Цель урока-продолжить формировать у учащихся понятия о стихотворных размерах. Тип урока- изучение нового материала. Формы работы учащихся-индивидуальная, групповая.Основные задачи урока-развить интерес к стихотворной теме, их поэтическому слуху, создать условия для вдумчивого чтения, повторить известные сведения об стихотворных размерах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "О стихотворных размерах" »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА О стихотворных размерах
(Тема урока)
Предмет
литература
Класс
6
Тема и номер урока в теме
О стихотворных размерах урок №2
Базовый учебник
М.А.Снежневская, О.М.Хренова
Цель урока: продолжить формирование понятия о стихотворных размерах
9. Задачи:
- обучающие : повторить известные сведения о стихотворной речи, двусложных размерах стиха; дать понятие о трехсложных размерах
-развивающие: развивать интерес учащихся к стихотворной речи, их поэтический слух;
-воспитательные :создавать условия для формирования вдумчивого чтения истинно художественных произведений ; через подготовку квалифицированного эстетически развитого читателя – к духовно богатой, полноценной личности.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
12. Оборудование: ноутбук учителя, экран, проектор, медиапрезентация, ЭОР по теме,компьютеры с установленными ЭОР; индивидуальные сообщения уч-ся.
.
СТРУКТУРА УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
Организационный момент
Приложение 1
Презентация
Слайд 1
Слайд 2
1.Проверяет готовность к уроку, создает комфортную атмосферу урока
2.Определяет цели и задачи урока
Настраиваются на работу
1мин.
Актуализация опорных знаний
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
- проводит опрос по теме домашнего задания;
-прослушиваются выступления;
-чтение начала статьи учебника «Трехсложные размеры стиха»
(пиррихий,спондей);
-помогает выполнить задание по слайдам 4, 5
-дают определения понятий: стих, ритм, стопа;
-выступления по индивидуальным заданиям о ямбеи хорее;
-выполняют задание к статье: определяют размер стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете»
12
Введение нового материала. Формулирование проблемы учителем
Приложение 1
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Обращается к материалу для наблюдения с целью определения цели урока.
Помогает определять
стихотворный размер по слайдам
8 - 11
Чтение фрагмента статьи учебника «Трехсложные размеры стиха»
Записывают новые термины (дактиль, амфибрахий, анапест) в тетрадь
Разбирают примеры из стихотворения «На севере диком…»
15
Закрепление знаний учащихся о стихотворных размерах с помощью тренажеров ЭОР
ЭОР №2
ЭОР №3
ЭОР №4
Предлагает выполнить задание ЭОР практического типа индивидуально или в группах
Работают с ЭОР под руководством учителя:
-исправляют ошибки в таблице стихотворных размеров;
-определяют стихотворный размер стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»;
-определяют стихотворный размер баллады М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»
-задание 3 к статье стр.174
8
Подведение итогов
Слайд 13
Итоговое слово учителя о значении знаний о стихотворной речи: ритмике, рифме, стихотворных размерах
Обмениваются мнениями по вопросу 5 к статье.
Фиксируют выводы
2
Домашнее задание
Предлагает выполнить задание 4 к статье учебника «Трехсложные размеры стиха», индивидуальные задания нескольким учащимся определить стихотворный размер баллады Жуковского «Лесной царь» А.К.Толстого «Канут» с помощью тренажеров ЦОР
Самостоятельная работа
2
Ход урока
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С.Пушкин
1.Организационный момент
- проверяет готовность к уроку (учебники, тетради)
- помогает сформулировать тему, цель и задачи урока
Учитель: ребята, посмотрите на экран (приложение 1, слайд 1),о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( ученик выразительно читает эпиграф к уроку , высказывают свои предположения :о поэзии, о стихотворных размерах)
Вступительное слово учителя:
Говорить о стихах всегда трудно. Поэзия от грубого неловкого прикосновения тает, как снежинка в тепле. Как же быть? Не опускать же руки и не отказываться вовсе от науки о литературе! За долгие века сочинения люди накопили немало приемов, помогающих достичь взаимопонимания, описать поэтическое произведение. Одно из таких полезных орудий в руках исследователя – набор стихотворных размеров (метр),которые позволяют охарактеризовать поэтический ритм ( слайд 2)
Да, тема урока – « Стихотворные размеры». В любом сочинении-анализе поэтического текста требуется проанализировать стихотворный размер. Почему это так важно? Потому, что в поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует. Но самое главное – не просто определить размер, а сказать в своем сочинении (анализе) о том, ЧТО этот размер вносит в стихотворение.
Например , ямб – это торжество стиха (моРОЗ иСОЛНце..), хорей же напевен и нежен (хореем написаны почти все колыбельные - Баю-БАюШКИ…)
2. Актуализация опорных знаний
Учитель:но чтобы легко определить размер, прежде всего нужно вспомнить, что такое СТОПА?
Уч-ся дают определение стопы. Стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение
Учитель: знакомы вам и двусложные размеры стиха(?) Ямб и хорей
По теме домашнего задания прослушиваются выступления по индивидуальным заданиям 1)о поэтической реформе В.К.Тредиаковского и М.В.Ломоносова(слайд 3);
- 2)О ямбе и 3) о хорее( слайд 4) :ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге.__ / -деКАБРЬ – ключевое слово; приводят примеры
Хорей – двусложный размер с ударением на первом слоге / __ Ключевое слово -ХОлод -
Учитель помогает определить стихотворный размер ( слайд 5), показывает алгоритм :
2) проскандируйте ее / горны/е вер/шины/ Спят во/тьме ноч/ной….
