kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КЛАССНЫЙ ЧАС: Тема: «Ты – будущий избиратель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются: 

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конституции республик в составе Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются: 

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конституции республик в составе Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

    Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются: 

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конституции республик в составе Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются: 

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конституции республик в составе Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

    Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются: 

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конституции республик в составе Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

    Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются: 

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конституции республик в составе Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

    Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются: 

  • Конституция Российской Федерации;
  • Конституции республик в составе Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
  • Законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Просмотр содержимого документа
«КЛАССНЫЙ ЧАС: Тема: «Ты – будущий избиратель»»


Попова Л.В. 8,10 класс




КЛАССНЫЙ ЧАС:

Тема: «Ты – будущий избиратель»

Цели:

1. Знакомство с историей выборов, развитием избирательной системы России.

2. Знакомство учащихся с основными понятиями: право, политика, гражданин, избиратель, права избирателя, референдум.

3. Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.

4. Воспитание активной гражданской позиции.

5. Пропаганда избирательного права.

Понятийный аппарат: право, гражданин, избиратель, права избирателя.

Тип: комбинированный

Оборудование: раздаточный материал, компьютерная презентация урока.

Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя.

     Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний классный час посвящён избирательному праву граждан и тема его звучит так «Ты – будущий избиратель».

     

2. Работа по теме.

2.1. Работа с эпиграфом

     Эпиграфом нашего классного часа я выбрал слова Джона Адамса: «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство». Что по-вашему значат эти слова? Что хотел сказать нам, гражданам своего государства, американский государственный и политический деятель? Прав ли он? В течение классного часа каждый из Вас найдет ответы на эти вопросы.

2.2. Немного истории

     Но сначала мы совершим экскурс в историю демократических традиций страны. Вспомним о давних демократических традициях нашего государства

     Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и простому народу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических документов, решались с помощью судебных поединков - так называемого поля, проведение которого регламентировалось.

Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига.

21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний.

Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов.

Избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».

Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание Первого избирательного закона.

В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.

В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.

От участия в выборах согласно закону отстранялись:

а) лица женского пола;

б) лица моложе 25 лет;

в) обучающиеся в учебных заведениях;

г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;

д) иностранные подданные.

При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.

Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».

Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.

Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.

Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:

- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;

- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;

- избирательными правами наделялись также военнослужащие;

- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;

- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.

В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.

В основе выборов лежала пропорциональная система, т.е. принцип избрания депутатов по партийным спискам, в соответствии с процентом поданных за список голосов.

Порядок голосования устанавливался тайный, как правило, посредством избирательных бюллетеней («записок»), в исключительных случаях посредством «баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками».

2.3. Работа с терминами

Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин. А кто же такой гражданин?

У каждого гражданина есть свои права. Что же такое право?

- Как Вы думает, кем и чем регламентируются и определяются права человека? (Учащиеся отвечают)

- Правильно. Права человека определяются и регламентируются основным законом государства – Конституцией.

- Какие права человека Вы знаете? (Учащиеся отвечают)

- Правильно. У каждого из нас есть права, которые мы получаем при рождении. Но есть права, которые мы приобретаем по достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органах власти.

- Каждый человек по достижении им 18-летнего возраста автоматически приобретает право избирать и быть избранным, а также право на свободное волеизъявление граждан на выборах. Никто не вправе их отнять!

- Сейчас несколько раз прозвучало слово «выборы». А что оно значит?  (выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах ).

- Как называется тот, кто участвует в выборах или имеет на это право? (избиратель).

- В чём заключается право избирателя? (свободное волеизъявление граждан на выборах).

Как мы знаем, все права граждан прописаны в главном законе – Конституции. Источниками избирательного права Российской Федерации являются: 

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конституции республик в составе Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

  • Законы субъектов Российской Федерации, регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

  • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

  • Постановления Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

- Все вы так или иначе, но сталкивались с процедурой выборов. В процессе выборов обязательно должны соблюдаться принципы избирательного права. Чтобы получше разобраться в этих принципах, давайте посмотрим несколько эпизодов о выборах, которые нам покажут наши ребята.

Сценка 1

На избирательный участок заходит маленькая девочка с паспортом. Председатель комиссии спрашивает её:

- Девочка, ты зачем сюда пришла?

- Как зачем? Я пришла голосовать за своего папу!

- А зачем ты будешь голосовать за своего папу?

- А он сказал, что если станет депутатом, то будет приносить домой много денег, а мы с мамой переедем жить в Москву.

- Сколько тебе лет?

- 14.

- А папа не говорил тебе, со скольких лет можно голосовать?

- Нет.

- Мала ты ещё для голосования. Подрасти немного тогда и приходи. Поняла?

- Поняла… вздыхает девочка и уходит.

- Какие группы населения лишены активного избирательного права?

Сценка 2

На избирательный участок заходят водитель грузовика и хорошо одетая дама. Куртка и руки водителя испачканы соляркой. Водитель подходит к председателю избирательной комиссии:

- Вот мой паспорт. Дайте мне бюллетень.

Председатель (с опаской):

- Вы бы руки сначала вымыли, всё перепачкаете!

- Да некогда мне было. Всю ночь за баранкой. Домой заехать не успел. Сразу к Вам.

