|   Основной этап   |    «Превращения слов»  Кружатся снежинки. (На слайде).  Давайте попробуем это предложение сделать более точным, добавляя последовательно по одному слову.    Молодцы, ребята! У вас получилось очень красивое предложение. У кого-нибудь из вас возникал вопрос, сколько слов в русском языке? В словарном составе русского языка много тысяч слов, и у каждого своя биография. Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов! Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и узнаем, где же «хранятся» слова. Как вы думаете, где они хранятся?  Конечно же, в словарях. А какие вы знаете словари?  Итак, первый словарь, с которым мы познакомимся – толковый. Как вы думаете, почему его так назвали?  Назначение толкового словаря – толковать слова. Существует несколько авторов толковых словарей: М.С.Лапатухин, Г.П.Снетова. толковый словарь С.И.Ожегова, в котором 50 тысяч слов. Самый большой толковый словарь – 17 томов, а в нем объясняется 120 тысяч слов.  Учитель показывает словари.  (Предварительно дети распределены по группам методикой «Любимый цвет»).  Каждая команда получает свое слово:  Красного цвета - слово «Колибри»  Синего цвета – слово «Гиппопотам»  Зеленого цвета – слово «Аллигатор»  Желтого цвета – слово «Олимп»  Коричневого цвета – слово «Панда»  Дается задание каждой команде – нарисовать те ассоциации, которые возникают при произношении этого слова.  Затем на доске последовательно появляются задания.    1.Узнайте лексическое значение слова.  2. Обсудите, что вы можете рассказать о предмете, который обозначает это слово.  3. Нарисуйте этот предмет.  4. Сделайте вывод: изменился ли ваш рисунок, что на это повлияло.    5.Представьте результаты исследования вашей группы.     |   договор   |     |   инженер   |     |   шофёр   |     |   столяр   |     |   маляр   |     |   квартал   |     Игра «Произнеси правильно».    Каждый получает по слову; индивидуально, используя словарь, ставит ударение. Потом объединяются и вместе уточняют ударения в стихотворении.        Прочитайте стихотворение, ставя правильно ударение:   Выполняя договоры,     Инженеры и шофёры,   Столяры и маляры –   Потрудились все на славу,   Чтоб за месяцы зимы   Возвести домов кварталы.     |             Дети по цепочке дополняют предложение одним словом.                                                            В словарях.   Ответы детей.                                                                                        Учащиеся рисуют свои ассоциации.             Работа учащихся в группах, представление результатов работы.                            Самостоятельная работа учащихся.                                                     Выразительно и правильно читает каждая группа.   |    Познавательные:  Умение работать со словарем, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать   свои мысли;   слушать и понимать речь других, работать в группе, уважать и выслушивать мнение одноклассников.   Личностные:   осознавать роль языка и речи в жизни людей, его богатство и многогранность, умение пользоваться этим   |     Беседа, рассказывание, частично-поисковый метод, эвристический метод, метод группового взаимодействия, самостоятельная работа   |