Занятие по теме "Стихотворные размеры
Тип урока | Повторение и закрепление изученного материала |
Форма урока | Работа в группах |
Цель урока | 1.Повторить особенности лирического жанра, отличие от других жанров литературы. 2.Закрепление понятия «ритм». 3.Отработка навыков определения стихотворного размера. 4.Развитие логического мышления, фантазии, смекалки. 5.Стремление к заинтересованности результатами коллективной работы. |
Оборудование | 1.Карточки -термины (наглядность для терминологического диктанта): стопа, слабое место, сильное место, метр, размер, хорей, ямб, пиррихий, спондей, анапест, дактиль, амфибрахий. 2.Кукла Старый Стиховед (из кукольного театра). 3.Учетные листы для групповой работы. 4.Карточки-рисунки к заданию «Ритм». 5.Иллюстрации с изображением людей с разным настроением. 5.Толковый словарь для индивидуальной работы. 6. Презентация «Стихотворный размер» |
Ход занятия 1.Вступительное слово | Начинаем очередное занятие любителей поэзии. Мы пригласили на урок известного вам Старого Стиховеда. ( Кукла –подготовленный ученик). Сегодня мы вспомним особенности лирического жанра и законы внутренней структуры стихотворения . Старый Стиховед задаст вам ряд вопросов и назовёт самую активную и творческую группу. |
2.Разминка | Игра «Буриме». - Вспомните условия игры. ( По заданной рифме составляется четверостишие) Зебра. ( На поле резвятся) ЛОШАДКИ, ( Играют в пятнашки и) ПРЯТКИ, (А зебра стоит за ) КУСТАМИ, (Стесняясь к ним выйти в) ПИЖАМЕ. |
3.Повторение изученного | Наш уважаемый Стиховед задаст группам вопросы на повторение: Как называется жанр литературы, который вы изучаете на уроках стиховедения? (лирика) Чем отличается лирический жанр от эпического? Поэзия от прозы? ( Эпос изображает события, героев. Лирика выражает чувства, настроение) |
4. Игра « Ярмарка настроений» | - Вспомните разнообразные оттенки настроений. Кто больше? ( Праздничное, торжественное, радостное, весёлое, шутливое, светлое, бодрое, приподнятое… Мечтательное, задумчивое, таинственное, сонное, равнодушное, тревожное…) |
5. Игра «Монорим» - «Настроение» | - Подобрать рифмы к слову «настроение»: день рождения, объединение, выполнение, сожаление… Индивидуальное задание: составить 4-6 строчек по теме. |
6. Работа с иллюстрациями
7. Повторение изученного | Каждая группа получает иллюстрации с изображением людей в разных ситуациях. Определить настроение. Печальное Грустное Спокойное Задумчивое Весёлое Праздничное Старый Стиховед продолжит свои вопросы: При помощи чего создаётся этот порядок? ( рифма, ритм). |
8. Работа с иллюстрациями «Ритм» | -Перед вами рисунки – повторяющиеся явления. Что это за повторение? полоски у тигра осень-зима физический-умственный труд радуга день-ночь орнамент Индивидуальное задание . По толковому словарю определить значение слова «орнамент» ( Орнамент- (лат.)- украшение, узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов) -Что лежит в основе всех этих явлений? ( ритм). |
9. Повторение изученного по теме «Ритм» | Вопросы группам: -Что такое ритм? (равномерное чередование элементов) -Что такое чередование?(повторение) -Что повторяется в стихотворении? (ударные и безударные слоги) -Как называется система чередования слогов (ударных-безударных) в стихотворении? ( размер стихотворный) |
10. Повторение «Алгоритм определения стих. Размера» | Вспомните алгоритм определения стихотворного размера: |
11. Повторение «Рассмотрение таблицы «Стихотворные размеры» | Таблица. Комментарий. |
12 .Закрепление изученного материала | Практическая работа №1 (приложение) Практическая работа №2 (приложение) Практическая работа №3 (приложение) Работа в группах: задания распределяются внутри группы руководителем группы. |
13.Проверка. Выставление оценок руководителем группы | Комментирование оценок |
14.Проверка знаний учащихся | Тест «Термины». Учитель читает определение – учащиеся записывают слово-термин. Минимально повторяющееся сочетание сильных и слабых мест в стихе. (СТОПА) Слог, на который не падает ударение (СЛАБОЕ МЕСТО) Слоги, на которые может падать ударение( СИЛЬНОЕ МЕСТО) Соединение стоп одного вида (МЕТР) Число стоп в стихе – стих. Строке, которое определяется простым подсчетом и чередуется в определённом порядке (РАЗМЕР) Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного (ХОРЕЙ) Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного (ЯМБ) Сочетание 2 безударных слогов при пропуске ударения (ПИРРИХИЙ) Сочетание 2 ударных слогов при появлении дополнительного ударения (СПОНДЕЙ) 3-х сложный размер с ударением на 3 слоге (АНАПЕСТ) 3-х сложный размер с ударением на 1 слоге (ДАКТИЛЬ) 3-х сложный размер с ударением не 2 слоге (АМФИБРАХИЙ) |
15. Проверка теста. Подведение итогов | Проверка теста. Выставление и комментирование оценок в группах. |
16.Домашнее задание | Устный рассказ «Мой любимый размер» |
17. Заключительное слово по уроку. Речь Старого Стиховеда | -Что сегодня вам понравилось на уроке? Довольны ли вы работой своей группы.? Оцените активность вашей группы? С каким настроением вы уходите с уходите с урока? Прочитайте по желанию любимые стихи или свои стихи. - До новых встреч! |