Цель: расширять и углублять знания детей о жизни растений и животных; познакомить с различными защитными приспособлениями растений и животных; прививать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации животных, карточки с изображением животных и растений; гербарий из травянистых растений.
Ход урока:
I . Организационный мамент.
II. Объяснение нового материала.
Учитель читает стихотворение, записанное на доске:
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.
- Мир природы многообразен и многолик. Это огромная семья – зверей и птиц, деревьев и насекомых. Так же как и мы они все разные, у каждого свое место, свое предназначение. Одни – нападают, другие – защищаются, одни – убегают, другие -догоняют. Побеждает сильнейший, таков закон природы. Но каждый из них хочет жить – наслаждаться запахами цветов, любоваться солнцем и небом, кувыркаться в холодном ручье. Каждый себя защищает.
III. Учитель загадывает загадки о животных и растениях, учащиеся определяют кто как защищается.
1.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (лиса)
2. С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это … (лось)
3. Он как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады, отважный … (еж)
4. Маленький, беленький:
По лесочку прыг, прыг
По снежочку тык, тык. (заяц)
5. Не шмель, не пчела, а жалит.
Такую траву все знают. (крапива)
6. Стоит дерево кудряво,
Когти волчьи,
Кто подойдет,
Того и обоймет. (шиповник)
IV. Обобщение.
Кто как защищается? От кого защищается?
Это в природе они защищаются друг от друга.
А всегда ли могут животные и растения защититься от человека?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
- Сможем ли мы прожить одни без растений и животных? (нет) Почему?
- Как же мы должны относиться к природе?
- В нашей стране много заповедников и заказников, которые охраняются законом. Все редкие растения и животные заносятся в «Красную книгу» и также охраняются законом. Ежегодно на земле исчезают 17,5 тысяч видов растений и животных.
V. У вас на партах лежат картинки с изображением животных, насекомых и растений. Посмотрите внимательно и определите, кто как защищается.
VI. И в конце я хочу прочитать вам стихотворение С.Михалкова «Будь человеком!» о недопустимом поведении человека в природе.
«Будь человеком!»
В лесу мурашки – муравьи
Живут своим трудом.
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки – в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой.
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом
Шутя, до дна расковырял,
И подпалил потом.
Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь, кто куда.
Трещала хвоя, тихо тлел
Сухой, опавший лист.
Спокойно, сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист.
За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню –
Ведь ты того не сознавал,
Что предавал огню.
Живешь ты в атомный наш век,
И сам – не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей.
Так будьте же умными, добрыми, сильными и здоровыми людьми, берегите природу.