Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Молодежные движения".»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 1
города Козьмодемьянска»
Конспект деловой игры
«Молодежные движения»
Место проведения: СОШ № 1
города Козьмодемьянска
Кабинет № 8
Оценка
Подпись руководителя
Составила:
И.В Горбунова
Социальный педагог
2018 г
Ход занятия
Организационное начало урока, приветствие.
Здравствуйте! Я рада вас видеть, я ждала этой встречи.
Наш классный час будет посвящен одной из проблем молодежи.
Основная часть.
Проблемная ситуация.
Послушайте ситуацию. Она произошла в одной из школ города Йошкар-Ола. Девочка Катя перешла в другую школу и оказалась в новом классе. В этом классе учились разные дети, в том числе и представители разных субкультур. Они агитировали ее стать членом своих группировок. Она стоит перед выбором.
Стоит ли вообще вступать в какую-либо группировку?
Если вступать, то в какую?
Сообщение темы.
Этот случай определил тему нашего занятия. Какая тема? (слайд 1) Тема нашего занятия «Молодежная субкультура».
Определение понятий: культура, субкультура, молодежь, молодежная субкультура.
Нам надо определиться с понятием молодежная субкультура. Какие слова составляют выражение «молодежная субкультура» Нам надо выяснить:
Что такое культура?
Субкультура?
Молодежь?
Давайте поработаем со словарями. Я раздам разные словари по столам. 1 группа ищет понятие «культура» и его определение, 2 группа – понятие «субкультура», 3 – «молодежь». Вы можете воспользоваться словарями. (Раздаю на каждый стол по одному)
Подумайте, что обозначают эти понятия. Вам 1 минута.
Ответы детей о понятии «культура» (несколько ответов) - показ определения на слайде. Такая работа и с другими понятиями.
Показ слайда с определениями (слайд 2).
Девочке надо определиться с выбором, решить свою проблему. Как вы думаете, каких знаний ей не хватает для решения ее проблемы?
История развития молодежной субкультуры в России.(Слайд 3).
Неформальное объединение не является изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников. Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны».
Все началось с появления в 1950 –е годы «стиляг» - эпатажной и контркультурой группы городской молодежи. Одевались и танцевали они «стильно», за что и получили презрительную кличку «стиляги».Музыкальные пристрастия «стиляг» - джаз, а затем рок-Н-рол.
С «первой волной» неформального молодежного движения связано и появление в конце 1950-х годов Клубов Самодеятельной Песни. Это клубы, объединяющие людей, любящих песни под гитару и стихи. Всем известны такие авторы – исполнители, как Б. Окуджава, В. Высоцкий, Городницкий и другие.
«Вторая волна». С середины 60-х годов молодежное движение приобретает важную оставляющую - рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х годов) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета»: аполитичность, интернационализм. На них не оказывалось столь серьезного давления, как на «стиляг», но неприятности с государственными органами на идейной почве у них все же были. В 1970-е годы возникает так называемая «Система» - советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновлялась через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.
Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Стихийно возникающие молодежные группы называли то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. Российские «неформалы» стремились копировать характер течений западной молодежной субкультуры.
К началу ХХI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур и даже возникают новые.
Классификация молодежных субкультур.
Существует несколько классификаций молодежных субкультур. Мы рассмотрим одну из них. В ней все субкультуры разделяются на 4 группы:
Музыкальные (слайд 4 и 5)
Политические и мировоззренческие (слайд 6)
Спортивные (слайд 7)
По интересам (слайд 8)
Рассказ детей о молодежных субкультурах готов, эмо, скинхеды и паркур. (слайды 4, 5, 6.)
Организация деловой игры.
Распределение ролей. Инструкции для детей, родителей, учителей.
Давайте все же вернемся к нашей ситуации. Обсудим некоторые вопросы. Для этого мы поделимся на группы. Первая группа будет представлять детей.
Важно знать, что думают об молодежных субкультурах сами дети.
Вторая группа – родители. Девочка живет не одна, а с родителями, и нам нужно учитывать мнение родителей. Родители ответственны за жизнь и здоровье детей. Они беспокоятся о будущем своих детей, они желают своему ребенку только хорошего, хотят, чтобы их ребенок состоялся как личность. Они опытные, знают много, много видели в своей жизни.
Третья группа – учителя. Катя учится в школе. В школе за нее ответственность несут учителя, и их мнение тоже нужно учитывать. Учителя – как и родители, люди с жизненным опытом. Они видят ситуацию со стороны, пытаются понять ребенка. Но они ответственны за всех детей. И стремятся к тому, чтобы всем детям в школе было комфортно.
А теперь определимся, кто в какой группе будет обсуждать проблему. Обратите внимание на свои жетончики. Те, у кого красный жетончик, они будут выполнять роль детей. У кого жетончики синего цвета – родители. У кого зеленые – учителя. А теперь я попрошу вас пересесть за свои столы. Приступим к обсуждению. Сейчас я раздам вам листочки с вопросами и с инструкциями. На обсуждение 3 вопросов вам дается 7 минут.
Работа в группах.
В это время подхожу к каждой группе, уточняю вопросы, помогаю определиться с ответами, направляю ход обсуждения в нужное русло.
Высказывания детей, родителей, учителей на первый вопрос.
Время вышло. Приступим к обсуждению.
Первый вопрос: почему дети становятся членами молодежных субкультур? (слайд 9)
Слово предоставляется детям. (родителям, учителям)
Посмотрим на экран. Социологи и психологи выделяют следующие причины вхождения молодежи в группировки. (Слайд 10)
Излишний контроль родителей.
Предоставление подростку сверхсвободы.
Несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями.
Подростки становятся членами молодежных субкультур из-за недостаточного воспитания и внимания к ним.
Не складываются отношения среди одноклассников.
Непризнание обществом музыкальных, поэтических, художественных способностей.
Интерес к деятельности молодёжной субкультуры.
Интерес к внешним атрибутам.
Быть как все.
Высказывания детей, родителей, учителей на второй вопрос.
Второй вопрос: как относиться к тому, что подростки становятся членами молодежных субкультур? (Слайд 11)
Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три модели отношения к «неформалам»:
Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием.
Поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали.
Нельзя игнорировать и закрывать глаза на участие подростков в молодёжных группировках – ведь это показатель того как живется сегодня молодёжи в семье и в социуме.
Высказывания детей, родителей, учителей на третий вопрос.
Третий вопрос: что делать, если подростки стремятся стать членами молодёжных субкультур?Что посоветовать девочке, родителям, учителям в данной ситуации? (слайд 12)
Заключительная часть.
Подведение итогов обсуждения.
Давайте подведём итоги нашего разговора.
Рефлексия.
Легко ли вам было в роли учителей, родителей, сумели ли вы почувствовать ответственность?
Теперь вы выйдите из своей роли и уже скажите от себя лично, что вы думаете по этой проблеме?
Какие выводы вы сделали для себя?
Это интересная проблема, в ходе подготовки к этому занятию я узнала много нового о различных субкультурах. Я не была членом ни одной субкультуры и мои друзья тоже. Я согласна с вами, что быть или не быть подростку членом молодежной субкультуры – это его личное дело, если это не мешает его учебе, общению с одноклассниками, с родителями. Но мне кажется, что быть в какой-то субкультуре это в какой-то степени ограничивает свободу человека.
Чтение стихотворения.
И в заключении я вам прочитаю стихотворение Эдуарда Асадова: