Цель: снятие эмоциональной напряженности детей; диагностика характера и иерархии взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе; диагностика мотивационно-потребностной сферы и особенностей эмоционального мира; формирование способности определения эмоционального состояния человека по эмоциональной экспрессии лица; обучение навыкам ауторелаксации.
Материал: дневники, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Подвижная игра «Пожалуйста…». Известно несколько вариантов данной игры. Суть ее состоит в том, что ведущий задает команду, выполнять которую дети должны только при условии, если она сопровождается определенным обращением, например: «Группа,.», «Класс,.» и т. п. В данном занятии - это слово "пожалуйста". Если данное слово не прозвучало, а некоторые ребята выполнили команду, они выбывают из игры. Команды могут быть самыми различными, например: "налево", "направо", "кругом" или "правую руку вверх", "левую руку в сторону" и т. п. Игра развивает внимание детей и помогает им снять эмоциональное напряжение в начале занятия.
2. Беседа «Волшебное слово». Логическим продолжением игры становится краткая беседа о силе "волшебного" слова "пожалуйста", о последствиях вежливости и грубости, о том, какое впечатление производит на людей вежливый, а какое - грубый человек и какая из этих двух тактик решения проблем является более конструктивной и эффективной.
3. Упражнение «Наши эмоции». Для выполнения данного упражнения педагогу-психологу понадобится набор из шести карточек или плакат со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека, например: радость, страх, злость, грусть, вина, спокойствие. Схематические изображения различных эмоциональных состояний можно нарисовать мелом на доске. При работе с карточками предлагается серия заданий: а) назвать эмоциональные состояния; б) разделить листок дневника на две половинки и перерисовать схематически рисунки так, чтобы слева оказались изображения эмоциональных состояний, которые тебе нравятся, справа – которые не нравятся. После выполнения задания, ребята по очереди называют эмоциональные состояния, изображения которых оказались слева, затем – справа, и объясняют, почему им нравятся или не нравятся те или иные эмоциональные состояния; в) определить свое настроение, эмоциональное состояние в данный момент, схематически изобразить его в дневничке и кратко объяснить причину того или иного состояния. Можно провести этюд «Слушаем себя». При обсуждении обратить внимание на особенности лицевой экспрессии: форма глаз и бровей, форма губ, положение уголков рта и т.д. В процессе выполнения данного упражнения психолог обращает внимание на эмоциональное состояние детей в группе, констатирует наличие повышенной тревожности у отдельных ее участников.
4. Упражнение «Не нравится - нравится». После обсуждения причин того или иного эмоционального состояния детей, педагог просит участников группы разделить чистый листок дневника на две половины и записать ответы на вопросы: что мне не нравится в школе; что мне не нравится дома; что мне не нравится вообще в жизни. Ответы на эти вопросы дети записывают в левой части листа. После этого предлагается серия позитивных вопросов, ответы на которые дети записывают в правой части листа: что мне нравится в школе; что мне нравится дома; что мне нравится вообще в жизни. Дети по очереди рассказывают сначала о том, что им не нравится, затем - о том, что им нравится в школе, дома и в жизни. Важно соблюдать последовательность обсуждения ответов: сначала негативные, затем позитивные, показав, что все в жизни не так уж и плохо, есть позитивные моменты и хорошие люди. Данное упражнение позволяет получить информацию о характере взаимоотношений ребенка с одноклассниками, членами семьи, окружающими; о том, какие место и роль определяет для себя ребенок в классе, в семье, как ребенок воспринимает себя среди сверстников, родных, в окружающем мире.
5. Упражнение «Продолжи предложение». При проведении данного упражнения продолжает сбор информации об ее участниках. Для этого детям предлагается серия проективных вопросов - незаконченные предложения. Учащимся предлагается продолжить предложения первыми, приходящими на ум фразами, не размышляя слишком долго, так как правильных или неправильных ответов не бывает. На свободной странице дневника дети записывают только продолжения следующих фраз: "Больше всего я боюсь.", "Меня огорчает.", "Я злюсь, когда.". По ответам на предложенные вопросы можно судить о способности ребенка к рефлексии собственных переживаний. Ответ "не знаю" свидетельствует о недостаточном развитии этой способности или, возможно, о высокой значимости какой-либо проблемы, вызывающей страх.
6. Ролевое проигрывание ситуации«Дай мне книгу!». Педагог-психолог предлагает детям представить себя в следующей ситуации. Ученик приходит в класс и видит на столе интересную книгу в красивом переплете. Ему очень хочется взять ее и полистать, посмотреть картинки. Он подходит к столу, но в этот момент книгой завладевает другой ученик. А посмотреть книгу так хочется! Как быть? Как ее заполучить? Проигрывается ситуация по очереди, парами. После проигрывания ситуации всеми участниками группы производится обсуждение вариантов ее разрешения, и детьми, совместно с руководителем, делается вывод о том, что наиболее конструктивной формой достижения результата (получения книги) оказалась вежливая просьба. Выполнение этого задания позволяет детям немного подвигаться и расслабиться, снять усталость и эмоциональное напряжение.