Водитель получает избирательный бюллетень, быстро заполняет, бросает его в урну для голосования и уходит.

К столу председателя подходит хорошо одетая дама и приказным тоном говорит:

- Дайте мне два бюллетеня, я хочу проголосовать два раза!

Председатель:

- У Вас нет такого права. Есть принцип «один человек – один голос», поэтому мы можем дать Вам только один бюллетень.

- У меня есть такое право! У меня дед и бабка были дворянами, да и я сама занимаю не последнюю должность в банке! И притом учтите мои заслуги, у меня есть звание «Почётный банкир»!

- Нет! Происхождение, должность и заслуги не учитываются при голосовании. Ни одному избирателю не даётся большего числа голосов, чем другим.

- Я буду на вас жаловаться! Рассерженная дама уходит, хлопнув дверью.

- Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?

Сценка 3

На избирательный участок заходит молодая женщина, вынимает из сумочки два паспорта и выкладывает на стол:

- Я хочу проголосовать за себя и за своего мужа!

Председатель:

- Гражданка! Вы можете проголосовать только за себя. А ваш супруг должен прийти сюда сам и проголосовать. Если он не сможет, тогда мы поедем к нему на дом.

- А зачем? Он очень сильно занят домашними делами. Да и какая разница! Паспорт же его у меня, да ещё я на всякий случай доверенность от него взяла. Вот посмотрите. Вот… подпись… дата. Всё как положено.

- Нет! Поймите правильно. Каждый избиратель должен проголосовать за себя лично – в нашей стране прямое избирательное право. Вот вам ваш бюллетень, а мужу своему скажите – пусть сам придёт сюда.

- Да, да я поняла – так и ему скажу. Женщина голосует и уходит.

- Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?

Сценка 4

Квартира. За столом сидит муж, обложившись газетами. Его жена прихорашивается перед зеркалом и говорит:

- Сегодня выборы. Пойдёшь голосовать?

- Какие ещё выборы? Могу я в свой единственный выходной отдохнуть дома, просмотреть недельные новости? В мире такое творится! А ты про какие-то выборы говоришь. Страна большая – без меня голосов хватит.

- Ну, я одна тоже не пойду. Останусь дома, подожду результатов голосования.

- Как называется это явление в избирательном праве и каковы его причины?

Сценка 5

Избирательный участок. Неделя до выборов. Входит женщина и обращается к председателю: - Товарищ председатель избирательной комиссии! Через неделю выборы, а меня завтра отправляют в командировку в Воронеж на месяц. Я же не смогу здесь проголосовать. Что делать?

Председатель: - Ничего страшного! Паспорт у Вас с собой?

- Да, да, конечно с собой.

Председатель заполняет открепительное удостоверение и передаёт женщине:

- Вот Вам открепительное удостоверение. В Воронеже в день выборов идите на любой избирательный участок, там по вашему удостоверению Вам дадут избирательный бюллетень.

- Спасибо, всё поняла.

- Что нужно делать, если вы не можете проголосовать по месту жительства в день выборов?

Сценка 6

Возле избирательного участка стоит автомобиль, в нём сидят двое. Мимо идёт мужчина. Водитель автомобиля через опущенное стекло кричит ему:

- Товарищ. Можно Вас?

Мужчина удивлённо:

- Меня?

- Да, да, Вас! Вы на выборы?

- Да.

- Если не секрет, Вы за кого проголосуете?

- Да я сам толком не знаю.

Водитель, кладя руку на плечо пассажира:

- Тогда я Вас попрошу проголосовать вот за этого товарища. Запомните лицо? Фамилия его Кравченко, зовут Николай Михайлович. Коля, дай человеку сотню!

Тот протягивает мужику 100 долларов. Мужик прячет валюту в карман:

- Да я за такую купюру за кого хочешь проголосую.

- Посмотрим. Смотри не обмани!

- Как называются нарушения избирательного права в этом эпизоде?

- Подведём итог: каковы же принципы избирательного права?

- всеобщее, равное прямое избирательное   право

-  гласность, открытость

 - добровольность реализации избирательного права на основе личного и тайного голосовании

- Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе.

- А теперь подведём итоги тестирования « Я – избиратель» (тестирование проводится накануне).

2.4. Вывод

- Итак. Мы подошли к ВЫВОДУ:

ГОЛОСОВАТЬ необходимо, так как это:

1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.

2. Возможность формировать государственную политику.

3. Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.

- Обратите еще раз внимание на эпиграф классного часа. Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

Высказывания школьников.

- А завершить наш классный час хотелось бы исполнением нашими девочками частушек о выборах.

ТЕСТ «Я - избиратель»

Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.

1. Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:

а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.

2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.

3. Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.

4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:

а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.

5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.

6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «А»,

то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).

Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.

Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.

ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б»,

то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!).

ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В»,

то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

Задумайтесь над результатами.

- Через 2-3 года каждому из Вас предстоит пройти процедуру выборов. ПОМНИТЕ:

- Знайте, Вы сами создаете свою судьбу!

3. Рефлексия.

- Понравился ли вам сегодняшний классный час? Что особенно понравилось, а что не понравилось?

