Основной этап | «Превращения слов» Кружатся снежинки. (На слайде). Давайте попробуем это предложение сделать более точным, добавляя последовательно по одному слову. Молодцы, ребята! У вас получилось очень красивое предложение. У кого-нибудь из вас возникал вопрос, сколько слов в русском языке? В словарном составе русского языка много тысяч слов, и у каждого своя биография. Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов! Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и узнаем, где же «хранятся» слова. Как вы думаете, где они хранятся? Конечно же, в словарях. А какие вы знаете словари? Итак, первый словарь, с которым мы познакомимся – толковый. Как вы думаете, почему его так назвали? Назначение толкового словаря – толковать слова. Существует несколько авторов толковых словарей: М.С.Лапатухин, Г.П.Снетова. толковый словарь С.И.Ожегова, в котором 50 тысяч слов. Самый большой толковый словарь – 17 томов, а в нем объясняется 120 тысяч слов. Учитель показывает словари. (Предварительно дети распределены по группам методикой «Любимый цвет»). Каждая команда получает свое слово: Красного цвета - слово «Колибри» Синего цвета – слово «Гиппопотам» Зеленого цвета – слово «Аллигатор» Желтого цвета – слово «Олимп» Коричневого цвета – слово «Панда» Дается задание каждой команде – нарисовать те ассоциации, которые возникают при произношении этого слова. Затем на доске последовательно появляются задания. 1.Узнайте лексическое значение слова. 2. Обсудите, что вы можете рассказать о предмете, который обозначает это слово. 3. Нарисуйте этот предмет. 4. Сделайте вывод: изменился ли ваш рисунок, что на это повлияло. 5.Представьте результаты исследования вашей группы. договор | инженер | шофёр | столяр | маляр | квартал | Игра «Произнеси правильно». Каждый получает по слову; индивидуально, используя словарь, ставит ударение. Потом объединяются и вместе уточняют ударения в стихотворении. Прочитайте стихотворение, ставя правильно ударение: Выполняя договоры, Инженеры и шофёры, Столяры и маляры – Потрудились все на славу, Чтоб за месяцы зимы Возвести домов кварталы. | Дети по цепочке дополняют предложение одним словом. В словарях. Ответы детей. Учащиеся рисуют свои ассоциации. Работа учащихся в группах, представление результатов работы. Самостоятельная работа учащихся. Выразительно и правильно читает каждая группа. | Познавательные: Умение работать со словарем, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других, работать в группе, уважать и выслушивать мнение одноклассников. Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей, его богатство и многогранность, умение пользоваться этим | Беседа, рассказывание, частично-поисковый метод, эвристический метод, метод группового взаимодействия, самостоятельная работа |