Цель: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.
Задачи:
• Образовательные:
- расширить знания учащихся о профессиях;
- познакомить с новыми современными профессиями;
- формировать интерес к профессиям;
• Развивающие:
-развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес, самостоятельность; культуру речи;
- развивать коммуникативные способности при работе в группах;
- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;
- активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности;
• Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных профессий;
- воспитывать уважение к своим товарищам.
Вид урока: интеллектуальная игра «Звёздный час»
Форма урока: групповая
Оборудование: сигнальные карточки с номерами от 0 до 6; жетоны-«звёзды», памятки, картинки с изображением людей разных профессий (для оформления доски),
Просмотр содержимого документа
«Тема занятия «Мир профессий и твое место в нем» »
Тема занятия «Мир профессий и твое место в нем»
Цель: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессий.
Задачи:
• Образовательные:
- расширить знания учащихся о профессиях;
- познакомить с новыми современными профессиями;
- формировать интерес к профессиям;
• Развивающие:
-развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес, самостоятельность; культуру речи;
- развивать коммуникативные способности при работе в группах;
- развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;
- активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности;
• Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных профессий;
- воспитывать уважение к своим товарищам.
Вид урока: интеллектуальная игра «Звёздный час»
Форма урока: групповая
Оборудование: сигнальные карточки с номерами от 0 до 6; жетоны-«звёзды», памятки, картинки с изображением людей разных профессий (для оформления доски),
- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего урока будет присутствовать доброжелательная атмосфера.
II. Вводная часть. Обозначение темы урока учащимися:
- Посмотрите на экран (слайд 2). Как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (ответы учащихся)
- Правильно, тема урока: «Мир профессий и твое место в нем». ( слайд 3).
- В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну на всю жизнь.
-Сегодня на уроке вы узнаете многое о профессиях - о тех, которые появились недавно, о тех, которые «ушли в прошлое». Может быть, после сегодняшнего урока, вы определитесь с выбором будущей профессии.
- Цитата дня: (слайд 4) «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»
Дж. Голсуорси.
Беседа «Из истории появления профессий и труда»:
- Как Вы думаете, когда появилась первая профессия? (ответы учащихся). А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ. (ответы учащихся)
(показ изображений древнего человека - слайд 5)
- Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)
- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель) Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
- И, конечно, появились люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся особый талант (показ людей разных современных профессий).
III. Основная часть:
- Сегодня уроке мы поиграем. У вас есть возможность проявить свои таланты и показать знания о мире профессий. Наступил ваш «Звёздный час». ( слайд 6)
-Разделимся на 4 команды (даны 4 разрезных картинки с изображением профессий – учащиеся находят свои части и складывают полную картинку). Придумайте названия своим командам, выберите командира.
- Объясняю правила игры. В игре три тура и финал. Команды выбывать из игры не будут, т.е. все команды дойдут до финала. Вам будут предложены различные задания, за каждый правильный ответ команда получает звезду. У вас на столах лежат сигнальные карточки с номерами, с помощью их вы будете отвечать на поставленные перед вами задания. Карточка «0» означает, что правильного ответа не существует.
- Начнём игру.
I тур: «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ» (слайды 7-13)
- Сейчас вам предстоит вспомнить классификацию профессий по Е.А.Климову.
ЗАДАНИЕ 1:
(слайды 14)
- Я буду зачитывать определения, а вы должны найти соответствующий определению тип профессий. Тип профессии указывает на то, чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.
• Этот тип включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
(человек-техника)
• Этот тип предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
(человек -художественный образ)
• Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
(человек –человек)
• Данный тип включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
(человек-природа)
- Дайте своё определение типу профессий «человек-знаковая система».
(Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.)
Задание 2: (слайд 8)
(слайды 9-13)
- Внимание на экран! Дана профессия и предметы труда. Необходимо определить, какой из предметов лишний.
Для справки:
Брокер - в биржевых торгах он непосредственно представляет интересы клиентов, т.е. по их поручениям он выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового инструмента.
Бионик - специалист в области бионики (научной дисциплины, связанной с поиском возможностей решения различных инженерных задач на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов).
Клинер - занимается комплексной уборкой офисов, предприятий, складских помещений. За каждую уборочную операцию отвечает соответствующий специалист.
Риэлтер - специалист по сделкам с недвижимостью. Оценка, купля-продажа, аренда.
Букмекер - (англ. bookmaker) - профессия человека, занятого приёмом денежных ставок и выплатой выигрышей при игре на скачках и бегах, на результаты различных спортивных событий, кроме того возможен прием ставок на исходы политических и культурных событий.
II тур: «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИИ» (слайд 14)
Задание 1: (слайд 15)
- Вашему вниманию представлены шесть современных профессий, которые появились не так давно. Вам необходимо соотнести названия данных профессий с их характеристиками.
( слайд 16)
- Внимание на экран!
1.Андеррайтер
2. Маркшейдер
3. Тестер
4. Коммивояжёр
5. Мерчендайзер
6. Супервайзер
- Слушаем внимательно задание и поднимаем сигнал с номером ответа:
Характеристика профессии № правильного ответа
1. Специалист по строительству подземных сооружений 2
2. Специалист, призванный обеспечить отличное качество программного продукта 3
3.Специалист в области страхования, описывает, оценивает и квалифицирует риск, формирует страховой портфель. 1
4. Руководитель группы торговых представителей, промоутеров 6
5. Специалист по продвижению продукции в розничной торговле 5
6. Разъездной сбытовой посредник, который, перемещаясь по рынку, выполняет роль простого посредника или действует по поручению своего клиента (продавца) 4
Задание 2:
- Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо поднять карточку-сигнал с номером правильного ответа.
(слайды 16-20)
* Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?
1. кузнецы;
2. алхимики;
3. цирюльники;
4. портные.
* Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
1. хранитель;
2. реставратор;
3. экскурсовод;
4. ресторатор.
(Ресторатор занимается ресторанным бизнесом).
* Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
1. тамада;
2. конферансье;
3. диктор;
4. спикер.
* Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?
1. провизор;
2. прозектор;
3. проректор;
4. продюсер.
* Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?
1. полотёр;
2. учитель;
3. посудомойка;
4. сторож.
(сокращение от словосочетания «школьный работник»)
III тур «ПРОФЕССИИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ» (слайд 21)
- Угадайте профессии известных людей. (слайд 22)
(слайды 23-28)
ФИНАЛ
- За 2 минуты составить как можно больше слов из слова ПРОФЕССИОНАЛ. Команда может использовать одну «звезду» за дополнительную букву. За самое длинное слово команда получает «звезду».
Подведение итогов игры, награждение победителей: - Подсчитайте количество заработанных жетонов- «звёзд». Команда-победитель получает приз. Все учащиеся получают памятку «Как правильно выбрать профессию» (Приложение 2).
IV.Итог урока.
- Вам предстоит подвести итог урока: что узнали нового на уроке, как работали ваши товарищи – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (слайд 29)
- По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку урока высказав своё мнение одним предложением. Я начну: «Мне понравилась работа на уроке…» (перечисляю Ф.И.учащихся).
- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на уроке! (слайд 30)