7. Упражнение «Лесенка». Глядя на образец, подготовленный психологом на доске или отдельном листе, дети рисуют в своем дневнике две лесенки, состоящие из пяти ступенек. После этого руководитель объясняет суть задания. Он говорит: "Представьте себе, что всех ребят вашего класса рассадили на ступеньки лесенки, соблюдая одно условие. На первую ступеньку лесенки посадили самых прилежных, самых умных ребят, которые отлично учатся, старательно выполняют все задания в классе и дома, аккуратно ведут тетрадки и т. д. На второй ступеньке разместились ребята, которые тоже хорошо учатся, прилежные, старательные, но иногда они бывают невнимательными, допускают ошибки. И так далее. Как вы думаете, какие ребята окажутся на последней, самой нижней ступеньке? А теперь, пожалуйста, подумайте и нарисуйте схематически человека - себя на той ступеньке, на которую, по-вашему, посадили бы вас. А на второй лесенке нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы бы хотели сидеть, то есть, как бы вы хотели учиться".
Данные, полученные при выполнении детьми упражнения "Лесенка", дают информацию о характере самооценки каждого учащегося и уровне его притязаний в сфере учебной деятельности.
8. Упражнение «Сбрось усталость». На ауторелаксацию. Дети становятся в свободный круг. Руководитель предлагает им расставить широко ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело и свободно опустить руки, расправить пальцы, склонить голову к груди, приоткрыть рот. После этого сначала покачаться в стороны, вперед, назад, а затем резко встряхнуть головой, руками, ногами, телом. Тренер говорит, обращаясь к каждому: "Ты стряхнул всю усталость. Что-то еще осталось? Тогда повтори еще раз".
9. Этюд «Слушаем себя». В течение 1-2 минут дети расслабляются и "слушают" себя, после чего изображают свое настроение в конце занятия.
10. Этюд «Улыбка по кругу».
Ритуал завершения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие на тему: "Не нравится - нравится"»
Занятие на тему: «Не нравится – нравится».
Цель: снятие эмоциональной напряженности детей; диагностика характера и иерархии взаимоотношений детей и статуса каждого ребенка в группе; диагностика мотивационно-потребностной сферы и особенностей эмоционального мира; формирование способности определения эмоционального состояния человека по эмоциональной экспрессии лица; обучение навыкам ауторелаксации.
Материал: дневники, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Подвижная игра «Пожалуйста…». Известно несколько вариантов данной игры. Суть ее состоит в том, что ведущий задает команду, выполнять которую дети должны только при условии, если она сопровождается определенным обращением, например: «Группа, ...», «Класс, ...» и т. п. В данном занятии - это слово "пожалуйста". Если данное слово не прозвучало, а некоторые ребята выполнили команду, они выбывают из игры. Команды могут быть самыми различными, например: "налево", "направо", "кругом" или "правую руку вверх", "левую руку в сторону" и т. п. Игра развивает внимание детей и помогает им снять эмоциональное напряжение в начале занятия.
2. Беседа «Волшебное слово». Логическим продолжением игры становится краткая беседа о силе "волшебного" слова "пожалуйста", о последствиях вежливости и грубости, о том, какое впечатление производит на людей вежливый, а какое - грубый человек и какая из этих двух тактик решения проблем является более конструктивной и эффективной.
3. Упражнение «Наши эмоции». Для выполнения данного упражнения педагогу-психологу понадобится набор из шести карточек или плакат со схематическим изображением различных эмоциональных состояний человека, например: радость, страх, злость, грусть, вина, спокойствие. Схематические изображения различных эмоциональных состояний можно нарисовать мелом на доске. При работе с карточками предлагается серия заданий: а) назвать эмоциональные состояния; б) разделить листок дневника на две половинки и перерисовать схематически рисунки так, чтобы слева оказались изображения эмоциональных состояний, которые тебе нравятся, справа – которые не нравятся. После выполнения задания, ребята по очереди называют эмоциональные состояния, изображения которых оказались слева, затем – справа, и объясняют, почему им нравятся или не нравятся те или иные эмоциональные состояния; в) определить свое настроение, эмоциональное состояние в данный момент, схематически изобразить его в дневничке и кратко объяснить причину того или иного состояния. Можно провести этюд «Слушаем себя». При обсуждении обратить внимание на особенности лицевой экспрессии: форма глаз и бровей, форма губ, положение уголков рта и т.д. В процессе выполнения данного упражнения психолог обращает внимание на эмоциональное состояние детей в группе, констатирует наличие повышенной тревожности у отдельных ее участников.
