Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Славим Россию в песнях"»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Гуковская специальная школа-интернат №12»
Исследовательский проект
Тема
«Славим Россию в песнях!»
(в рамках школьной методической недели)
16.02.2023г.
(Разработала и провела воспитатель 10б класса Магомедова Людмила Николаевна )
Выполнили обучающиеся
10б,11б классов
Руководитель проекта:
воспитатель 10б класса-
Л.Н. Магомедова
Гуково
2023
Исследовательский проект
Тема:
«Славим Россию в песнях».
»
Цель проекта
Исследование значения песни «Катюша» в формировании патриотических чувств общества и укреплении престижа страны.
Задачи проекта
1.Выявить, какие патриотические песни о России пользуются популярностью и любимы народом.
2.Изучить материал о создании песни «Катюша» и её авторах.
3.Рассмотреть роль данной песни в формировании боевого духа солдат и воспитании патриотических чувств;
4.Выяснить какие исторические, культурные и иные достопримечательности существуют, посвященные «Катюше»
5. Развивать мыслительную деятельность обучающихся на основе операций анализа и синтеза.
Содержание проекта
1.Актуальность проекта.
2. История возникновения и смысл песни «Катюша»
3. Популярность песни «Катюша» в военное время.
4. Значение и роль песни «Катюша» в укреплении авторитета страны в послевоенное время.
5. Памятные места и достопримечательности, связанные с песней «Катюша»
Объект исследования
Песня «Катюша»
Методы исследования:
- поиск и изучение информации по теме
- обобщение материала
- анкетирование
- интервью
Гипотеза
Мы предположили, что лирическая песня «Катюша» во время Великой Отечественной войны стала военной песней о долге, и , в тоже время о любви и верности, а содержание, смысл и мелодия песни сделали её любимой и популярной не только в нашей стране, но и за рубежом.
Можем рассказать и показать весь материал о песне «Катюша » другим классам
Этапы исследовательского проекта
I. Подготовительный этап: (30.01.2023г. – 03.02.2023г. )
- Первичный сбор и анализ информации;
- Поиск материала по теме исследования;
- Интервью об актуальности темы
- Анкетирование о популярности патриотических песен
II. Основной этап: (04.02.2023г. – 13.02.2023г.)
- Изучение военной и послевоенной судьбы песни;
- Создание буклета «Легендарная песня «Катюша»»
- Создание презентации «Славим Россию в песнях!»
III.Заключительный этап (14.022023г. – 16.02.2023г.)
Защита проекта 16.02.2023г.
Защита проекта - (презентация)
1.Актуальность
Песня играет очень важную роль в жизни любой страны, потому что она отражает историю страны.
Песня и музыка всегда были сильным эмоциональным оружием. В нашей стране влияние песни усилилось во время Великой Отечественной войны. Песня шагала в одном ряду с воинами, не давала пасть их боевому духу, поддерживала веру в победу у гражданского населения.
Песня военных лет укрепляла авторитет страны на международной арене в послевоенное время, и в этом заключалась её огромная сила.
2. Интервью
Давно закончилась война. А песни военных лет все звучат. Иногда звучат и такие высказывания, что пора эту тему забыть, ведь написаны новые, современные, патриотические песни, так нужно ли нам знать и слушать песни военных лет?
Мы решили выяснить это у представителей разных поколений в нашей школе. И медиа группа парней 11б класса отправилась выполнять задание.
Интервью: .
( видео - интервью: Шляхтина А.И., Сорокина Л.И., Романова Неля – 11а класс, Кривошеев Коля – 6 класс )
Ведущий: ( какой вывод мы сделаем? – ответы ребят)
Да, интерес к патриотическим песням военных лет не пропадает! Эти песни можно считать исторической летописью нашей страны!
3. Анкетирование
Используя метод анкетирования, мы решили выяснить: какие песни военных лет из предложенного списка являются самыми популярными?.
Был предложен список из 12 песен
В анкетировании участвовали 20 человек – дети средней и старшей возрастных групп и взрослые – педагоги и другие сотрудники школы.
Анкетирование показало, что самыми популярными , народными песнями
являются песни – «День Победы» и «Катюша».
4.Анализ диаграммы
Мы, участники проекта, выбрали для исследования песню «Катюша».
