«Природы чудные мгновенья» Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2013 г.
Ход урока
Этапы занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Организационная часть
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности к занятию, организация внимания детей
Приветствие преподавателя, подготовка к занятию
Актуализация знаний
– Сегодня на уроке мы поговорим о зиме, сказочном зимнем пейзаже, о зимних деревьях.
- вспомним определение пейзажа
- Не забудьте, что композиция - «сочинение», «составление» картины и в ней обязательно должно быть выделено главное в композиционном центре.
Пейзаж – это изображение природы, вспоминают определение композиции
Мотивация
– Мы можем стать художниками – волшебниками, попасть в сказку и затем ее изобразить.
– Представим, ребята, что мы попали в волшебный сказочный лес!
– Кругом стоит таинственная тишина, пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны и гномы.
- Читает стихотворение о зиме Ф.Тютчева
Обратите внимание на деревья. Одни – старые, ветвистые, между ними тянутся к свету совсем молоденькие, юные росточки. Березки, нежно задумавшись, опустили свои тонкие ветви. Рядом распушили иголки густые темные ели и под ними, возможно, найдут укрытие разные зверюшки.
– Посмотрите, какие разные деревья по характеру: ели пушистые, густые; березки стройные, гибкие; а старые деревья корявые и ветвистые.
– А теперь еще раз посмотрим на репродукции, внимательно рассмотрим деревья...
– Посмотрите, все ветки у деревьев разные: и по длине,и по толщине и самое главное, что все они растут от ствола, а не отдельно от него.
Обучающиеся внимательно рассматривают репродукции картин художников, слушают стихи
Усвоение новых знаний и способов действий
– Обратите внимание, что почти на всех иллюстрациях, да и на самом деле, деревья окружены синеватым пространством: это снег и небо (холодные цвета и оттенки).
– Работать будем гуашью.
- Сначала необходимо затонировать лист.
- Как вы думаете, какая краска подойдет для этого, какие цвета мы будем смешивать?
- поэтому мы с вами будем изображать деревья на цветной бумаге синего или голубого цвета
- когда фон высохнет, по задуманному сюжету выполняем композицию белой гуашью тонкой кистью, используя декоративные приемы (точка, линия, узор, ритм) пример выполнения узоров, приёмы работы тонкой кистью.
- Каждый вытянет четверостишие о зиме и попробует нарисовать к нему иллюстрацию.
Дети отвечают на вопросы, внимательно слушают объяснение материала и показ последовательности выполнения работы.
Выбирают себе четверостишия для выполнения иллюстрации
Первичное закрепление
- Проверка преподавателем понимания обучающихся того, что является сущностью основного содержания
- обсуждение возможных композиций по выбранным четверостишиям, пока просыхает фон.
- выявление пробелов первичного закрепления в изучении нового материала
- практическая часть занятия выполняется под музыку П.И. Чайковского
Ребята тонируют лист, продумывают свою композицию, обсуждают свою задумку с преподавателем.
Во время работы детей преподаватель помогает им советом, напоминанием, показом.
Контроль и самоконтроль
Подведение итогов проводится в форме коллективного обсуждения работ: Композиция, разнообразие узоров, создание художественного образа, завершённость
Обучающиеся выставляют свои работы для обсуждения.
Подведение итогов занятия
Выставление оценок по пятибалльной системе вместе с обучающимися.
Выбор работ для дальнейшего использования при оформлении выставок по зимней тематике
Умение оценить работу – выявить сильные стороны и ошибки