Я хочу пожелать Вам всем, чтобы Вы научились на практике применять те знаниями, которые сегодня получили, а также воплотить свои идеи в жизнь и быть достойными гражданами нашей страны.











Навстречу 75-летию Победы в Великой Отечественной войне


Классный час «Урок Памяти. Дорогами войны.»

Учитель:Попова Л.В.

Эту память у нас не отнять: Никому! Ни за что! Никогда!

Вам, героям нашей страны, живым и павшим,

известным и безымянным, посвящается!


Цели:

  • расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне;

  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению материалов ВОВ и достойной встрече 75-летия Победы;

  • изучение героического прошлого нашей страны, формирование чувства сопричастности к истории Отечества;

  • содействие к ведению поисковой и научно-исследовательской работы обучающихся.

Форма проведения: час общения.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса к изучению материалов о ВОВ.

  • Приобщение учащихся к боевым и трудовым традициям нашего народа.

  • Воспитание чувства гордости за подвиги защитников Отечества.

  • Воспитание истинных патриотов, достойных граждан своей Родины.

  • Вовлечение обучающихся в активную поисковую, научно-исследовательскую, творческую деятельность.

  • Увеличение количества участников научно-исследовательских работ.

  • Слайды на военную тематику, фонограммы военных песен, музыкальное сопровождение.

  • Компьютер, проектор, экран, компьютерная поддержка классного часа.


Ход классного часа:


1. Вступительное слово учителя:

Скоро нашей Великой Победе - 75 лет!

Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Но как бы то ни было, это эпоха, напрямую связанная с родителями, бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, среди которых есть еще и живые свидетели, и участники тех героических событий.

- Ребята, а что вы знаете о войне?


2. (22 июня 1941 года ровно в 4 утра …)

Ученица:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и цветам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

А пограничник протянул им руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки,

Такое всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких - то пять минут осталось.

1 чтец:

Летней ночью, на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских -

Это значит – против нас

2 чтец:

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных

Навсегда лишить всего

А упорных и восставших,

На колени не упавших, истребить до одного!

3 чтец:

Он велел, чтоб разгромили

Растоптали и сожгли

Всё, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли.

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было всё для немцев

Для фашистов- иноземцев,

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих

Ничего!

4 чтец:

И от моря, и до моря

Возмущённый встал народ

Дать отпор врагу- фашисту,

Защитить свой славный род.

Встали с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши.

5 чтец:

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!


3

Страна росла,

Трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг –

Тревожный голос Левитана:

- Внимание, товарищи, война!

Война! Война!

В ушах гремели взрывы.

Полнеба дым пожарищ закрывал.

И в полный рост, строги и молчаливы

Все встали на борьбу и стар, и мал.

Ученик:

Ровно в 4 часа утра пограничники заметили на небе какие-то вспышки. Красные, зелёные, они медленно приближались к нашей границе. Послышался шум моторов и на мирно спящих людей полетели бомбы.

Ученица:

Первыми о начале войны узнали пограничники гарнизона Брестской крепости. Они первыми приняли на себя беспощадные удары немецких захватчиков. Пограничники дали клятву: «Умрём, но из крепости не уйдём!».

Ученик:

Целый месяц немцы не могли захватить крепость. Они взяли её только тогда, когда защищать её практически было некому: большинство пограничников погибло, а оставшиеся в живых, измученные, обессиленные от голода и холода, жажды, раненные, не могли держать оружие в руках. Бесчисленное количество подвигов было совершено советскими людьми в годы войны.

Учитель:

Небывалое сопротивление встретил Гитлер. Фашисты шли по нашей земле, разрушая всё на своём пути, не щадя никого. «Убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик» - было написано в немецком приказе. И они убивали, вешали, закапывали живьём в землю, сжигали в топках печей безоружных, слабых, больных. Шли по нашей земле, оставляя позади сожжённые дотла сёла, разрушенные города.


4. Главные сражения.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какие только знала Россия.

Люди не думали о своей жизни. В мыслях было только одно: остановить врага! Хоть на день, хоть на час, хоть на немного, чтобы дать возможность собраться, подготовиться и дать отпор врагу.

БИТВА ПОД МОСКВОЙ (30.09.1941 г. –20. 04.1942 г.)

Немецкое командование вынашивало план «блицкрига», т.е. молниеносной войны. Оно хотело во что бы то ни стало закончить войну до наступления зимы захватом Москвы, Ленинграда и Донбасса. Но враги просчитались. Они не учли свободолюбивый и независимый характер народов Советского Союза. Вся страна встала на защиту своего Отечества, а Москва – это сердце страны. С целью захвата Москвы была разработана операция «Тайфун». В октябре 1941 г. противник подошел почти вплотную к столице. Только 23 км отделяло немцев от Москвы в районе Ленинградского шоссе. «По всем дорогам на запад, на юг, на север, на восток шли многотысячные отряды москвичей с лопатами, кирками, мотыгами – строить кольцо оборонительных сооружений. Их мочил пронизывающий осенний дождь, на них налетали «мессершмитты», поливая свинцом пулеметных очередей, а они рыли неподатливую глину упрямо, исступленно, и сердце в груди каждого билось часто, горячо, как бы говоря: скорее, скорее, скорее.