В ходе проекта мы подтвердим свою гипотезу и покажем, какую роль сыграла песня «Катюша» в нашей стране , и за рубежом. Ведь только по одному названию песни «Катюша» люди во всех странах знали, что это русская песня, что это - Советский Союз , а теперь - Россия.!
5. Как мы работали над проектом?
После определения цели задач , гипотезы, мы нашли материал об авторах песни, о её военной и послевоенной истории.
Обобщив и отредактировав материал по теме, мы представляем его вам.
О поэте:
Стихи к песне написал поэт Михаил Исаковский. Он написал эти стихи еще до Великой Отечественной войны.. Смысл этих стихов был понятен всем: в стихах был дан образ русской девушки, которая провожала своего парня служить в армию. Она просит его беречь родную землю, а она будет беречь любовь. Это стихи о долге , любви и верности. Почему поэт назвал её именем Катюша? Это было очень распространённое женское имя на Руси с давних пор. И звучало оно тепло и ласково.
О композиторе :
Музыку к песне написал композитор Матвей БлАнтер. Он прочитал стихи и они ему очень понравились. У него сложилась живая, маршевая, и танцевальная мелодия песни. Она сразу же стала популярной.
Впервые её исполнила молодая певица Валентина Батищева. Аплодисменты не стихали, и она на БИС исполняла её три раза! Когда началась война, песня стала народной. Её пели на всех фронтах и в тылу.
Вот с каким оружием было связано имя «Катюша»
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — ракетные системы залпового огня . И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни:
Шли бои на море и на суше, Грохотали выстрелы кругом- Распевала песенки «катюша» Под Ростовом , Тулой и Орлом.
"Все мы любим душеньку "Катюшу",
любим слушать, как она поет,
из врага вытряхивает душу,
а друзьям отвагу придает".
6. Ведущий:
Интересный эпизод, связанный с этой песней:
Вспоминает Илья Сельвинский, участник этих событий. Этот случай произошёл на Керченском полуострове. Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, песню"Катюша". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них"Катюшу"!.. В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим!"
7 .Воспитатель:
Отгремела война, а песню все поют. Песню знают и поют по всему свету.. В Финляндии она носит название «Карельская Катюша», в Израиле – «Катюшка». Её любят и поют в Испании, Италии, Китае, Корее, в Германии и еще на 40 языках мира.
8. Ведущий:
В послевоенное время популярность песни «Катюша» нисколько не уменьшилась! В 1985 году в Москве проходил XII международный фестиваль молодёжи и студентов. Гостей из 134 стран мира встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым, знакомым, и певучим именем. «Привет , Катюша!»– говорили иностранцы. Ведь её знал уже весь мир! И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня. Был изготовлен сувенир «Катюша» из фарфора, дерева и других материалов. Сувенир Катюшу разошёлся по всей планете!
9. Михаил Исаковский был награждён очень высокой наградой – Сталинской премией ! Всю сумму поэт передал землякам - Смоленской земле, где он родился. Там, на родине поэта, построили новый клуб, а позже в нём открылся Единственный в мире Музей песни - музей песни «Катюша». Это был 1949 послевоенный год.
10.
Никакую другую лирическую песню не знали, не пели, не полюбили столько людей в разных странах, как нашу «Катюшу». На крутом, высоком берегу реки Угры в Смоленской области, где рос Михаил Исаковский, поставили памятник «Катюше». Памятник песне! Единственный в мире!
11.Воспитатель.
Несколько лет назад памятник Катюше возвели во Владивостоке. Есть памятник в Брянске и во многих городах России. А крутой берег, где пела песню Катюша, в народе называют Катюшин берег. Там часто бывают поэты, писатели, художники. Молодой художник Ольга Тихонова написала картину «Выходила на берег Катюша».
12. Ведущий:
Заключение
Защита нашего проекта подходит к концу, поставленную цель мы выполнили, гипотезу подтвердили материалом, который был представлен на защите.
Благодарим всех, кто пришёл на защиту нашего проекта!
Чтобы эта замечательная песня жила и дальше, чтобы все знали , кто авторы этой песни мы создали буклет : Легендарная песня «Катюша» и вручаем его вам на память!
Предлагаем всем спеть песню «Катюша!»
Фонограмма песни «Катюша» в исполнении Варвары.
Рефлексия :
1. Что нового вы узнали , работая над проектом? (ответы детей)
2. Что было самое трудное в проекте для вас? (ответы детей)