-3)дайте ее ритмический рисунок ( В строчке 3 стопы, первый слог стопы – ударный, второй – безударный. Двусложный стихотворный размер с ударением на первом слоге – хорей.
Учитель: Всегда ли так бывает – чередование ударного и безударного слогов? (Работа со статьей учебника стр. 172 , слайд 5, 6) чтение/обсуждение
Пиррихий – два безударных слога в стопе (Ноче/вала/ тучка/ золо/тая…»Утес»)
Учитель: для русского стиха характерен ПИРРИХИЙ – пропуск ударения. Если бы таких пропусков не было, на что стихи были бы похожи? ( на однообразный барабанный бой)
Спондей – два ударных слога в стопе (Швед, рус/ский – колет, рубит, режет…А.С.Пушкин «Полтава») Встречается СПОНДЕЙ довольно редко. Что передает он в пушкинской «Полтаве»? ( громыханье, сумятицу боя)
3.Введение нового материала по теме «Стихотворные размеры» Статья учебника «Трехсложные размеры стиха» Слайды 7,8, 9, 10
Учитель: проведем лингвистический эксперимент – сравните два исполнения строфы из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» ( домашнее задание)
Ученик (первое чтение):
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий.
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем
- Какие слова звучат непривычно, так мы их обычно не произносим? («по корням», «сорвали», «до утра»).
Второе чтение: ( Ученик читает эту строфу, соблюдая нормативное ударение в словах: «по корням», «сорвали», «до утра»)
Ритм – важнейший атрибут стихотворения. Ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку. Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение.
Познакомимся теперь с трехсложными размерами стиха. ( Чтение фрагмента статьи «Трехсложные размеры стиха» стр.172-173
-Назовите трехсложные размеры стиха (дактиль, амфибрахий, анапест) Слайд 8
Рассмотрим эти размеры на примерах из стихотворений М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова
-Дактиль – трехсложный размер стиха с ударением на первый слог стопы Слайд 9
Работаем по алгоритму ( на доске):
- прочитаем стихотворную строфу выразительно;
- проскандируйте ее;
- дайте ее ритмический рисунок;
- заполните строфу ключевыми словами;
- укажите размер стиха.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Дактиль – в переводе с греческого – «палец». Правда, похоже: три фаланги, как три слога, первый, как ноготь, отмечен ударением: / __ __ Ключевое слово ДАШЕНЬКА
Амфибрахий трехсложный размер стиха , ударный слог находится между неударными – «окруженный» Ключевое слово АЛЕША Слайд 10
Работаем по данному выше алгоритму:
В песчаных песках аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной
Журча, пробивался волною холодной…
Анапест – трехсложный размер стиха с ударением на последний слог стопы – «отраженный», то есть противоположный дактилю : __ __ / Ключевое слово АЛЕКСЕЙ Слайд 11
Работаем по данному выше алгоритму:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг…
4.Закрепление знаний учащихся о стихотворных размерах с помощью задания №2 к статье – слайд 12 и тренажеров ЦОР.
- Диагностическая самостоятельная работа (слайд 12):
определите стихотворный размер произведения М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…» работаем по алгоритму (амфибрахий). Обсуждение проделанной работы
- Выполняется индивидуальное тестирование за компьютером : исправьте ошибки в таблице стихотворных размеров (приложение ЭОР №2 )Если в классе большое количество учащихся, то можно поручить сильной группе выполнять тест, а слабой – работа с учебником стр.174, задание 3 – разбирают по одному примеру. Обсуждение проделанной работы.
Групповая работа за компьютерами : определите стихотворный размер стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус».( ЭОР №3)
( четырехстопный ямб)
- определите стихотворный размер баллады М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»(ЭОР №4)
(4 – стопный амфибрахий)
- Учащиеся обмениваются мнениями по вопросу 5 к статье стр.175. Слайд 13
Зачем нужно различать размеры стиха? Самое главное – это мысли и чувства художника слова, выразить которые помогают стихотворные размеры
5.Итоговое слово учителя о значении знаний о стихотворной речи
- с какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока? (ритм, стихотворные размеры)
Окружающая жизнь, жизнь природы , людей построена на ритмах. День чередуется с ночью, на смену зиме приходит весна…Где мы еще встречаем ритмичные чередования?
( Ответы уч-ся: «В школе уроки чередуются с переменами, тикают часы, стучит сердце, ритм есть в музыке, в танцах..»
Стихи тоже построены на ритме. И в мою задачу как учителя не входит научить вас писать стихи – «оседлать Пегаса». Творчество – процесс, требующий таланта и вдохновения. Но научиться оценивать стихотворение, увидеть его красоту, глубокий смысл, стройность формы – в наших силах.
6. Домашнее задание:
1.Выполнить задание 4 к статье «Трехсложные размеры стиха».
2.Индивидуальное задание нескольким уч-ся:с помощью тренажеров ЦОР определите стихотворный размер баллады В.А.Жуковского
Приложение к плану-конспекту урока
О стихотворных размерах
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название
ресурса
Вид
ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
«О стихотворных размерах»
презентация
2
Исправьте ошибки в таблице стихотворных размеров №203805