4. Упражнение «Не нравится - нравится». После обсуждения причин того или иного эмоционального состояния детей, педагог просит участников группы разделить чистый листок дневника на две половины и записать ответы на вопросы: что мне не нравится в школе; что мне не нравится дома; что мне не нравится вообще в жизни. Ответы на эти вопросы дети записывают в левой части листа. После этого предлагается серия позитивных вопросов, ответы на которые дети записывают в правой части листа: что мне нравится в школе; что мне нравится дома; что мне нравится вообще в жизни. Дети по очереди рассказывают сначала о том, что им не нравится, затем - о том, что им нравится в школе, дома и в жизни. Важно соблюдать последовательность обсуждения ответов: сначала негативные, затем позитивные, показав, что все в жизни не так уж и плохо, есть позитивные моменты и хорошие люди. Данное упражнение позволяет получить информацию о характере взаимоотношений ребенка с одноклассниками, членами семьи, окружающими; о том, какие место и роль определяет для себя ребенок в классе, в семье, как ребенок воспринимает себя среди сверстников, родных, в окружающем мире.
5. Упражнение «Продолжи предложение». При проведении данного упражнения продолжает сбор информации об ее участниках. Для этого детям предлагается серия проективных вопросов - незаконченные предложения. Учащимся предлагается продолжить предложения первыми, приходящими на ум фразами, не размышляя слишком долго, так как правильных или неправильных ответов не бывает. На свободной странице дневника дети записывают только продолжения следующих фраз: "Больше всего я боюсь...", "Меня огорчает...", "Я злюсь, когда ...". По ответам на предложенные вопросы можно судить о способности ребенка к рефлексии собственных переживаний. Ответ "не знаю" свидетельствует о недостаточном развитии этой способности или, возможно, о высокой значимости какой-либо проблемы, вызывающей страх.
6. Ролевое проигрывание ситуации«Дай мне книгу!». Педагог-психолог предлагает детям представить себя в следующей ситуации. Ученик приходит в класс и видит на столе интересную книгу в красивом переплете. Ему очень хочется взять ее и полистать, посмотреть картинки. Он подходит к столу, но в этот момент книгой завладевает другой ученик. А посмотреть книгу так хочется! Как быть? Как ее заполучить? Проигрывается ситуация по очереди, парами. После проигрывания ситуации всеми участниками группы производится обсуждение вариантов ее разрешения, и детьми, совместно с руководителем, делается вывод о том, что наиболее конструктивной формой достижения результата (получения книги) оказалась вежливая просьба. Выполнение этого задания позволяет детям немного подвигаться и расслабиться, снять усталость и эмоциональное напряжение.
7. Упражнение «Лесенка». Глядя на образец, подготовленный психологом на доске или отдельном листе, дети рисуют в своем дневнике две лесенки, состоящие из пяти ступенек. После этого руководитель объясняет суть задания. Он говорит: "Представьте себе, что всех ребят вашего класса рассадили на ступеньки лесенки, соблюдая одно условие. На первую ступеньку лесенки посадили самых прилежных, самых умных ребят, которые отлично учатся, старательно выполняют все задания в классе и дома, аккуратно ведут тетрадки и т. д. На второй ступеньке разместились ребята, которые тоже хорошо учатся, прилежные, старательные, но иногда они бывают невнимательными, допускают ошибки. И так далее. Как вы думаете, какие ребята окажутся на последней, самой нижней ступеньке? А теперь, пожалуйста, подумайте и нарисуйте схематически человека - себя на той ступеньке, на которую, по-вашему, посадили бы вас. А на второй лесенке нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы бы хотели сидеть, то есть, как бы вы хотели учиться".
Данные, полученные при выполнении детьми упражнения "Лесенка", дают информацию о характере самооценки каждого учащегося и уровне его притязаний в сфере учебной деятельности.
8. Упражнение «Сбрось усталость». На ауторелаксацию. Дети становятся в свободный круг. Руководитель предлагает им расставить широко ноги, согнуть их немного в коленях, согнуть тело и свободно опустить руки, расправить пальцы, склонить голову к груди, приоткрыть рот. После этого сначала покачаться в стороны, вперед, назад, а затем резко встряхнуть головой, руками, ногами, телом. Тренер говорит, обращаясь к каждому: "Ты стряхнул всю усталость. Что-то еще осталось? Тогда повтори еще раз".
9. Этюд «Слушаем себя». В течение 1-2 минут дети расслабляются и "слушают" себя, после чего изображают свое настроение в конце занятия.