цель проведения классного часа: способствовать духовно-нравственному
воспитанию, так как в современном мире подросток окружён множеством разнообразных источников как позитивного, так и негативного характера, которые влияют на еще только формирующуюся сферу нравственности; классный час информирует подростка о нормах поведения в современном обществе, дает представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. В любом студенческом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен, так как от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена. Дружба взаимообогащает студентов, расширяет интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения.
Данная методическая разработка включает в себя ход классного часа, задания для работы в подгруппах в игровой форме, бланк оценки выполненных заданий для жюри, раздаточный материал для выполнения заданий и перечень использованных источников. К данному внеклассному мероприятию материал подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, охвачены и разучены стихотворения, подобраны пословицы и поговорки о дружбе.
Данная методическая разработка раскрывает не только основные понятия по данной теме, но и дает возможность реализовать полученные знания в жизненной ситуации студента, которые возникают в повседневной жизни.
Классный час на тему: «Дружба».
Цель классного часа:
Выявить уровень понимания студентами понятия «дружба»;
Активизировать произвольное внимание к этому понятию и явлению;
Применяя навыки анализа, самоанализа, самоконтроля, наблюдения, обобщения, дать учащимся возможность высказать свою точку зрения на предмет обсуждения, познакомиться с другими точками зрения;
Провести социометрическое исследование межличностных отношений в коллективе;
Дать возможность ощутить себя единым целым с группой, незаменимой частью целого.
Оборудование: листы с половицами и поговорками о дружбе, листы для незаконченных предложений, подготовка сценки – ролевого диалога о дружбе по рассказу Аркадия Аверченко «Муха», медальоны «Самый, самый …» из бумаги, бланки для студентов.
Ход мероприятия:
Организационный момент: Приветствие студентов, гостей, сообщение темы и цели общения.
Беседа – дискуссия: «А что такое дружба?»
Вводное слово преподавателя:
Ребята, сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – о дружбе.
Прежде чем начать беседу, я попрошу каждого из вас дописать незаконченное предложение, а затем, в конце нашего разговора, мы сравним – изменилось ли ваше мнение на этот счет, или нет, и может быть, выяснится, что вы для себя открыли какое-то новое понимание, взглянули на свои отношения с друзьями с другой стороны, открыли для себя в этих отношениях что-то новое…
Друг – это тот, кто …
С другом можно …
Я дружу с … потому, что …
Студенты разъясняют значение дружбы. Возможен обмен мнениями, дискуссия – как известно, в споре рождается истина. Пытаемся дать свое определение дружбы.
Вопросы для дискуссии:
Какие чувства может испытывать человек?
Какие пословицы, поговорки о дружбе Вам известны?
В каких случаях проявляется дружба?
Какие личностные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны?
Мудрые высказывания о дружбе.
Непонимание делает из друзей врагов.
(Л.Фейхтвангер)
Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их.
(У.Мизнер)
Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
(М.Твен)
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
(Л.Толстой)
Пословицы о дружбе.
Плохой друг – что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.
С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь.
Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает.
Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.
С иным водиться – что в крапиву садиться.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Старый друг – лучше новых двух.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друг до поры – тот же недруг.
Друг не испытанный – что орех не сколотый.
Друга ищи, а найдешь береги.
Друга на деньги не купишь.
Дружба не гриб – в лесу не найдешь.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Дружбу помни, а зло забывай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Сценка – ролевой диалог «Муха». По рассказу А.Аверченко «Муха».
Действующие лица: ведущий, заключенный, муха.
Заключенный:Итак, я в тюрьме! Боже, какая тоска… Ни одного звука не проникает ко мне; ни одного живого существа не вижу я.
Что это там на стене? Неужели? Какое счастье!
Ведущий: На унылой тюремной стене камеры он увидел обыкновенную муху. Она сидела и терла передними лапками у себя над головой.
Заключенный:Милая Муха! Ты будешь моим товарищем … Ты скрасишь мое одиночество!
Муха: Интересненько, куда это я залетела? Отдохну немного, приведу себя в порядок. Ох, устала, намоталась я за целый день. (Зевает…) Как раз чуток бы вздремнуть…
Ой! Кто это на меня глаза пялит, что даже стыдно? Не думает ли он меня укокошить!
Заключенный: Как же мне сделать приятное моему новому товарищу? Придумал! Устрою ей ужин. Так, вот кусочек сахара, который нужно смочить водой, и крошки вареного мяса. Боюсь, как бы она не улетела от меня, огорченная неприхотливостью этой пищи.
Мушка, посмотри-ка сюда… Увы, она не замечает моих забот…
Ведущий:Заключенный встает с кровати и начинает осторожно размахивать руками, стараясь подогнать Муху к столу.
Заключенный: Не бойся, бедняшка! Я не сделаю тебе зла: мы оба одинаково несчастны и одиноки. Прекрасно! Наконец-то она села на стол! Приятного аппетита!
Муха:Вижу, что мне придется распроститься с отдыхом. Полетаю немного. Чего этот псих ко мне пристает? Намесил на столе какой-то сладкой дряни с вываренной говядиной – и гоняется за мной по камере, хлопая в ладоши.
Что за смешное, нелепое зрелище: человек, а прыгает как теленок, потерявший всякое достоинство…
Придется усесться на стол, отведать месива. Брр!... Что он там кричит?
Заключенный: Как холодно в камере! Моя Муха – мой дорогой товарищ – сидит на стене в каком-то странном оцепенении… Неужели она умрет? Нет! Я не допущу этого! Эй, вы, тюремщики! Когда я был один, вы могли меня морозить, но теперь… Дайте нам тепла! Дайте огня!
Ведущий:Заключенный с воплями стал стучать в дверь.
Заключенный: Какое счастье, мне принесли чайник с горячим чаем! Милый друг! Сейчас тебе будет тепло.
Ведущий:Заключенный подносит чайник к стене, где сидит муха, и долго держит его около нее.
Заключенный: Как я рад, она зашевелилась … вспорхнула… Наконец-то! Мы должны, дорогой товарищ, поддерживать друг друга, не правда ли?
Муха:Час от часу не легче, ни минуты покоя! Только я задремала, как он стал кричать и колотить в дверь и доколотился до того, что ему принесли чайник с кипятком.
Что он еще собирается предпринять? Этого еще не доставало! Тычет горячим чайником прямо мне в бок… Осторожно, черт! Так и есть: опалил мне крыло. Попробую полетать.
Постой! Оставь! Да оставь же!
Ф-фу!
Не-ет, миленький, с меня довольно. Какое счастье – открывается дверь, и я – адью!
Заключенный: Сегодня я не могу ни есть, ни пить. Лежу на койке и бессмысленно гляжу в одну точку… Моя Муха исчезла! Улетела, покинула меня, эгоистичное, самодовольное создание!
Разве тебе было плохо? Разве я не был тебе преданным, верным другом, на чью сильную руку ты могла опереться?!
Улетела! Неблагодарная!
Ведущий: Так трагически закончилась эта кратковременная дружба…
Выводы и комментарии:
Поучительный рассказ. В нем хорошо показано, как на одну и ту же вещь, одно и тоже действие можно взглянуть с разных сторон. Так часто получается в жизни, что от навязчивой помощи получается только вред.
Очень важно, чтобы общающиеся стороны понимали друг друга, чувствовали, что нужно и как нужно помочь.
Чтобы иметь друга, надо правильно понять его желания, а не лезть со своими эгоистичными заботами.
Несмотря на то, что побуждения и действия друга направлены на то, чтобы сделать как можно лучше для своего товарища или подруги, происходит обратное, он теряет друга. По-моему, это получается от того, что все-таки такой человек думает больше о себе…
О таком типе людей хорошо написал В.Г.Белинский (он называл их романтиками): их «тянет к дружбе не столько потребность симпатии, столь сильная в молодые годы, сколько потребность иметь при себе человека, которому бы они беспрестанно могли говорить о драгоценной своей особе».
Сюжет этого рассказа можно перевести на взаимоотношения между молодыми людьми, когда, например, юноша симпатизирует девушке и хочет с ней подружиться. Тюрьма – это ассоциация его замкнутости, нерешительности, неуверенности в себе. А его искренние действия, беспокойство, желание сделать все как можно лучше – оборачиваются против него самого, потому что он не пытается понять своего партнера, встать на его место, понять его настроение, чувства…
Игра «Необитаемый остров»
Давайте представим себя на необитаемом остове. А теперь представьте, что благодаря чуду мы смогли выбраться с этого острова, но построенный нами корабль вдруг потерпел крушение. Команде удалось спастись, но пострадал капитан. Все оказались посреди океана в одной лодке, в которой есть 15 предметов. Из них надо выбрать те, которые могут помочь спастись. В связи с тем, что лодка перегружена, от некоторых ненужных предметов, возможно, придется избавиться. Перед вами бланк с перечнем этих предметов. Сейчас каждый из вас представит, какие предметы ему потребуется для спасения, и поставит в первую графу таблицы порядковый номер по важности.
