kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Урок внеклассного чтения «В них есть добро, любовь и счастье…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составитель -  Алексеева Анна Степановна - педагог – библиотекарь высшей квалификационной категории Амгинского лицея им. Л.В.Киренского, Амгинский улус,  Отличник образованияРС(Я
               
  Урок внеклассного чтения  «В них есть добро, любовь и счастье…»
“Кладовая солнца” сказка –быль: Сказочное и реальное в повести М.Пришвина

Цели  урока : 
Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества М.М.Пришвина
Научить их чувствовать мастерское слово писателя М.М. Пришвина
Научить видеть в картинах природы картины жизни человеческой, понимать, что все в ней подчинено общим законам Любви и Доброты.

Оформление урока : Портрет М.М.Пришвина,  электронная презентация, иллюстрации художников.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения «В них есть добро, любовь и счастье…» »

Составитель - Алексеева Анна Степановна - педагог – библиотекарь высшей квалификационной категории Амгинского лицея им. Л.В.Киренского, Амгинский улус, Отличник образованияРС(Я

Урок внеклассного чтения «В них есть добро, любовь и счастье…»

Кладовая солнца” сказка –быль: Сказочное и реальное в повести М.Пришвина



Цели урока :

  • Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества М.М.Пришвина

  • Научить их чувствовать мастерское слово писателя М.М. Пришвина

  • Научить видеть в картинах природы картины жизни человеческой, понимать, что все в ней подчинено общим законам Любви и Доброты.



Оформление урока : Портрет М.М.Пришвина, электронная презентация, иллюстрации художников.

Ход урока:

Вопрос к учащимся

Дайте определение , что такое сказка литературная, сказка фольклорная. Приведите примеры.

I. Беседа о жизни и творчестве М.М. Пришвина

Михаи́л Миха́йлович При́швин - русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей.

Родился 23 января (4 февраля) 1873 год в Елецком уезде Орловской губернии (ныне Елецкий район Липецкая область), в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

Мать — Мария Ивановна (1842—1914, урожд. Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» — символ мечты, которой он не смог достичь. Тем не менее, матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

В 1882 году Михаила Михайловича Пришвина отдали учиться в начальную деревенскую школу, в 1883 году он был переведён в первый класс Елецкой классической гимназии. В гимназии успехами не блистал — за 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз быть оставлен на второй год, из-за конфликта с учителем географии В. В. Розановым — будущим известным философом — был из гимназии отчислен «за дерзость учителю». Заканчивать обучение пришлось в тюменском Александровском реальном училище (1893 год), куда будущий писатель переехал под крыло своего дяди купца И. И. Игнатова. Не поддавшись уговорам бездетного дяди унаследовать его бизнес, поехал продолжать образование в Рижском политехникуме, в 1900—1902 годах на агрономическом отделении Лейпцигского университета, после чего получил диплом инженера-землеустроителя. До 1905 года работал агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии — «Картофель в огородной и полевой культуре» и др.

Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в 1906 году. Оставив свою профессию, стал корреспондентом различных газет. Увлечение этнографией и фольклором привело к решению путешествовать по северу (Олонец, Карелия, Норвегия), знакомился с бытом и речью северян, записывал сказы, передавая их в своеобразной форме путевых очерков (книги «В краю непуганых птиц», 1907; «За волшебным колобком», 1908). Стал известным в литературных кругах, сближается с Ремизовым и Мережковским, а также с М. Горьким и А. Толстым.

В 1908 году результатом путешествия в Заволжье явилась книга «У стен града невидимого». Очерки «Адам и Ева» и «Чёрный араб» были написаны после поездки по Крыму и Казахстану. М. Горький содействовал появлению первого собрания сочинений Пришвина в 1912—1914.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

После Октябрьской революции некоторое время учительствовал на Смоленщине. Страстное увлечение охотой и краеведением (жил в Ельце, на Смоленщине, в Подмосковье) отразилось в написанной в 1920-е серии охотничьих и детских рассказов, которые впоследствии вошли в книгу «Календарь природы» (1935), прославившую его как повествователя о жизни природы, певца Средней России. В эти же годы он продолжал работать над автобиографическим романом «Кащеева цепь», начатый им в 1923, над которым трудился до последних дней.

В начале 1930-х побывал на Дальнем Востоке, в результате появилась книга «Дорогие звери», послужившая основой для повести «Жень-шень» («Корень жизни», 1933). О путешествии по Костромской и Ярославской земле написано в повести «Неодетая весна».

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы», Горький говорил, что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов почти физическую ощутимость всему».

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905-54) и объем которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 80-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубл. в 1990-е годы), где, в частности, дана правдивая картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинских репрессий, выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.



