Современные технологии в преподавании обслуживающего труда
Современные технологии в преподавании обслуживающего труда
-Цветы являются украшением нашей планеты, их любят все. Они приносят нам ощущение праздника, и поэтому без них не обходится никакое торжество. О цветах поэты складывают стихи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы обучения: информационная лекция с элементами беседы, практическая работа.
Технология: метод проектов.
Оборудование:компьютер.
Материалы и инструменты: атласные и шелковые ленты, игла, нитки, ножницы, однотонная ткань, картон, рамка для панно, инструкционные карты «Изготовление розы», образец панно.
Ход урока
1.Организационный момент.
Объявление темы урока. Постановка целей и задач.
2.Актуализация знаний.
Слайд №1(тема, цели и задачи урока).
-Всю жизнь цветы не оставляют нас
Красивые наследники природы.
Они заходят к нам в рассветный час
В закатный час заботливо уходят.
Они нам продлевают радость встреч,
Откладывают время расставанья.
Мы душу и цветы должны беречь
От хмурых рук, от зла, от прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельется в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы
Посредники живого пониманья.
Слайд №2,3 (композиция из живых цветов).
-Цветы являются украшением нашей планеты, их любят все. Они приносят нам ощущение праздника, и поэтому без них не обходится никакое торжество. О цветах поэты складывают стихи. Композиторы создают музыку (П. И.Чайковский «Вальс цветов»). А художники пишут картины.Слайд №4 (натюрморт).
Но, к сожалению, живые цветы не вечны. Через несколько дней они увядают. Чтобы продлить ощущение праздника, человек пытается подражать природе настолько, чтобы эстетическое восприятие от созерцания живого и искусственного было схожим.
Слайд №5,6,7 (искусственные цветы). Искусство изготовления цветов известно с давних времен. Сначала цветами украшали храмы, и большое значение предавалось тем цветам, с которыми были связаны легенды и мифы.
3.Проверка домашнего задания.
Вашим домашним заданием было найти мифы, легенды о цветах (выступления учащихся).
4.Изучение нового материала.
-Постепенно цветами стали украшать прически и одежду. Слайд №8,9(цветы в прическах, одежде). Трудно представить наряд невесты без цветов. И даже скромное платье небольшой букетик преобразит и сделает нарядным. Сегодня мода на искусственные цветы вновь вернулась. Их используют для отделки не только платьев и костюмов, но и сумочек, шляпок, обуви. А также для оформления витрин, интерьеров. Слайд №10,11,12
Научиться делать цветы может каждый. Это интересное и увлекательное занятие, требующее проявления фантазии и творчества. Природа - наш лучший учитель и советчик. Научитесь видеть красоту живых цветов, они окажут вам неоценимую помощь и тогда, приобретая основные навыки, вам не составит труда сделать цветы любого вида.
При изготовлении цветов имеет значение их цвет, форма и материал. Чтобы создать цветок и различные композиции, необходимо знать законы цветовой гармонии. На уроках ИЗО вы изучали сочетание цветов, цветовой ряд, а также распределение цветов на группы. Давайте же вспомним на какие группы делятся цвета? (теплые и холодные) Слайд №13,14 (цветовой круг).
Какие цвета относятся к теплым? (красный, оранжевый, желтый)
Какие цвета относятся к холодным? (зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
Интересно, что «тепло» и «холод» любого цвета зависит от того, какой оттенок в нем преобладает. Например, если в зеленый добавить немного желтого, то зеленый перестает быть «холодным» и становится «теплым».
Существует еще одна группа цветов. Назовите ее, пожалуйста (нейтральные). К ним относятся черный, белый, серый. Соединяя различные цвета, используют два приема. Сочетают контрастные цвета или родственные. Если у вас вызывает сомнение, на помощь в этом случае приходит цветовой круг. Цвета спектров, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными. А сочетание цветов одного сектора – родственными.
Законы цветовой гармонии подвержены изменениям во времени, они зависят от моды, эпохи. Но в естественной природе гармония цвета бесспорна.
5.Повторение правил техники безопасности. слайд№15
Во время практической работы вы будете работать с колющими, режущими инструментами, электроприборами (утюгом). Для этого необходимо знать и помнить правила техники безопасности. Назовите мне основные правила при работе с иглой, ножницами (ответы учащихся).
1.Перед началом работы сосчитать количество иголок и булавок.
2.Во время работы с иглой быть осторожными и внимательными.
3.Вкалывать иголку после работы только в игольницу.
4. Не брать иглу в рот.
5. Передавать ножницы только сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
6. По окончании работы прибрать место, сосчитать иглы, булавки.
Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с утюгом? (ответы учащихся)
1.Перед началом работы проверить исправность электроприбора.
2.Выполнять влажно-тепловую обработку стоя на резиновом коврике.
3.Включать и выключать утюг сухими руками за вилку, не дергая за шнур.
4. ставить утюг на специальную подставку.
5.Следить, чтобы шнур не касался подошвы утюга и утюг не перегревался.
6.Повторение изученного материала.