Предметы в лодке
В лодке
Экспер-
ты
Ошибки
Лидер-
ство
один
все
один
все
Секстант (прибор для опре-деления местонахождения)
15
Лупа
2
Канистра с 20-ю литрами питьевой воды
3
Противомоскитная сетка
11
Коробка с суточным ар-мейским рационом
4
Карта Тихого океана
12
Плавательная подушка
10
Канистра с горючим (8 лит-
ров мазута)
1
Маленький радиоприемник
13
Средство для отпугивания акул
14
20 м² светонепроницаемого пластика
6
Бутылка медицинского спирта
9
15 метров нейлонового каната
8
2 коробки шоколада
5
Рыболовная снасть
7
Итого:
Теперь попробуйте, обсудив ваши варианты ответов, прийти к единому общему мнению. Во второй графе своей таблицы поставьте порядковый номер в соответствии с мнением большинства.
А теперь послушайте мнение эксперта (в его роли выступает классный руководитель). Подсчитайте разницу (из большего вычитается меньшее) между оценкой эксперта и а) вашими номерами; б) номерами коллективного решения. Подсчитайте итоговую сумму: если она менее 60, вы спаслись. А если вам спастись не удалось, не огорчайтесь, ведь это только игра, и мы учимся все делать вместе, и со временем у нас все получится.
Теперь оценим ваши лидерские качества. Для этого надо вычислить разницу между «ошибками всех» и «ошибками одного» и подсчитать итог:
Меньше 20 баллов – вы обладаете ярко выраженными лидерскими качествами;
20 – 30 баллов – у вас высокий уровень лидерства;
30 – 40 баллов – задатки лидера у вас есть, но вы не стремитесь их проявлять;
больше 40 баллов – вы конформист.
Анкета «Моя группа»
1. В нашей группе:
а) большинство ребят хорошие;
б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;
в) большинство ребят неприятны мне.
2. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоей группы и ты, жили бы недалеко друг от друга?
а) да;
б) мне все равно;
в) нет.
3. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоей группы?
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
4. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоей группы?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
5. Оцени, насколько нравится тебе твоя группа:
1 балл — совсем не нравится;
2 балла — не нравится;
3 балла — и нравится и не нравится;
4 балла — нравится;
5 баллов — очень нравится.
6. Если бы тебе представилась возможность всей группой поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?
а) хорошо;
б) равнодушно;
в) плохо.
7. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоей группе помогает?
а) да;
б) не замечал;
в) нет.
8. Оцени, насколько дружная у вас группа:
1 балл — cовсем не дружный;
2 балла — недружный;
3 балла — когда как;
4 балла — дружный;
5 баллов — очень дружный.
9. Летом или после окончания учебного года захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
Оценка
Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8.
Подсчитай сумму баллов.
Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7.
Подсчитай общую сумму.
Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов
0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в группе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают.
10—18 баллов — Кто-то в группе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.
19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружной группе. Ты ценишь одногруппников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая дружба часто остается на всю жизнь.
Анкета «Сплоченность группы»
Ниже приводятся характеристики малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоей группе.
1
а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в группе, мы в кругу друзей;
б) далеко не всем уютно в нашей группе;
в) в группе есть ребята, с которыми никто не дружит.
2
а) В основном ребята дорожат нашей группой;
б) большинство ребят не задумываются о том, что значит группа в их студенческой жизни;
в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другую группу.
3
а) В нашей группе внимательно относятся к каждому студенту;
б) наша группа заботиться не только о себе и нашем колледже, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;
в) ребят из нашей группы больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из студентов.
4
а) В нашей группе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;
б) жизнь в нашей группе могла бы быть интереснее;
в) в нашей группе скучно, чтобы жизнь группы была интересней, все надо полностью изменить.
5
а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится;
б) хотелось бы чаще ходить куда-то всей группой;
в) не надо никуда ходить вместе всей группой.
6
а) Думаю, что наша группа дружная;
б) в нашей группе есть несколько дружеских компаний, несколько подгрупп, а общей дружбы нет;
в) дружба в группе невозможна.
7
а) Думаю, что каждый из нас может проявить в группе свои способности и интересы;
б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в группе;
в) мало кто из ребят может проявить в группе свои способности и интересы.
Обработка результатов
Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы Номер вопроса
Ответы в баллах
а б в
1 10 2 -10
2 10 2 -10
3 10 20 -10
4 10 5 -10
5 20 10 -10
6 10 6 -5
7 30 20 -10
Подсчитайте сумму полученных баллов
Интерпретация результатов
76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.
46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.
30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.
Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.
После получения индивидуальных результатов важно представить общую картину. Можно использовать доску, разделив ее на 4 части. Один из учеников записывает в каждую колонку количество голосов (голоса подсчитываются поднятием руки). В результате можно увидеть наглядную картину представления ребят о сплоченности своего класса.
Далее следует провести обсуждение полученных данных. Сделать это нужно корректно, не требуя от каждого обоснования своей позиции. Можно разбить группу на две подгруппы (выбор происходит добровольно). Одна подгруппа – представляет позицию «за», другая – «против». Каждая подгруппа выдвигает свои аргументы. Члены экспертной группы (2–3 человека) выносят решение о том, кто более четко обосновал свою позицию. В конце каждой подгруппе предлагается внести свои предложения по улучшению жизнедеятельности класса.
Награждение.
Медальон «Самый, самый …»
Игра – присуждение медальонов с надписями качеств личности. Медальоны вручает сменный ведущий при одобрении выбора большинством коллектива.
Например:
самый ответственный;
самый обаятельный;
самый скромный;
самый элегантный;
самый умный;
самый эрудированный;
самый прикольный;
самый привлекательный;
самый пунктуальный;
самый общительный;
самый творческий;
самый креативный;
самый трудолюбивый;
самый спортивный;
самый улыбчивый;
самый отзывчивый;
самый талантливый;
самый уверенный;
самый организованный;
самый уверенный;
самый задумчивый.
Итог:
Участники садятся в круг и делятся тем, что накопилось на сердце за время проведения классного часа. Анализируют свои ответы на незаконченные предложения, которые они заполнили в начале классного часа. Это обсуждение позволяет студентам почувствовать себя частичкой целого коллектива и в то же время ощутить свою собственную значимость.
Современная молодежь не потеряла эмоциональности чувствования, искренности и самоотверженности в дружбе, все это живо, трепетно ранимо, но часто тщательно скрывается за внешней бравадой и скепсисом.
Список использованной литературы
Богданова О.С. Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед со школьниками. М. Просвещение, 1985.
Будникова, В. «Добрым быть совсем не просто»: Классный час для старшеклассников.// Воспитание школьников. – 2006. - № 8. – С. 20-25.
Джен Ягер «Когда дружба причиняет боль. Как поступать с друзьями, которые предают, бросают или ранят вас». – М.: Издательство «Инфотропик Медиа», серия «Психология с умом», книга 1, 2011.
Гомжина, З.А. «С детства дружбой дорожи». Классный час о дружбе для старшеклассников. // Досуг в школе. – 2008. - № 11. – С. 21-24.
Коростелева, С. Побеждать зло добром/ С. Коростелева. // Воспитание школьников.-2007.-№9.- С. 55-56.
Косарева, Т.В. «Добро и зло. Причины наших поступков»: Занятие для учащихся. // Читаем, учимся, играем. – 2010. - № 1. – С. 90-95.
Петрова, В. «Умейте дружбой дорожить»: Разработка занятия для учащихся. // Воспитание школьников. – 2009. - № 5. – С. 26-28.
Полетавкина, Л.Г. «Будьте добрыми и человечными»: Сценарий по воспитанию нравственности у учащихся. // Педсовет. – 2005. - № 3. – С. 10-13.
Сухоносова, О.Н. «Если добрый ты – это хорошо!»: Часы этики на классных часах. // Досуг в школе. – 2008. - № 11. – С. 3-20.
Ушакова О.Д. “Афоризмы и крылатые выражения”, справочник школьника, Санкт – Петербург, 2005 год.
Чепикова, Л.В. «Дружба»: Разработка урока для учащихся среднего школьного возраста. // Воспитание школьников. – 2009. - № 6. – С. 15-18.
Шуляпова О.В., Лебедева Е.И., Гришина Н.В. «Энциклопедия дружбы», программа и методическое пособие факультативного курса, Полиграф, Саранск, 2012.