Произведения Михаила Михайловича Пришвина для детей:

Лисичкин хлеб

Журка

Золотой луг

Этажи леса

Говорящий грач

Хромка

Изобретатель

Ребята и утята

Синий лапоть

Медведь

Лоси

Ёж

Глоток молока

Как Ромка переходил ручей

Наш сад

Остров спасения

Лесной хозяин

Кладовая солнца

Как я научил своих собак горох есть

Вася Веселкин

Гаечки

Курица на столбах

Лесной доктор

Старый гриб

Сухостойное дерево

Ястреб и жаворонок

Пиковая дама

Моя родина (Из воспоминаний детства)

Утиное купание

Дедушкин валенок

Лада

II. Дать определение сказка – быль. Показать учащимся умение Пришвина видеть в обычном необычное.

Ознакомление учащихся с несколькими его миниатюрами из поэмы “Фацелия”, показ электронной презентации.



Эолова арфа

Повислые над кручей частые длинные корни деревьев теперь под темными сводами берега превратились в сосульки и, нарастая больше и больше, достигли воды. И когда ветерок, даже самый ласковый, весенний, волновал воду и маленькие волны достигали под кручей концов сосулей, то волновали их, они качались, стуча друг о друга, звенели, и этот звук был первый звук весны, эолова арфа.



Именины осинки

Шиповник, наверное, с весны еще пробрался внутрь по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчелы и осы, басят шмели, все летят поздравлять и на именинах роски попить и медку домой захватить.



Цветущие травы

Как рожь на полях, так в лугах тоже зацвели все злаки, и когда злачинку покачивало насекомое, она окутывалась пыльцой, как золотым облаком. Все травы цветут, и даже подорожники, - какая трава подорожник, а тоже весь в белых бусинках.

Раковые шейки, медуницы, всякие колоски, пуговки, шишечки на тонких стебельках приветствуют нас. Сколько их прошло, пока мы столько лет жили, а не узнать, кажется, все те шейки, колоски, старые друзья. Здравствуйте, еще раз, здравствуйте, милые!



Вопросы к учащимся

Каким видит окружающий мир Пришвин?

Природа для него живая, в ее жизни он видит знакомые проявления человеческого сердца

Что он умел замечать в природе?

Пришвин видит эти чудеса в том, мимо чего нередко легко проходят поглощенные делами и заботами люди.

Каким человеком предстает он перед нами из этих миниатюр?

Его искусное перо превращает обычный листик, скромный полевой цветок, трухлявый пень в удивительную и чудесную сказку. Не зря его писатель М.Горький называл “волшебником слова”.



III.Работа с художественным текстом – сказка – быль «Кладовая солнца»

  • Выразительное чтение по ролям, лексическая работа, беседа по вопросам, самостоятельная исследовательская работа с текстом (универсальные учебные действия)

  • Иллюстрации художников П.В. Калинина «Травка», И. Бруни «Травка и Антипыч», К.Васильева «Лесная сказка», В.П.Кадочников «Серый помещик» (внутрипредметные и межпредметные связи)

  • Развитие нравственно-эстетических представлений о природе и человеке ( метапредметные ценности)

  • Зарисовка из произведения (творческая работа).



Поговорим о прочитанном

Сказка –быль Пришвина построена на основе действительности

Что же реально в «Кладовой солнца»?

Во-первых, это время действия – период ВОВ, во вторых нам известно место действия: « в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля – Залесского…»

Давайте присмотримся к повести более внимательно, нужно найти сказочные черты в произведениях Пришвина будут иллюстрации к сказкам. Они подтолкнут нас к размышлениям. Главные герои произведения – Митраша и Настя. Вспомните сказки, где героями тоже являются брат и сестра.

Какие сказки знаете, где главные герои брат и сестра?

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Снежная королева» и т.д.

Какие отношения между братом и сестрой в сказках?

Очень любят друг друга, заботятся, помогают, спасают от смерти.

Главные герои сказка - быль?

Митраша и Настя

Так ли у Митраши и Насти?

Да так. Пришвин не раз повторяет слово «Дружные», в конце концов заключает: «Во всем селе ни у кого не было такой дружбы, как жили между собой Митраша и Настя Веселкины».

Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда?

Например, Иванушка ослушался сестру и превратился в козленочка, Кай оказывается в плену у Снежной королевы и т.д.

А в сказке Пришвина?

И там происходит нечто подобное. Беда пришла, когда дети поссорились и разошлись в разные стороны.

Кто виноват в этой ссоре?

Скорее оба героя. Так как ни один не захотел уступить другому. А в сказках вина и ответственность чаще ложатся на одного из героев.

А где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?

Ссора произошла на развилке двух троп, и в этом просматривается элемент сказки. Например: «Налево пойдешь – богатым станешь, прямо пойдешь голову сложишь, направо пойдешь – невесту найдешь и т.д.

Скажите, зачем, собственно, отправились дети?