Для изготовления цветов нам наиболее подходят ткани из натурального шелка, пригоден вискозный и ацетатный шелк, хлопчатобумажные ткани . Возможно изготовление цветов из синтетических тканей и трикотажа. Но чтобы работать с такими тканями, требуется большой опыт, внимание, аккуратность.
Для изготовления цветов используют специальные инструменты - бульки. Слайд №16 (инструменты). Зная свойства ткани, их следует нагревать строго до определенной температуры, т. к. при перегреве они плавят ткань, а при недогреве ткань не поддается обработке. На предыдущих уроках вы изучали свойства тканей, их особенности, производство. Давайте повторим изученный материал, разгадав кроссворд: слайд№17
1. Как называется процесс получения пряжи?(прядение)
2. Как называется край неосыпающейся ткани с двух сторон? (кромка)
3. Если после стирки ваше изделие уменьшилось в размере, как называется это свойство ткани?(усадка)
4. Какая сторона ткани имеет более четкий рисунок? (лицевая)
5. Какая ткань обладает сильной эластичностью? (эластан)
6. Как называется изделие, полученное на ткацком станке путем переплетения (ткань)
Для изготовления цветов обычно используют обрезки материалов, оставшихся от шитья. Можно использовать лоскутки от старых вещей. Предварительно распороть, постирать и отутюжить. Но для изготовления светлых цветов лучше использовать новый материал, чтобы цветы не выглядели пожелтевшими, старыми. Чтобы изготовить цветок, необходимо знать его строение. Поэтому вам необходимо вспомнить ботанику.Слайд №18 (строение цветка). Цветок состоит из цветоножки, чашечки, чашелистиков, пестика, тычинок. Листья и лепестки бывают различной формы.
Сегодня на уроке вы попробуете изготовить розы из лент. Роза известна всем как «царица цветов» и безусловно, это изысканный цветок. Слайд №19,20 («Розы»)
Традиционно с помощью роз передают различные послания, поэтому выбирая розы в подарок, необходимо учитывать значение цвета:
желтая - знак исчезнувшей любви или ревности
красная - посланница любви, поэтому ее так часто изображают на Валентинках
махровая - знак гордости
белая - символ чистоты и невинности
розовая - знак признания и нежности
7.Практическая работа.
Физкульт. минутка.
Вводный инструктаж
- Хотите ли вы, чтобы вас окружали красивые вещи, сделанные своими руками?
Посмотрите внимательно на «Инструкционные карты». Существует разные формы изготовления роз.
Первый способ - «Роза из присборенной ленты». Объяснение с показом приемов выполнения. Слайд №21
1.Отрезать ленту необходимой длины.
2.Выполните по краю ленты мелкие сметочные стежки.
4.Сформируйте сборку из ленты.
5.Прикрепите один конец ленты к основе и укладывайте, присборив ленту по спирале.
5.Закрепите розу на ткани.
Второй способ-«Бутон розы» Слайд №22,23
1.Согните конец ленты, оставив 2 см, чтобы за этот кончик можно было держаться.
2. Сверните сдвоенную ленту несколько раз, сделав трубочку, и затяните строчку.
3. Закрепите через край низ ленты с помощью иголки с однотонной ниткой.
4.Закрепите иголкой с ниткой центральную часть «бутона»
5.Сложите ленту по направлению к внутренней части углом и скрутите ее. Сделайте полный круг, закрепите ниткой.
6. Ослабьте немного ленту, прежде чем делать новую складку. Помните, что прямой угол всегда должен быть образован относительно внутренней части.
7.Обмотайте ленту еще раз, сильно натягивая, закрепите нитками.
8.Продолжайте, пока не получится розочка нужной величины.
Вы можете попробовать выполнить любой способ изготовления(практическая работа).
Текущий инструктаж:
Слайд №24,25(Готовое панно)
-Результатом вашей работы будет коллективное панно. Для этого мы возьмем готовую основу. Это картон, обтянутый однотонной тканью. Готовые розы можно разложить в виде ветки, букета в вазе или корзины. Все детали пришиваем к основе. Готовую работу можно оформить в рамку.
Заключительный инструктаж:
Подведение итогов. Уборка рабочего места.
8.Рефлексия.
-Я хочу, чтобы каждая из вас высказала свое мнение. Понравилась ли вам ваша работа? Что нового вы узнали, чему научились? Подумайте, пригодятся ли вам полученные на уроке знания и умения? В чем разница между вещью купленной в магазине и сделанной своими руками?(ответы учащихся)
Оценку за работу вы поставите друг другу самостоятельно.
Поставленная цель и задачи на уроке выполнены. Результатом является коллективная работа панно «Розы».
9.Домашнее задание.
- Придумать и выполнить проект своей композиции из роз. Совсем скоро, и именно 14 февраля будет праздник День Святого Валентина. В этот день принято дарить валентинки. И на следующем уроке вы будете их делать. Приготовить сообщение об этом празднике. Принести картон, однотонную ткань, клей, ножницы, иголку, нитки, тесьму, бисер, ленты.