Над Москвой и днем, и ночью, почти не умолкая, стреляли зенитные орудия и пулеметы, прикрывая огневым щитом небо над столицей. То там, то здесь падали бомбы, сбрасываемые одиночными самолетами, прорвавшимися сквозь огневое кольцо обороны. Время от времени рушились дома от прямых попаданий и возникали пожары».

Битва под Москвой положила начало крутому повороту в Великой Отечественной войне. Сокрушительный разгром немецко-фашистских войск под Москвой сорвал план «блицкрига».


БИТВА ЗА ЛЕНИНГРАД (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) (10.07.1941 г. – 9.08.1944 г.)

Защита осажденного Ленинграда, длившаяся долгих 900 дней, – это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызывала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Против Ленинграда была брошена группа армий «Север», насчитывавшая до 75 тысяч отборных солдат и офицеров. Но с ходу захватить город гитлеровцам не удалось. И тогда гитлеровское командование приказало блокировать город, разрушить его непрерывными артиллерийскими обстрелами и налетами авиации. Враг рассчитывал на то, что голод и холод сломят волю защитников города к сопротивлению. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни блокады. Не было продуктов, прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод, канализация и паровое отопление, не работал городской транспорт. Более 250 тысяч авиабомб и артиллерийских снарядов обрушили фашисты на осажденный город. Вся страна пришла на помощь Ленинграду. Единственная дорога, которая связывала город с Большой землей, была проложена по льду Ладожского озера. Ее называли «Дорогой жизни».


СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА (17.07.1942 г. – 2.02.1943 г.)

Сталинградская битва была самой ожесточенной из всех битв Великой Отечественной войны. Ни одна из мировых битв не может сравниться по масштабам, ожесточенности и своему значению с 200-дневной Сталинградской битвой. «За Волгой для нас земли нет!» – с этим девизом сражались защитники волжской твердыни. Более двух месяцев держали оборону дома, ставшего для немцев неприступной крепостью, бойцы сержанта Павлова. «Дом Павлова» вошел в историю войны. Мамаев курган – господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы здесь шли самые ожесточенные бои. Защитники Сталинграда были сильнее смерти. В зареве пожарищ, в несмолкаемом грохоте разрывов они сражались за каждый дом, за каждый этаж, за каждую пядь земли, – и они победили. Здесь под Сталинградом были разгромлены несметные полчища врага, взято в плен до 90 тысяч гитлеровцев.


КУРСКАЯ БИТВА (5.07.1943 г. – 23.08. 1943 г.)

Курская дуга… Здесь летом 1943 г. линия фронта имела форму дуги от Белгорода до Орла с глубоким выступом на запад в районе Курска. Ширина дуги была до 200 км. 50 дней шли ожесточенные бои на земле и в воздухе. В них было задействовано с обеих сторон более 4 млн человек, до 70 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков и самоходных орудий, до 12 тысяч боевых самолетов. 12 июля под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории второй мировой войны встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало одновременно более 1200 танков и самоходных орудий. Сражение окончилось победой советских танкистов, уничтоживших до 400 вражеских танков. В ходе Курской битвы наши войска 5 августа 1943 г. освободили старинные русские города Орел и Белгород. В этот день в Москве был произведен первый за время войны салют, возвестивший миру о победе на Курской дуге. После этой битвы началось массовое изгнание гитлеровских захватчиков с нашей территории.


- На войну шли не только взрослые . но и дети: мальчики и девочки 10-14 лет. Это наши бесстрашные герои-пионеры. Слово предоставляется Хузину Азамату.


5. Кадры о войне (Священная война)

1 ученик:

Я смотрю старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

2 ученик:

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей!


6. Итог:

Учитель:

Путь к победе был долгим и трудным. Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев.

Война шла 1418 дней и ночей. Цена Победы жизнь более 27 миллионов людей.

Война… От Бреста до Москвы 1000 км. От Москвы до Берлина 1600 км. Всего 2600 км. Это расстояние можно пройти на поезде за 4 сутки, на самолете за 4 часа, а пешком, ползком – 4 года.

Из нашего села ушли на фронт 515 человек, а вернулись только 261 человек.

Ребята, на сегодняшний день , из 261 человек остался живой всего один ветеран – Гарипов Багданур (Работа по планшету. недавно их было двое.11 апреля ушел из жизни ветеран ещё один ветеран войны – Любимов Николай Александрович.)Давайте вспомним вам знакомых ветеранов, о которых вы слышали от своих родителей, старших братьев и сестер. Это (Работа по стендам)

Прошло уже 75 лет, но мы продолжаем вспоминать эти страшные годы. «Зачем?» Помнить нужно затем, что мы не имеем права забывать тех, кто подарил нам мирное небо, возможность жить, любить. Сегодня мы склоняем головы в память тех, кто не вернулся с фронтов войны.

Давайте почти память тех, кто не вернулся с фронтов войны минутой молчания.

Вечный огонь

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко

У подножья обелиска,

Наш венок расцвёл на нём

Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас они отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Как продолжение жизни солдат

Под звёздами мирной державы

Цветы на ратных могилах горят

Венками немеркнущей славы.


Ученица:

Пусть будет мир!

Пускай цветут сады!

За это жизнь отдали наши деды.

Им посвящаем песню мы свою,

Им, не увидевшим Победу!


Исполняется песня «День Победы»


Если мы ВОЙНУ забудем –

Вновь придет она.


Ребята, давайте сделаем итог. Я проведу небольшую викторину.

  1. Когда началась война?

  2. Какая страна напала на Советский Союз?

  3. С какой целью фашистская Германия начала войну?

  4. Кто первыми вступили в бой с фашистами?

  5. Как гитлеровцы назвали план захвата Москвы?

  6. Сколько длилась блокада Ленинграда? 900 дней.

  7. Сколько длилась защита Сталинграда?(почти 7 месяцев)

  8. Как называлась дорога, проложенная по льду Ладожского озера? «Дорогой жизни»

  9. Кого вы знаете героев -пионеров? (Лера Михеенко, Вася Шишковский, Галя Комлева, Вася Коробко, Володя Дубинин, Надя Багданова.)

  10. Какого числа над рейхстагом взметнулось знамя Победы?

  11. Сколько лет прошло этой Великой Победе?

Да, ребята, вот уже 75 лет живем мы под мирным небом. Мир нужен нашим дедам, бабушкам ,папам, мамам- всем нужен мир!



Звучит песня «Мир нужен всем»



Использованная литература:

  1. Утренники в начальной школе / Для школ. Возраста. – М: АСТ, Н.: Хариет, 2002. - 240с.

  2. Сценарии школьных праздников / Автор – составитель С. А. Шин. – Ростов н/Д: изд. – во «Феникс», 2001. - 384 с.

  3. Внеклассные мероприятия в школе. – Волгоград: Учитель, 2005. – 185 с.

  4. Сценарии школьных праздников: : учебно-методическое пособие/ сост. Е. М. Тихомирова. – М.: Изд. - во «Экзамен», 2009. – 318 с.

  5. Детские праздники: сценарии, игры, конкурсы. РИПОЛ КЛАССИК, Москва, 2006
























Попова Л.В.


Всероссийский урок памяти8,10 класс

«Блокадный хлеб»


Цель: 

формирование патриотизма, российской идентичности у школьников, чувства гордости за свою Родину и её вооруженные силы, за наш народ и героические страницы истории России на примере ратного, трудового и человеческого подвига защитников  и населения Ленинграда. 
Задачи: 

способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; воспитывать патриотические чувства,                                                                         развивать историческую память, уважение к старшему поколению, к поколению ленинградцев.


Эпиграф:
«Стоек и бесстрашен Ленинград.
Он не дрогнул, он не покорился!»
                                   О. Бергольц

                                                           Ход урока.

  1. Вступительное слово. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим  урок памяти, посвященный знаменательной дате: 27 ЯНВАРЯ - день снятия блокады с Ленинграда.
    Мы проведём её в форме устного журнала, информацию  для которого мы подготовили с вами  вместе. А давайте попытаемся ответить на такой вопрос: « А зачем нам нужен такой классный час, зачем нам это надо?» (выслушать ответы учащихся и подвести к итогу « Это нам очень нужно, чтобы мы прекрасно знали историю своей Родины, научились любить и гордиться ею, никогда не забывали и гордились подвигами, которые совершали люди в годы Великой отечественной войны ради жизни других поколений». Особенно это важно для вашего поколения, которое в большей части своей не вспоминает о войне и даже не задумывается о той роли, которую сыграл советский народ в победе над фашизмом.
    Я очень хочу, чтобы каждое слово, здесь сказанное, нашло отклик в вашей душе и надолго запомнилось.
    аудиозапись песни «Непокоренный») Ребята, как выдумаете, почему Ленинград называют непокоренным? (ответы,  обсуждение наглядного материала  подвести к работе по созданию устного журнала).

  2. Первая страница «Ленинград : история блокады»                                                                                              Над Ленинградом смертная угроза ...
    Бессонны ночи, тяжек день любой,
    Но мы забыли, что такое слезы,
    Что называлось страхом и мольбой.
    Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
    Не поколеблет грохот канонад.
    И если завтра будут баррикады- 
    Мы не покинем наших баррикад.
    И женщины с бойцами встанут рядом,
    И дети нам патроны поднесут.
    Мы будем драться с беззаветной силой,
    Мы одолеем бешеных зверей...
    Мы победим, клянусь тебе, Россия. 
    (Ольга Бергольц)                                                                                    (сообщение учащихся) . Шел самый трудный сорок первый год! К колыбели нашей Родины, к самому величественному творению рук Петра I - городу Ленинграду, рвался безжалостный враг! И вот он уже под стенами города, который рассчитывал захватить быстро и беспрепятственно. Но неожиданно для себя встретил упорное сопротивление. На защиту Ленинграда встал каждый, кто в нем жил и работал. Вокруг города были вырыты противотанковые рвы, поставлены надолбы, сооружены заграждения. В помощь советской армии, обескровленной в боях, поднялись отряды народного ополчения. Город стал неприступным, и его так и не удалось взять штурмом. К сентябрю сорок первого Ленинград был отрезан от страны. Вновь и вновь шли на приступ фашистские орды - и разбивались, откатывались назад. И тогда фашисты решили задушить город кольцом блокады, уморить его жителей голодом, подавить сопротивление снарядами и бомбами

