Просмотр содержимого документа
«К нам пришли гости»
К нам пришли гости
Цель. Расширение представления о культуре общения; развитие умения строить позитивные отношения в обществе.
Задачи:
- учить воспитанников быть гостеприимными;
- раскрыть основные приемы гостеприимства, предписанные правилами этикета;
- формировать знания о правилах поведения гостя и хозяина.
Методы – словесный, наглядный, демонстрационный.
Форма проведения – познавательное занятие
Оснащение – презентация
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
- Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости?
На это, наверно, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее. И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. В гости любят ходить все. Но не все умеют вести себя в гостях, и не все умеют принимать гостей, вот этому мы поучимся на занятии.
За долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как вести себя гостю.
2. Основная часть занятия.
Знакомство с правилом "Как встречать нежданного гостя".
Итак, звонят, откройте дверь!
Ой, кто-то пришел! Что делать?
- Сейчас мы во всем разберемся. Что нужно помнить?
Первое. Любой звонок или стук в дверь могут означать, что к тебе пришел человек, которого ты совсем не ждешь. И если ты выйдешь полуодетым, замотавшись полотенцем, может получиться большая неловкость.
Второе. Идя к дверям, воздержись от неосторожных высказываний.
Третье. Отворяя дверь, закрой на замок сердце и спрячь подальше эмоции.
Четвертое. Детям следует соблюдать осторожность, особенно если в доме нет никого из взрослых, и все вопросы с посторонними людьми решать при закрытых дверях.
Но если уж ты отворяешь дверь, то распахни ее широко - ведь дверь открывают не для того, чтобы впустить позвонившего, дай посетителю понять, что он входит в гостеприимный дом. Сделать узкую щель, в которую можно лишь просунуть свой собственный нос, верх не любезности. Гость будет считать, что ему открыли, чуть ли, не по принуждению. Представь, что ты зашел к своему товарищу за книгой, а тот, оставив тебя на лестнице, сбегал в комнату, принес книгу и просунул тебе ее в щель между дверьми.
Но вот ты благополучно открыл дверь. Что же дальше? Быть хорошим хозяином вовсе не просто.
- Давайте рассмотрим несколько ситуаций и разберем поведение героев.
1 ситуация
У Ани день рождения. Аня пригласила гостей к шести часам. Антон никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Аня открыла дверь, увидев Антона, небрежно сказала: "Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре". И убежала на кухню.
Ребятам предлагается разобрать ситуацию. Раньше времени приходить неприлично. Но если уж гость пришел, проводи его в комнату, предложи посмотреть книги, альбомы
2 ситуация
Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телесериал. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.
- Здравствуй, Наташа! Папа дома?
- Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.
- Жаль. До свидания.
А как бы вы поступили на месте Наташи?
Ребята рассматривают ситуацию. Наташе следовало поздороваться и сказать гостю, что отец скоро придет, пригласить его в комнату, предложить посмотреть телевизор или дать журнал, газету.
Работа по презентации « Прием гостей» Слайды 1 - 13
Ситуации на тему "Гость и хозяин". Обсуждение.
Ситуация первая.
Скоро в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажной тряпкой. Но Вася никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приемы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.
Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Вспомнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба? Что можно посоветовать Васе?
(Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него дела, он просит извинить его и приглашает прийти гостей в другой раз.)
Ситуация вторая.
После соревнований Антон сказал Жене: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Диски послушаем”.
- Ладно, - ответил Женя, - приду.
Часов в восемь Антон уже перестал ждать товарища. Он набрал в таз теплой воды, собирался выстирать носки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Антон вытирал мыльные руки, шел к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.
- Привет, - сказал Женя, - это я.
Он зашел в комнату, бросил мокрый плащ и кепку в кресло и огляделся.
- А у вас ничего. Подходяще. Это что? - и он схватил модель парусника с письменного стола.
- Это отцу подарили. На память.
- Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли? - Женя нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула. Антон взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную шариковую ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Женя отправился бродить по комнатам.
- Сколько стоит? А это где покупали? - Поминутно спрашивал он, трогая хрустальную вазу, картинку на стене, веселого глиняного барана с золотыми рожками. Баран ему не понравился.
- Чего барахло всякое в доме держите? - на лице Жени ясно выразилось презрение к вкусам хозяина. Зато туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Женя ткнул грязный палец в коробочку с кремом, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате, медленно оседая на ковер и маленький полированный столик. Антон в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу. Тот критически оглядел чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянул к себе ручку холодильника.
- Ты колбасы нарежь, Антон. А это селедка, что ли? И селедку давай. Я знаешь, как соленое люблю. Наевшись и напившись вдоволь чаю, Женя взялся за кепку.
- Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А марки твои я взял, мне они понравились, и ножик перочинный взял, и, гремя сапогами, он помчался по вестнице
- А как вы, ребята, отнеслись бы к такому гостю?
(Основные ошибки гостя: он не поблагодарил за приглашение, опоздал, слишком настойчиво звонил, прошел в верхней одежде в комнату, бесцеремонно рассматривал и трогал вещи, спрашивал о цене, требовал угощения, взял без разрешения ножик и марки, решил снова без приглашения прийти, шумел на лестнице. Есть и другие более мелкие ошибки. Были ошибки и в поведении хозяина)
3.Подведение итогов. Обобщение.
- Что значит быть ПРИВЕТЛИВЫМ хозяином?
Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в личную комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.
- Что значит быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ хозяином?
Это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стесняется или впервые в доме, уделить побольше внимания, не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение гостей к себе.
- Что значит быть ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ хозяином?
Это значит заранее подумать не только о том, чем вы хотите угостить своих друзей, но и чем займете их, а кроме того предупредительный хозяин угадывает желание гостей и выполняет их по возможности, не дожидаясь, чтобы его просили.
- Что значит быть ЩЕДРЫМ хозяином?
Это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять гостей хорошо.
- Что значит быть БЕСКОРЫСТНЫМ хозяином?
Это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не напоминать без конца, как хорошо вы все устроили, и, самое главное, не рассчитывать на ответный прием, угощение и подарки.
- Что значит быть ТАКТИЧНЫМ хозяином?
Это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.
- И наконец, что значит быть ВОСПИТАННЫМ хозяином?
Это значит быть ровным, вежливым и, чтобы не случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.
3. Рефлексия.
- Что дало каждому из вас обсуждение поведения хозяина и гостя?
- Изменилось ли в тебе что-нибудь в ходе обсуждения рассматриваемых проблем? Если да, то что именно?
- С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем хорошим хозяином. Надеюсь, что наше занятие вам понравилось!