Актуализация « Сте зе класс» | В жизни мы часто слышим такие высказывания « Успешный актер», « Успешный бизнесмен», « Талантливый педагог», «Успешный ученик», « Успешный человек». А как же становятся люди успешными, как помочь нашим ученикам стать успешными? Сегодня мы с вами попробуем ответить на эти вопросы. Тема « Ситуация успеха в образовательном процессе». Прежде чем приступить к рассмотрению теоретических и практических вопросов реализации данной методики, я опрошу вас в форме « Сте зе класс» записать на листочках как можно больше ассоциаций, возникающих у вас с понятием « Ситуация успеха в образовательном процессе». Прочертите линию после вашей последней записи. Двигаясь в классе запишите как можно больше ассоциацией, возникших у коллег. Понятие ситуации успеха |
Понятие и признаки, приемы создания « Ситуации успеха» Упражнение « Проблемный ученик» | С точки зрения психологии ситуация успеха- это переживание состояния радости, удовлетворения, оттого что результат, к которому стремился человек, либо сопоставим с его ожиданиями, либо превзошел его. С точки зрения педагогики ситуация успеха- это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов личности. Признаки ситуации успеха. Заинтересованность к учебному предмету, желание учиться. Учебная мотивация школьников напрямую зависит от педагогического мастерства учителя. Условиями положительной мотивации выступают: знание педагога и использование в учебном и воспитательном процессе современных образовательных технологий, приемов, методов; умения учителя удивлять, вызывать желание учащихся активно учувствовать в учебном процессе; умения учителя показывать практическое значение приобретаемых знаний и умений; использования разностороннего оценивания. Необходимо проводить все виды оценивания: нормативное- оценивание результатов знаний и умений согласно критериям образовательных документов; личностное оценивание- оценивание прогресса каждого учащегося, его успеваемости, поведения, достижений; сопоставительное оценивание- оценивание успеваемости, поведения, достижений по сравнению с предыдущими периодами; обобщающее оценивание- оценивание разносторонних результатов в конце учебного года. Использования педагогом технологии формирующего оценивания. Формирующее оценивание- это обратная связь, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, в какой степени учителю удалось реализовать поставленные задачи. Приемами методик формирующего оценивания выступают: «Недельные отчеты»- это опросные листы, в которых учащиеся в конце каждой недели отвечают на три вопроса: « Чему я научился за эту неделю», « Какие вопросы остались для меня неясными», «Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал. «Составление тестов»- в качестве домашнего задания учащимся предлагается написать по какой-либо теме вопросы для проверочной работы или теста. В дальнейшем лучшие вопросы, включаются в проведение проверочной работы. «Опросники самодиагностики»- дома учащиеся самостоятельно заполняют опросник. « Портфолио»- позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учащихся. Итак, заинтересованность учащихся к учебе, повышение результативности образовательного процесса складывается из: педагогической компетенции и наличия обратной связи между учителем и учащимися. Вторым обязательным компонентом ситуации успеха- выступает благоприятный психологический климат. У большинства работников образования складывается стереотипное мышление о классификации учащихся и формируется соответствующее взаимодействие. «Учеников отличников» любят, постоянно хвалят, опираются на них. « Способных учеников» также поддерживают, хвалят, уделяют много внимания. «Хорошим, послушным, но малоспособным ученикам» ставят положительный, а порой завышенные оценки за то, что они не мешают вести урок. «Проблемных детей» постоянно ругают, критикуют, вызывают родителей, учителя испытывают раздражение и агрессию. «Незаметные ученики» остаются в тени, с ними практически нет никакого взаимодействия. Предлагаю Вам представить самого «Проблемного ученика», на листочках не подписывая его фамилии и имени отобразить в двух столбиках ваше отношение к ученику по заданным параметрам. Теперь, когда работа выполнена попробуйте ответить на вопросы: Сложно ли Вам было выполнить задание? Удалось ли Вам найти более 5 положительных качеств ученика? Появились ли неожиданные мысли? Захотелось ли Вам лучше узнать этого ученика, поработать с ним? Чтобы создать ситуацию успеха именно для неуспешных детей, постарайтесь создать новый образ такого ученика: желающего получить знания по вашему предмету, успешного. И ведите себя по отношению к нему, так как если бы он был таким, каким Вы его себе представили. Для создания благоприятной психологической обстановки следуйте простым советам: принимайте ученика таким, какой он есть, ведь каждый человек уникален; услышав неправильный ответ, повторно задайте вопрос, измените его формулировку; будьте тактичны в своих высказываниях, контролируйте свои эмоции и речь; используйте физкультминутки, музыкальное сопровождение; чаще хвалите детей ( «Ты на верном пути», « Сегодня у тебя получается, значительно лучше», « Я горжусь тобой», « Я рада, что ты попробовал это сделать», « Молодец», «Умница», «Поздравляю», «Я верю в тебя»; приходите на каждый урок с оптимизмом, чаще улыбайтесь; снимите «Ярлыки» с учеников, каждый из них достоин Вашего внимания и поддержки. Результаты исследований показывают, что ситуация Успеха оказывает положительное влияние на мотивацию и результаты учебной деятельности, формирование межличностных отношений, формирование положительной «Я концепции». |