  3. Вторая страница «Блокадный хлеб»  900 дней и ночей, 900 долгих дней и ночей, 900 долгих дней и ночей!!!
    Вдумайтесь в это число - 900. Именно столько дней и ночей длилась самая продолжительная в истории Второй мировой войны битва- битва за Ленинград.
    900 долгих дней и ночей сражался блокадный Ленинград!
    Вот что вспоминает Павлов Д. В., уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению населения города и войск фронта продовольствием:
    « В кольце блокады оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек, в том числе 400 тысяч детей, а также войска фронта и Балтийского флота. Потребление большое, а рассчитывать на скорое поступление продовольствия не приходилось. 10 и 11 сентября 1941 года провели учет всех съестных припасов, скота, птицы, зерна. Результаты оказались малоутешительными: муки и зерна осталось на 35 дней, крупы и макарон - 30, мяса - на 33, жиров - на 45, сахара и кондитерских изделий – на 60 дней...» 
    16 сентября Военный совет принял решение, направленное на экономное расходование продуктов и выявление дополнительных источников питания. Скот, имевшийся в различных хозяйствах, предлагалось забить, а мясо сдать на пункты для распределения, фуражное зерно, предназначенное для корма животных, перевезти на мельницы, перемолоть и использовать как примесь к муке. Прекратили производство пива, а 8 тыс. тонн солода направили в хлебопечение. Нужда толкала людей искать и находить продукты там, где не могли себе даже представить в мирное время. Большая группа коммунистов по поручению комитета партии осматривала вагоны, баржи и склады - словом, все места, где могли находиться продукты, и все, что можно применить в пищу, брали на учет и свозили на склады. На пивоваренных заводах вскрыли полы и собрали 110 тонн солода.
    На мельницах за многие годы мучная пыль наросла слоями на стенах, ее бережно соскребли, обработали и пустили в дело. В порту нашли 2 тыс. тонн бараньих кишок, в железнодорожных вагонах, загнанных в тупики, обнаружили тысячу тонн льняного жмыха и 500 тонн муки ... Всего хлебных суррогатов изыскали и переработали свыше 18 тыс. тонн. В то критическое время эти количества дали возможность снабжать население и войска более 25 дней. А в условиях осады города каждый выигранный день имел неоценимое значение для его защитников. И все же проведенная экономия была только началом борьбы за оборону Ленинграда. 
     «Время шло. Расход продовольствия значительно превосходил его поступление с Большой земли. Рабочие стали получать 400г в день, все остальное население - по 200 г. С 13 ноября рабочие уже получали по 300 г, а жители города - по 150 г. И даже эти нормы были не пределом. С 20 ноября произошло уменьшение норм выдачи хлеба: рабочие стали получать по 250 г, а служащие, иждивенцы и дети, составляющие две трети населения, по 125 граммов, воины - по 500 . Суточный расход муки был самым минимальным за время блокады.
     Люди умирали от голода. В ноябре от истощения скончалось 11 тысяч человек. 
     О, ночное воющее небо,
    дрожь земли, обвал невдалеке, 
    бедный ленинградский ломтик хлеба – 
    он почти не весит на руке... 
    ( О. Бергольц)                                                                                                                       « Но больше всего людей терзал голод. Ленинградцы варили суп из столярного клея, из кожи животных готовили студень, в домашних аптечках взяли все, что можно, казалось, применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин. В общественных столовых варили суп из дрожжей. Из водорослей готовили кисели. И это только маленькая толика всех ухищрений и фактов изобретательности людей в поисках чего-либо съестного».
    «Единственным источником получения продуктов в Ленинграде служила карточка, ставшая дороже денег, дороже всех шедевров искусства».                                                                                                          Небо уже фиолетовое, скоро откроют дверь. Добавок, если он будет маленький, я съем. Прижму его языком к губам и буду держать, Из него пойдет сок. В нем много сока, особенно в корке, хотя она и твердая. А о морозе лучше не думать. Если долго что-нибудь терпеть, уже ничего не замечаешь. Если сейчас не откроют дверь, я закричу. Я совсем, совсем уже не могу. Господи! Пускай дверь откроется. И пусть они свешают с добавком, потому что я никогда не отковырну кусочек от целой пайки. А у старушки уже не идет пар изо рта. Зря она села на тумбу. Если я не пошевелюсь, то тоже умру. Мороз такой синий, синий. Нет, нельзя плакать. Я приду домой, лягу, укроюсь с головой, и тогда буду плакать. А бабушка замерзла, и бидон на снегу стоит.  И кто-нибудь вытащит у нее карточки, потому что нет ни патрулей, ни милиционеров. Около дверей булочной стоит мальчишка-ремесленник в рваном ватнике. Шея повязана полотенцем. Кепка натянута на уши. Он несколько раз совался к дверям, но его отталкивали, вдруг он заговорил шепотом. «Граждане! Я вчера потерял в булочной карточки, пустите, не вру, пустите, я помираю». Все молчат. .
     Птицы смерти в зените стоят,
    Кто идет выручать Ленинград?
    Не шумите вокруг - он дышит,
    Он живет еще, он все слышит.
    Как на влажном балтийском дне 
    Сыновья его стонут во сне.
    Как из недр его вопли: « Хлеба!»
    До седьмого доходят неба.
    Но безжалостна эта твердь.
    И глядит из всех окон - смерть! 
    ( Анна Ахматова)