Дети отправились за клюквой. Им голодно в трудное военное время, приходится добывать хлеб насущный, вот и отправились они на поиски сладкой клюквы.

А что обычно ищут сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся?

Сказочные герои отправляются на поиски жар птиц, молодильных яблок, волшебных колец и т.д.

А можно ли клюкву сравнить сокровищем? К какому сокровищу она ближе всего?

Клюкву можно назвать природным сокровищем. В народе считают эту ягоду целебным лекарством от всех болезней». И в этом смысле она ближе всего к сказочным молодильным яблокам, которые в сказке возвращают молодость и здоровье старым и больным.

Любые сокровища достаются сказочным героям непросто. Им постоянно грозит гибель, то поединок с чудовищем, то страшные звери в дремучем лесу. Есть ли что-то подобное в повести Пришвина?

Есть. Митраша попал в болото и чуть не утонул, а Настя увлекшись сбором клюквы, забыла о брате. Волк Серый помещик, «злодей», “гроза края”, угрожает жизни затерявшихся в лесу детей, и Митраше приходиться вступить с ним в поединок.

Кто же помог Насте и Митраше?

Детей спасла охотничья собака лесника Антипыча – Травка. Именно она помогла очнуться Насте, помог Митраше выйти из трясины. У Пришвина Травка выполняет функцию сказочного волшебника.

Вспомните каких сказках волшебники из мира природы помогали героям?

Например, Конек в сказке “Конек – горбунок”, щука – “По щучьему велению” и т.д.

Как и в сказках, природа “Кладовой солнца” одушевлена и одухотворена. Давайте найдем отрывки текста, где деревья, ветер как живые?

Ель и сосна плачут истонут от боли, которую причиняют друг другу, ветер прилетает “покачать их”, птицы поют гимн солнцу и т.д.

В чем отличие компаса “Чудесная вещь” от сказочного клубка, который ведет за собой героя?

Клубок сам ведет его. Компас же заставляет думать, взвешивать, выбирать.

А в чем еще произведение Пришвина перекликается со сказкой?

В одном селе, Возле Блудова болота, в районе города Переславля – Залесского, осиротели двое детей...”, “Лет двести тому назад ветер сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечеа легли в одну ямку возле большого плоского камня...””Но случилось на небе в это время одно облако”, “Ах, ворон, ворон, вещая птица! Живешь ты, может быть, сам триста лет...”

Но можно ли назвать все эти элементы безусловно сказочными? Почему?

Что удивительного в старом леснике Антипыче и его собаке?, В матером волке, сосне и ели? В клюкве и компасе? В самом походе детей за клюквой?

Пришвин учит нас заглядывать в глубинную суть вещей, возвращая им забытую человеком значимость, вызывая удивление и спасая тем самым сказку. Потому-то и называет он свое произведение сказкой – былью и уже этим заставляет задуматься о том, что ждет нас на страницах его книги, какие тайны она раскроет.



Результаты проведенного урока:



Ученик научится:

- отличать жанр сказки от жанрового образования «сказка –быль»;

- с помощью иллюстрированного ряда составлять художественный пересказ текста;

- определять конфликт произведения;

- проводить самостоятельную исследовательскую работу с текстом;

- находить элементы фабулы в произведении;

- создавать зарисовку;

- внимательно и чутко относиться к природе, видеть ее красоту.







Использованная литература:

  1. Т.Г. Соловей Открываем богатства Пришвина // Уроки литературы.- №12. - 2007 - С.6-14

  2. М.М.Пришвин Животные /// Уроки литературы. - №6- 2004 - С.2

  3. Биография М.М.Пришвина - biopeoples.ru›pisateli/1163-mihail-prishvin.html





Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Компэду


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок внеклассного чтения «В них есть добро, любовь и счастье…»

Автор: Алексеева Анна Степановна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)» по внеклассному чтению "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-schastlivyi-mal-chik-iranskaia-skazka-po-vnieklassnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "120059"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413601293"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Сценарий внеклассного мероприятия ко дню матери: «Ты одна такая, любимая, родная»"
    ["seo_title"] => string(89) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-ko-dniu-matieri-ty-odna-takaia-liubimaia-rodnaia"
    ["file_id"] => string(6) "284009"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453909906"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "Сад доброты "
    ["seo_title"] => string(11) "sad-dobroty"
    ["file_id"] => string(6) "109602"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404812441"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку " В мире профессий""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_vnieklassnogho_mieropriiatiia_po_russkomu_iazyku_v_mirie_profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "440469"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511472453"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "сценарий внеклассного мероприятия "День МАТЕРИ" "
    ["seo_title"] => string(53) "stsienarii-vnieklassnogho-mieropriiatiia-dien-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "100806"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402394536"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей




Нажмите, чтобы узнать подробности


Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства