Просмотр содержимого документа
«Урок "Пластилиновая картина"»
Тема урока: «Пластилиновая картина».
Цель: Познакомить учащихся с пластилиновой живописью; научить выполнять декоративно-прикладную работу в технике «пластилиновая картина»;
Образовательные задачи:
- дать понятие «пластилиновая живопись»
- научить работать поэтапно
- научить приёмам работы с пластилином
Развивающие задачи:
- развивать навыки и умения в работе с пластилином и стеками
- развивать чувство цвета, пропорции, ритма
- развивать пространственное мышление и творческие способности,
эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративного искусства
- разработка моторики пальцев рук учащихся
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость и фантазию
Методы обучения:
- беседа
- объяснение нового материала
- педагогический показ
- диалог
Тип урока: комбинированный
Материалы и оборудование:
Пластилин, пластмассовая дощечка, набор стеков, трубочки, копировальная бумага, карандаш, ластик, картонная основа, салфетки для вытирания рук и рабочего места.
План урока:
Организационный момент.
Беседа.
Объяснение последовательности выполнения пластилиновой картины. Наглядная демонстрация приемов техники.
Практическая работа учащихся.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме урока:
Чтец:
История создания пластилина
Наверное, не существует такого человека, который бы не лепил что-то из пластилина. Однако эта вещь популярна не только среди детей, но и среди скульпторов, которые считают его одним из наилучших материалов для работы. А любят его, прежде всего, за то, что он устойчив к изменениям температуры и к высыханию, и именно этим отличается от глины. На сегодняшний день существует много разновидностей пластилина. Однако, еще 200 лет назад никто и не знал об этом чудесном веществе. А изобретение его можно приписать сразу двум людям – фармацевту Францу Колбу и изобретателю Вильяму Харбутту. Первый из них в 1880 году запатентовал модельную массу под названием «Plastilin», а второй в 1897 изобрел незасыхающую глину, дав ей название «Plasticine». Изобретения были практически идентичными, и получили общее название пластилин.
Вильям Харбутт долго пытался найти применение своему изобретению в сфере моделирования. Но однажды обнаружил, что его шестеро детей проявляют к изобретению не меньший интерес, чем он сам. Поэтому Вильям решил заполнить дом разными изделиями из пластилина – замками, фонтанами и кораблями. Поначалу вещество имело только один цвет – серый. Но уже через несколько лет в продажу поступил пластилин четырех цветов. Увидев, как быстро раскупается продукция, Харбутт принял решение открыть свою фабрику. Она просуществовала до 1968 года, пока на ней не случился пожар. После этого производство было перенесено в Таиланд. А вещество Франца Колба до сих пор можно найти в продаже в неизменном виде под названием «Мюнхенский художественный пластилин» Постепенно изобретение приобрело огромную популярность. Несмотря на то, что материалу этому уже около 200 лет, его популярность только растет. И, возможно, в ближайшее время будет придумано еще какое-нибудь применение пластилина.
Достоинством пластилина, является то, что он не пачкается так сильно, приобретает разную степень мягкости в зависимости от температуры, что позволяет отрываться от работы с ним и при этом не теряет своих пластичных свойств. Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился.
Сейчас известны разные виды пластилина - скульптурный, плавающий, восковой, перламутровый, флюоресцентный. Кроме пластилина важным инструментом в лепке является стек. Это различные деревянные или пластмассовые палочки – (с круглым заостренным концом, с плоским режущим острием, полукруглая палочка, наподобие лопатки). Их можно купить в художественных магазинах.
Ребята, а что же можно слепить из пластилина? (Ответы детей). Совершенно верно, из пластилина можно слепить что угодно: фигуры разных животных, рыб, птиц, цветы и деревья, людей и даже целые картины, аппликации из пластилина. И сегодня мы познакомимся с новой техникой – пластилиновой живописью.
Пластилиновая живопись – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые и полу-объёмные.
Сюжетом для такой пластилиновой картины может послужить все что угодно: сюжеты из жизни, сказок, подводный мир, животные, любимые герои, птицы, пейзажи и натюрморты.
Выставка работ детей
3. Последовательности выполнения пластилиновой картины. Наглядная демонстрация приемов техники:
а) Перевод рисунка на картон и работа с фоном. Выбор рисунка. Перевод эскиза осуществляется при помощи копировальной бумаги. Копирка перекрывается сверху эскизом, скрепляется скрепками. Переводить рисунок нужно внимательно, чтобы не пропустить какие-либо фрагменты. Можно обводить рисунок карандашом, тогда легко отличить отработанные места. После того как рисунок переведён, сняты скрепки и копировальная бумага, полученное на картоне изображение надо обвести фломастером, для того чтобы изображение стало чётким.
б)Заполнение фона. Сначала вымешивается цвет, необходимого оттенка. Выполнение фона: выбор цвета неба, земли в соответствии с замыслом картины; выбор приемов нанесения пластилиновых мазков. Техника нанесения мазков такова: от куска пластилина отрываем маленький, с горошину, кусочек и, приложив его к основе, размазываем в нужном направлении. Горизонтальное направление выбирается при передаче образа спокойного неба, земли, круговое - при передаче образа кучевых облаков, волн, наклонное — для изображения солнечных лучей (рис.1)
На места, в которых будут располагаться персонажи и детали в технике мазка (деревья, кусты), пластилин на этой стадии не наносится. Создание картины начинаем с дальнего плана и постепенно продвигаемся к ближнему плану
в) Работа над фрагментами основного изображения. Заполнив основной фон, можно переходить к фрагментам основного изображения. Эта работа выполняется так: линия контура изображения обводится жгутиком, который прижимается к контуру изображения; детали сложной формы, мелкие фрагменты заполняются скатанными маленькими шариками
Деревья, кусты. Использование элемента «конус»:от куска пластилина отщипываем маленький кусочек и раскатываем его в форме конуса. Готовый элемент наносим на контур кроны куста, дерева; заполняем силуэт от внешнего контура к стволу растений (рис .2)
Использование элемента «шар»:создание образов лиственных деревьев и кустов: шар прикладываем к основе и размазываем по направлению вниз. При выполнении мазка указательный или большой палец помещаем на шар, немного отступаем вниз от его верхнего края и размазываем пластилин (рис.3)
прикладываем шар к основе и размазываем сначала по направлению влево, затем вправо (рис.4 ,5)
- выполнение образа хвойного дерева - ели (выполняется в одном цвете и в двух цветах): начинаем с нижних лап в направлении от края ветки к стволу. При создании двухцветной ели сначала наносим нижний мазок темного цвета. Затем, отступив от нижнего края, кладем на него мазок светлого цвета. Двойные мазки наносятся по контуру дерева, а затем хаотично внутри контура (рис.6)
Использование элемента «валик»:кусочки пластилина раскатываем в длинные, тонкие валики. Первый валик выкладываем по внешнему краю кроны, слегка прижимаем, чтобы закрепить на основе. Затем придавливаем его пальцем, отступив от внешнего контура, и размазываем по направлению к стволу по всей длине валика. После первого ряда делаем второй, отступив необходимое расстояние. Такими мазками покрываем всю крону (рис.7)
Усложнить изображение растений можно за счет цвета, делая мазки разного тона одного цвета (от темного – к светлому, от бледного - к насыщенному, от холодного - к теплому) или разного цвета (гармонирующие или контрастные). Сочетание цветов зависит от особенностей художественного образа.
г) Работа с накладными деталями.Когда всё изображение закрыто пластилином, может показаться, что работа готова. Но на самом деле теперь начинается самый интересный творческий этап – это работа с накладными деталями.
Трава: На «земле» можно сделать накладные траву и цветы. Для этого делаем тонкие зеленые жгутики разного оттенка, кроме зеленого можно использовать жёлтый и коричневый пластилин. Прижимаем траву под разным наклоном так, чтобы она не потеряла рельефность, края надсечь стеком.
Маленькие цветы в траве: Для изготовления маленьких цветов необходимо скатать шарики из разного пластилина диаметром около 5 мм, прижать каждый шарик, придавить к намеченному месту, чтобы получилась лепёшка. Взять шариковую ручку, в которой закончились чернила, и продавить серединку цветка. Скатать из жёлтого пластилина маленький шарик и вложить его в середину цветка. Лепестки можно изготовить двумя способами. Первый – просто сделать пять шариков вокруг серединки. Второй – сделать пять конусов и расплющить их вокруг серединки.
Листок: сформировать в пальцах небольшой шарик из зелёного пластилина, вытянуть шарик в две стороны и приплюснуть его – получиться листик, прижать листок на разогретый стебель цветка. Стеком проложить на лепестках прожилки.
Лакирование. Когда картина полностью закончена, необходимо нанести лаковое покрытие, чтобы она не запылилась, так как пластилин сильно притягивает пыль. Для этого можно использовать лак для волос. Педагог проводит лакирование самостоятельно. Лак для волос высыхает очень быстро, он безопасен и нетоксичен. Кроме лака для волос можно использовать лак для мебели.
4. Практическая работа учащихся: Учащиеся приступают к выполнению задания, которое осуществляется поэтапно.
1. Выбор рисунка.
2.Перевод рисунка на картон и работа с фоном.
3. Работа над фрагментами основного изображения.
4. Работа с накладными деталями, завершение работы.
Учитель наблюдает за работой учеников, делает замечания, указывает на ошибки и способы их исправления. Если часто повторяется одна и та же ошибка, следует указать способ ее исправления, подробно объяснить материал по этому вопросу, ответить на возникшие в ходе работы вопросы.
5.Подведение итогов урока: Выставка работ и обсуждение с учащимися. Учитель анализирует вместе с детьми учебное задание, указывает на положительные стороны, обсуждает недочеты. Рассказывает, как можно их избежать или исправить.