  4. Третья страница «Дорога жизни»                                                                      В декабре сорок первого умер 52881 человек, что превышало смертность ноября в пять раз, и ещё больше людей находилось в преддверии смерти. Но массовая смертность не породила отчаянья в народе. Ленинградцы умирали, но умирали как истинные сыны Отечества. Их смерть призывала живых к непримиримой борьбе, которая продолжалась с невиданным упорством. Как мог выстоять Ленинград? Зимой 43-го года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, разговаривал с людьми и задавал один и тот же вопрос: как мог выстоять город? Как мог выстоять? Худые, изможденные лица ленинградцев, черепа, обтянутые желтой кожей с въевшейся копотью буржуек. Лица, лишенные мимики, с огромными глубоко посаженными в глазницах, почти неподвижными скорбными глазами. Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и смертью. «... Отбиваясь от воздушных атак противника, строился порт на берегу Ладоги, была оборудована водная трасса, которая как артерия связывала город с Большой землей, пока не встал лед. В конце ноября, как только позволили условия, по ледяным торосам Ладоги прошли первые, сначала конные, а уже затем обозы машин с продовольствием. Так была открыта единственная, хрупкая дорога-ниточка , которую все называли « Дорогой жизни». По этой дороге на Большую землю вывозились раненые солдаты, измученные и истощенные от голода дети, женщины и старики. По этой же дороге в город везли продовольствие: 25 декабря - завезено 700 тонн, на другой - на 100 тонн больше. Это событие послужило увеличением норм выдачи хлеба. Весть о прибавке хлеба мгновенно облетела город. Несмотря на морозный день, улицы и площади были заполнены народом, незнакомые люди жали друг другу руки, обнимались, плакали. Это были слезы радости и надежды. Примером мужества и стойкости самих ленинградцев, а также защитников города могут служить такие факты, как налаживание выпуска снарядов и танков в прифронтовой полосе под непрерывным обстрелом тяжелых

  5. Четвертая страница «Искусство нам  выжить помогло»                                   ( сообщение учащихся о седьмой симфонии Шостаковича,  блокадном дневнике О. Бергольц)

  6. Пятая страница  «Никто не забыт- ничто не забыто» (сообщение учащихся о фактах, отражающих  события в период блокады Ленинграда)  Несмотря на невыносимые условия, продолжали работать театры, издавались газеты, каждый день из репродукторов звучали передачи и сводки радио.
     Вот что рассказывает журналист, работавший в то время в комсомольской газете «Смена»: «Редакция газеты поручила мне написать очерк о самоотверженности и героизме тружеников Кировского предприятия, выпускающем боеприпасы. Работницы из молодежной бригады Наташи Калятиной, получившей широкую известность в городе, несколько раз перевыполняли норму по производству боеприпасов. Я несколько раз бывал на предприятии в блокадные дни. Но однажды, когда добрался до проходной - не узнал его. Оказывается, накануне вражеская артиллерия вела обстрел завода и половина цеха, где работала молодежная бригада, была разрушена. Сама Наташа Калятина и еще несколько работниц погибли. На их рабочих местах стояли их портреты в траурных рамках. Оставшиеся в живых члены бригады продолжали трудиться и даже в этот день перевыполнили задание.
    Так было везде. Вместо ушедших на фронт к станкам и машинам становились женщины и подростки. Выбывших из строя заменяли оставшиеся. Одна из таких женщин - Татьяна Яковлева - жена фронтовика, рабочего Металлического завода. Она пришла на рабочее место мужа, ушедшего на фронт, быстро освоила специальность машиниста парового молота. В цехе скончался от дистрофии один из молотобойцев. А надо было выполнять срочный заказ для фронта. И вот эта женщина, сама обессилившая от голода, взяла в руки тяжелый молот. Отработала одну смену молотобойцем, а потом осталась на вторую, заменив у раскаленного горна выбывшего из строя нагревальщика. После трех смен, обессиленная, она свалилась тут же у рабочего места. Немного отдохнув, и в последующие дни Татьяна Яковлева продолжала работать за двоих.
     В осажденном городе остро не хватало паровозов. Машинист Елисеев со страниц «Смены» обратился к железнодорожникам с предложением формировать тяжеловесные составы в два раза тяжелее нормы. Почину комсомольско-молодежной бригады Василия Елисеева последовали другие машинисты. Это сыграло важную роль в обеспечении продовольствием и другими видами перевозок блокадного Ленинграда.
    Ленинградцы не только создавали боевую технику. Они мужественно защищали свой город от бомб и снарядов. На предприятиях, в жилых домах действовали отряды самозащиты. По сигналу воздушной тревоги бойцы занимали свои посты на крышах и чердаках зданий, на улицах города. Особенно досаждали зажигательные бомбы. При каждом налете их сбрасывали с самолетов тысячами. Дежурные на чердаках хватали их железными щипцами и бросали в бочки с водой, засыпали песком, сбрасывали с крыш домов, тушили на улицах и во дворах. Одновременно возникало десятки пожаров в различных районах города. Группы самозащиты вместе с пожарными ликвидировали их, помогали населению, оказавшемуся в беде. 
    Наряду со взрослыми защищали свои дома и школьники, учащиеся ремесленных училищ. В «Смене» рассказывалось о школьнике Павле Ловыгине, лучшем бойце группы самозащиты. Как только раздавался сигнал воздушной тревоги, он спешил на чердак и занимал свой пост у слухового окна. Павел сумел овладеть специальностью связиста и нередко налаживал поврежденную связь. Однажды во время вражеского налета подросток, как всегда находился на крыше. С грохотом ударились о железную кровлю две зажигательные бомбы, прожгли её и, разбрасывая искры и мелкие осколки, упали на чердак. В считанные секунды Павел, обжигаясь, схватил бомбы за стабилизатор и бросил их в бочки с водой. От термитных осколков загорелись перекрытия. Он черпал воду из бочек ведром и заливал огонь. Увидев, что в другом конце чердака загорелась ещё одна бомба, он бросился её тушить, но при этом получил сильные ожоги и упал от боли. А рядом загоралась уже четвертая бомба. С трудом поднявшись, он погасил и её. Его отправили в больницу. За свой подвиг Павел Ловыгин был удостоен правительственной награды. 
     На протяжении всего 1943 года на предприятиях города, на Ленинградском, Волховском и других фронтах шла напряженная подготовка к полному снятию блокады Ленинграда. И день разгрома наступил. В результате Ленинградско-Новгородской операции, проведенной с 14 января по первое марта 1944 года, были освобождены почти вся Ленинградская и часть Калининской области, наши войска вступили в Эстонию. Гитлеровцы были отброшены от Ленинграда на 220-280 километров

