Тема: «Бессмертный полк» (урок мужества)
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, уважение к людям старшего поколения; воспитывать чувство гордости и любви к своему краю; чувство патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества.
Задачи:
- на примере жизни участников Великой Отечественной войны нашего села усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- донести до ныне живущих, чтобы мы, молодое поколение, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времени, чтобы унаследовали все лучшие человеческие качества, чтобы учились и брали пример со старших, помнили и не забывали, какой ценой завоевано право свободно жить, трудиться и учиться.
Предоставленный методический материал можно использовать при проведении торжественных мероприятий, посвященных 9 мая, а также для учащихся в форме вечеров, «Уроков Мужества». Возраст обучающихся 5-11 классы.
- военные картины и иллюстрации, в вазах - живые цветы, рисунки детей о войне, компьютер, презентация.
Ход мероприятия
Звучит музыка военных лет. Потом – фонограмма взрывов.
Педагог: Сегодня эти звуки мы слышим только по телевизору. Представить себе не можем, что когда- то люди боялись этого звука, и это был звук смерти. Мы живем в мирное время. Да, про горячие точки мы слышим постоянно по телевизору. А когда- то, совсем не так давно, все было иначе.
Течет река времени. Минуло уже 70 –лет с того незабываемого и страшного дня, когда люди нашей страны услышали страшное слово «война».
Но в памяти человеческой роковая дата 22 июня 1941 года осталась не просто как дата, а как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.
Чтец: Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,
Вспоминаем это снова.
Вспоминаем эту ночь и в этот час - взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась, кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем, день за днем, взрыв за взрывом,
Смерть за смертью, боль за болью, год за годом, опалённые огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
(Слайд 1 презентации) название урока.
Педагог: Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. Заплатила наша страна за эту победу дорогую цену – около 27 млн.человек. Миллионы искалеченных людей, десятки миллионов искалеченных судеб.
9 мая 1945 года День Победы над фашистской Германией. Почему именно эта дата передается из поколения в поколение? Что для нас значит 9 мая?
(Слайд 2 презентация)
Чтец: Мы здесь с тобой не потому. Что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.
(Слайд 3 презентации)
Педагог: Великая Отечественная война была для нашей Родины временем тягчайших испытаний. Из села Лотошное на фронт было призвано более 400-х сот человек. Домой не вернулись 155 человек, они пали на поле боя смертью храбрых.
Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз вызвало у лотошан, как и у всех советских людей, гнев и тревогу за судьбу своей Родины.
Они героически сражались на различных участках фронта, защищали и дошли до Берлина. Многие из них отдали свою жизнь, защищая честь, свободу и независимость Родины. За мужество и отвагу, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, многие наши земляки удостоены орденов и медалей.
Ученик: ( рассказ о прадедушке Иванюк Петр Сидорович) (слайд 4)
(слайд 5 презентации)
Педагог: Войны остаются в памяти поколений главными битвами и цифрами статистики. Но для солдата, где бы он не воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый ее день был длиннее жизни.
Ученик: Проснемся, уснем ли – война, война.
Ночью ли, днем ли - война, война.
Сжимает нам горло, лишает нас сна,
Путает имена.
О чем ни подумай - война, война
Наш спутник угрюмый – она одна.
Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней,
Тем горше с ней.
Ученик: Глядят на нас фронтовики,
Глядят на нас исчезнувшие роты,
Глядят на нас ушедшие полки,
Глядят на нас с надеждой и заботой.
Нет, в нас не сомневаются они,
Но нам в себя их верой надо верить,
Но грех порой сегодняшние дни
Вчерашними военными измерит.
Ученик: (рассказ о прадедушке Помогаеве Константине Карповиче)(слайд 6 презентации)
(слайд 7 презентации)
Звучит песня А.Новикова на слова Л.Ошанина «Дороги»
После исполнения выходит следующий ученик и рассказывает о своем прадедушке (Горбове Дмитрии Харлампиевиче) (слайд 8 презентации)
(слайд 9,10 презентации)
Педагог: Уже исполняется 70 лет как отгремели последние залпы войны, но не утихает боль и поныне в сердцах о тех, кто ушел воевать в тот страшный 1941год и о ком мы узнали спустя 69 лет. Летом 2014 года уроженец села Лобино по просьбе своей бабушки разыскивал место захоронения своего деда в Польше. Он случайно увидел на обелиске знакомый адрес Алтайский край село Лотошное и сообщил в ОВД Краснозерского района эту информацию. Вот так наш музей пополнился бесценным материалом о наших земляках: Селютине Федоре Назаровиче и Ермоленко Петре Ивановиче, до этого никто не знал о их судьбе ничего. Так племянники узнали о судьбе своего дяди прославленного летчика.
Ученик: Леса, дороги и болота…
Тяжелый ратный труд войны,
Где безымянные высоты
Бессмертием озарены.
(слайд 11 презентации)
Ученик: И повсюду высятся памятники –
В городах и поселках, и в селах…
У подножья гвоздики пламенные,
Детский гомон несется веселый:
К вам приходим, в преемственность веруя,
И не только по случаю дат.
Мы по вас свою жизнь меряем,
Вашим подвигом! Вашей судьбой!
Звучит песня Д.Тухманова на слова в.Харитонова «Не могу забыть»
(слайд 12 презентации)
Ученик: Не менее интересны сведения еще об одном нашем Лотошанине - Ермоленко Петре Ивановиче. Их мы получили от Антонины Назаровны из поселка Тельман Ленинградской области. Как возвращает Антонина Назаровна из небытия солдатские имена. Такие сведения мы и получили о Петре Ивановиче. Просмотрев эти документы, мы выяснили, что Петр Иванович был призван 15 ноября 1939 года Краснозерским РВК Новосибирской области в ряды Красной Армии, воинское звание - красноармеец. Но вскоре началась война, и в сентябре 1941 года Петр Иванович пропал без вести. А из документа следует, что 2 августа 1941 года в селе Терновка он попадает в немецкий плен, лагерный № 145010, лагерь шталаг ХВ(130) в Витцендорфе – коммуна в Германии, в земле Нижняя Саксония.
Педагог: В памяти людей нашей страны никогда не забудется такое событие, как Великая Отечественная война. Вам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение. Жизнь их была нелегкой. Все пришлось пережить им и их семьям: голод, безденежье, все тяготы войны. Но все это было не зря: достойно прожили они свою жизнь, они всегда были нужны людям, только положительно отзываются о них те, кто знал их лично. И самое главное: достойное поколение оставили они после себя. Мы дети, внуки, правнуки и праправнуки достойно должны нести фамилии своих отцов, дедов и прадедов в будущее;
Ученик: В память о тех, кто воевал и вернулся с Победой, о тех, кто считался погибшим в Берлине, а умер в Польше в госпитале от ран, кто считался пропавшим без вести, а умер в немецком плену, в память о земляках-героях, ставших примером мужества и патриотизма, кровью своей скрепившими единство с Родиной, мы говорим: « Спасибо!»
Память каждого солдата, погибшего в ту войну, бесценна. Мы - граждане страны - победительницы, а потому наш долг хранить и беречь эту память!
(слайд 13 презентации)
Чтец: Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим…
(минута молчания)