Да, ты пытал нас мором и огнем,
Да, ты бомбил и разбомбил наш дом,
Но разве мы от этого бездомней?
Ты за снарядом посылал снаряд,
И это - двадцать месяцев подряд.
Но разве ты нас научил бояться?
Нет, мы спокойнее, чем год назад,
Запомни, это город - Ленинград,
Запомни, эти люди - ленинградцы! 
(3. Шишова «Блокада»).
 Совсем недавно в музее на Пискаревском кладбище вандалы уничтожили и повредили многие исторические документы, связанные с блокадой Ленинграда, в том числе и знаменитый дневник Тани Савичевой. Дневник, которой является страшным свидетельством событий в блокадном Ленинграде.Этот дневник был одним из документов по обвинению нацизма на Нюренбергском процессе.
Вот строки из него:
«...Женя умерла 28 декабря в 12.30.утра 1941 года.
- Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.
- Леша умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.
- Дядя Вася - 10 мая в 4 дня 1942 года
- Мама- 13 мая в 7.30. утра 1942 года...
- Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Таню успели эвакуировать на Урал, но она была на такой стадии дистрофии, что прожить ей удалось недолго и она, как и все её родные, умерла от истощения.В её честь была названа одна из малых планет в поясе астероидов под номером 2127. На доме, где когда- то жила Таня Савичева со своей семьей, была открыта мемориальная доска.

Заключительное слово. Можно очень долго рассказывать о событиях того трудного для каждого ленинградца и для всей страны периода. Но самое главное для нас было не показывать полностью весь ход блокады Ленинграда, как это делает хроника, а зародить у вас интерес к тому времени, чтобы вы сами познакомились с историческими событиями нашей Родины, за которыми стоят обыкновенные, но мужественные и стойкие люди - возможно даже ваши прабабушки и прадедушки. Для того чтобы наиболее полно себе представить как сражался блокадный Ленинград, как его защищали, как выстояли люди, надо обязательно познакомиться с документами того времени, прочитать книгу Ольги Бергольц «Говорит Ленинград», книгу маршала Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления» (т. 2), познакомиться со стихами ленинградских поэтов - Николая Тихонова, Анны Ахматовой, Ольги Бергольц и многих других. Можно посмотреть пьесу о блокадном Ленинграде, фильм « 900 дней», посетить музеи в Ленинграде и на Пискаревском кладбище.

Здесь лежат ленинградцы,
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы,
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград...
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем - 
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
КЛАССНЫЙ ЧАС: Тема: «Ты – будущий избиратель»

Автор: Попова Лидия Викторовна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "классный час на тему "мы-будущие избиратели" "
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi-chas-na-tiemu-my-budushchiie-izbiratieli"
    ["file_id"] => string(6) "194963"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427826156"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Классный час на тему"Лидер страны" "
    ["seo_title"] => string(36) "klassnyi-chas-na-tiemu-lidier-strany"
    ["file_id"] => string(6) "149312"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420119405"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Классный час «Выборы в Государственную Думу» "
    ["seo_title"] => string(45) "klassnyi-chas-vybory-v-gosudarstviennuiu-dumu"
    ["file_id"] => string(6) "187376"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426508922"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "методическая разработка внеклассного мероприятия "Избирательная система" "
    ["seo_title"] => string(82) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-izbiratiel-naia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "238467"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444571316"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства