- плакаты «Цветовой круг», «Гармоничные сочетания цветов», сетка нейтрального цвета;
- эскизы правильного и неправильного вариантов композиции фартука;
- мини-каталоги с видами отделки.
Литература для учителя:
1.Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока (Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. с. 117-119.
2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия (Методист, 2003.- №1 с.30-39
4. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя/ Под ред. И.А.Сасовой.- М.: Вентана-Графф, 2003.
5. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 3-е изд., перераб./ под ред. Симоненко В.Д.- М.:Вентана-Граф, 2007.
6. П.С. Самородский, Н.В. Синица, М.В. Хохлова "Программы по технологии для 5 - 9 классов"./ под ред. Симоненко В.Д - М.:Вентана-Граф, 2006.
Литература для ученика:
1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 3-е изд., перераб./ под ред. Симоненко В.Д.- М.:Вентана-Граф, 2007.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- плакаты «Цветовой круг», «Гармоничные сочетания цветов», сетка нейтрального цвета;
- эскизы правильного и неправильного вариантов композиции фартука;
- мини-каталоги с видами отделки.
Этап учебного занятия
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный
момент
2 минуты
Приветствует учащихся.
Проверка явки учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Настроить учащихся на работу.
Доведение до учащихся плана работы.
Готовятся к уроку.
Приветствуют учителя.
Учащиеся настраиваются на работу в режиме общения.
2. Повторение
2 минуты
Повторение темы прошлого урока: описание внешнего вида
Участвуют в опросе
3. Беседа по основному материалу урока
- вводная информация о проекте;
- показ проектов (изделий, дизайн-папки) с сообщением информации;
- вводная информация о профессиях модельера, проектировщика;
- показ презентации (современные дизайнерские решения оформления одежды)
- вводная информация о видах отделки
- показ мини-каталогов с видами отделки
10 минут
Цель нашего урока разобраться, что такое проект? Из каких частей он состоит? А также нам необходимо выполнить часть проекта на тему «Отделка фартука».
Определение, что такое проект вам надо запомнить (Определение на стенде)
Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
Результатом проекта является: изделие, дизайн папка, процесс обучения учащегося.
(Показать изделие и дизайн папку).
Проект может состоять из отдельных частей, например, рисунков, чертежей. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, был выполнен самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполненной одноклассницей, родителями, учителем.
Желательно, чтобы результатом проекта стало изготовление нового, оригинального изделия, отличающегося от других.
На уроке вы должны проявить себя дизайнерами, модельерами, проектировщиками.
- Кто-нибудь знает, чем занимаются люди этих профессий? (делают чертежи, рисунки, подбирают цвета, украшают, придумывают новые вещи)
- Каких известных модельеров вы можете назвать? (Юдашкин, Зайцев, Версаче…)
- Есть ли на вашей сегодняшней одежде или аксессуарах дизайнерские надписи?
(учитель помогает расшифровать названия фирм).
Посмотрите какие вещи придумывают современные дизайнеры, чтобы сделать вещи не похожими на другие (Показ моделей из современных журналов мод).
Работа дизайнеров часто называется проектированием.
Вопрос к учащимся:
- Если вы сошьете фартук, то вашу работу можно назвать проектом? (Да)
Посмотрите какие проекты фартуков выполнили ваши сверстники (Показ различных моделей фартуков).
- Похожи они друг на друга? (Некоторые похожи, некоторые нет)
- Почему? (сшиты из разной ткани, разные цвета, разная отделка).
Давайте познакомимся, что же в настоящее время используют для отделки одежды.
Рассказ о видах отделки: вышивка, аппликация, кружево, шитье, лента, тесьма, эмблема, сутаж, пуговицы (мини – каталоги на рабочих местах).
Эмоционально-активное восприятие.
Диалог (произвольный, по ходу просмотров).
Активное восприятие демонстрируемого материала.
Активное восприятие демонстрируемого материала и рефлексивная беседа по терминологии.
Активизация восприятия демонстрируемого материала
4. Проектное упражнение
Работа в группах.
5 минут
Рассмотрите два эскиза однотипных фартука (один из которых выглядит привлекательно, а другой не очень).
Обсудите в группах хорошие и плохие характеристики каждого фартука с точки зрения эстетики. Решите, что делает каждый объект привлекательным, а что не привлекательным.
Высказывание суждений, обоснование, диалог с учителем.
5.Обобщение (информационно-обобщающий диалог учителя после показа и упражнения)
- критерии оценки
- знакомство с профессиями швейного производства;
- интегрирование знаний с уроками ИЗО: повторение гармоничного сочетания цветов
6 минут
Композиция – это составление, соединение. Запомните значение и написание этого слова. Оно есть в ваших памятках.
Все дизайнеры являются хорошими художниками. Так же как художникам вам необходимо владеть композиционной и цветовой грамотой, которая поможет вам избежать грубых ошибок в создании композиции.
Какие основные цвета вы знаете? (красный, желтый, синий)
Как получают все остальные цвета? (при смешивании)
Цвета полученные при смешивании основных цветов называются дополнительными.
- Назовите их! (работают с цветовым кругом)
Основной цвет находится напротив дополнительного и составляют цветовые пары.
Но есть прием который поможет поменять цветовое впечатление (накладываю сетку). Добавить нейтральный цвет.
- Вы знаете нейтральные цвета? (черный, белый, серый).
Из сказанного можно сделать вывод, что подбирая цвета нужно добиваться равновесия, т.е цветовой гармонии.
.
Учащиеся внимательно воспринимают информацию.
При возникновении ситуации диалога, активно принимают участие в беседе, отвечают на вопросы.
Высказывание собственных суждений.
6. Объяснение выполнения самостоятельного задания
2 минуты
Наша задача: выполнить эскизы отделки фартука, совершенствуя свои навыки и умения работы с композицией.
Прежде всего я хочу обратить ваше внимание на то, что оценивать вашу работу буду по определенным критериям, которые написаны на доске.
Критерии оценки:
1.Правильность составления композиции отделки фартука.
2.Оригинальность идеи.
3.Аккуратность рисунка.
А теперь сделайте индивидуально эскиз отделки вашего фартука. Подберите и нанесите цвета. У кого не будет получаться поднимайте руки – я подойду и помогу
Восприятие информации.
Задают вопросы.
7. Самостоятельная работа учащихся над собственной композицией отделки фартука
15 минут
Наблюдение за ходом выполнения упражнения
Помощь в поиске тем отделки
Помогает найти удачную композицию из предложенных учеником
Закрепляет и уточняет знания полученные учеником.
Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
Учащиеся самостоятельно выполняют эскизы. Делают варианты, прорабатывают эскизы.
Работа по образцу и на основе собственного воображения. Использование случайных вариантов для заготовок.
При возникновении вопросов, учащийся советуется как с учителем, так и с одноклассниками.
7. Итог урока, оргмомент, уточнения. Завершение урока. Заключительное слово учителя.
3 минуты
Подведение итогов проверки знаний.
Обратная связь, анализ степени усвоения материала урока. Вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.
Определение результата урока.
Выставление отметок в классный журнал.
Разбор ошибок.
Учащиеся взаимодействуют с учителем во время диалога.
Критерии уровня формируемых ЗУН
Знать
Уметь
Термины: проект, композиция
Виды отделки: вышивка, тесьма, аппликация
Профессии: модельер, конструктор, проектировщик
Организовать рабочее место
Правильно составлять композицию
Выбирать одно решение из множества альтернативных
Составлять гармоничное сочетание цветов
Литература для учителя:
1.Атаулова О.В. К вопросу о структурной схеме урока (Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. с. 117-119.
2. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия (Методист, 2003.- №1 с.30-39
4. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя/ Под ред. И.А.Сасовой.- М.: Вентана-Графф, 2003.
5. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 3-е изд., перераб./ под ред. Симоненко В.Д.- М.:Вентана-Граф, 2007.
6. П.С. Самородский, Н.В. Синица, М.В. Хохлова "Программы по технологии для 5 - 9 классов"./ под ред. Симоненко В.Д - М.:Вентана-Граф, 2006.
Литература для ученика:
1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 3-е изд., перераб./ под ред. Симоненко В.Д.- М.:Вентана-Граф, 2007.
2.Скопцева М.И. Технология: учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5 – 8-х классов. –Ростов – на – Дону: Изд. «Феникс», 1997.
Здравствуйте! Садитесь! Мне сегодня приятно работать с вами, потому что всегда интересно общаться с новыми людьми. Надеюсь что вам тоже понравится сегодняшний урок и откроет для вас новый интересный мир. Зовут меня Ольга Геннадьевна.
Проверка явки учащихся.
Проверка готовности к уроку. Каждый в рабочей форме. На столе у каждого: набор мотивов, шаблоны, технологические карты, памятки, мини-каталоги, цветные карандаши, фломастеры.
Что вы будете шить в этом году? (фартук)
- Вы уже сделали чертеж фартука? (да)
- Опишите, как он выглядит? (фартук с цельнокроеной грудкой, двумя карманами)
- Из каких материалов вы будете его изготавливать? (из хлопчатобумажной ткани)
Цель нашего урока разобраться, что такое проект? Из каких частей он состоит? А также нам необходимо выполнить часть проекта на тему «Отделка фартука».
Определение, что такое проект вам надо запомнить (Определение на стенде)
Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная под руководством учителя.
Результатом проекта является: изделие, дизайн папка, процесс обучения учащегося.
(Показать изделие и дизайн папку).
Проект может состоять из отдельных частей, например, рисунков, чертежей. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, был выполнен самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполненной одноклассницей, родителями, учителем.
Желательно, чтобы результатом проекта стало изготовление нового, оригинального изделия, отличающегося от других.
Сегодня мы продолжим изготовление фартука. Но будем работать без ткани и швейных машинок. Мы будем украшать фартук. На уроке вы должны проявить себя дизайнерами, модельерами, проектировщиками.
- Кто-нибудь знает, чем занимаются люди этих профессий? (делают чертежи, рисунки, подбирают цвета, украшают, придумывают новые вещи)
- Каких известных модельеров вы можете назвать? (Юдашкин, Зайцев, Версаче…)
- Есть ли на вашей сегодняшней одежде или аксессуарах дизайнерские надписи?
(учитель помогает расшифровать названия фирм).
Посмотрите какие вещи придумывают современные дизайнеры, чтобы сделать вещи не похожими на другие (Показ моделей из современных журналов мод).
Работа дизайнеров часто называется проектированием.
- Если вы сошьете фартук, то вашу работу можно назвать проектом? (Да)
Посмотрите какие проекты фартуков выполнили ваши сверстники (Показ различных моделей фартуков).
- Похожи они друг на друга? (Некоторые похожи, некоторые нет)
- Почему? (сшиты из разной ткани, разные цвета, разная отделка).
Давайте познакомимся, что же в настоящее время используют для отделки одежды.
Знакомство с видами отделки: вышивка, аппликация, кружево, шитье, лента, тесьма, эмблема, сутаж, пуговицы (мини – каталоги на рабочих местах).
Проектное упражнение
Работа в группах:
Рассмотрите два эскиза однотипных фартука (один из которых выглядит привлекательно, а другой не очень).
Обсудите в группах хорошие и плохие характеристики каждого фартука с точки зрения эстетики. Решите, что делает каждый объект привлекательным, а что не привлекательным.
Высказывание суждений, обоснование, диалог с учителем.
Композиция – это составление, соединение. Запомните значение и написание этого слова. Оно есть в ваших памятках.
- А вы можете придумать как украсить ваш фартук?
Я предлагаю вам улучшить существующую отделку фартука или разработать свою.
Наша задача: выполнить эскизы отделки фартука, совершенствуя свои навыки и умения работы с композицией.
Прежде всего я хочу обратить ваше внимание на то, что оценивать вашу работу буду по определенным критериям, которые написаны на доске.
Критерии оценки:
Правильность составления композиции отделки фартука.
Оригинальность идеи.
Аккуратность рисунка.
Все дизайнеры являются хорошими художниками. Так же как художникам вам необходимо владеть композиционной и цветовой грамотой, которая поможет вам избежать грубых ошибок в создании композиции.
Какие основные цвета вы знаете? (красный, желтый, синий)
Как получают все остальные цвета? (при смешивании)
Цвета полученные при смешивании основных цветов называются дополнительными.
- Назовите их! (работают с цветовым кругом)
Основной цвет находится напротив дополнительного и составляют цветовые пары.
Из сказанного можно сделать вывод, что подбирая цвета нужно добиваться равновесия, т.е цветовой гармонии.
А теперь сделайте индивидуально эскиз отделки вашего фартука. Подберите и нанести цвета. У кого не будет получаться поднимайте руки – я подойду и помогу.
Итог урока.
Теперь оценим свои работы. Кто нибудь из вас будет оценивать вслух. Так как эта работа для вас новая я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать.
Насколько удачно композиционное и цветовое решение твоей отделки фартука? А вы ребята каждый самостоятельно ответьте на этот вопрос сами для себя.
Могла бы ты нарисовать лучше? А вы? Подумайте.
Давайте назовем причины, которые помешали нарисовать лучше. Работаем все.
(мало времени, новая работа, не умею рисовать)
Теперь я проверю ваши работы и поставлю оценки на основе тех критериев с которыми я вас ознакомила в начале урока. Проверяю. Комментирую.
Девочки, среди вас есть те, которые активно работали на уроке и заслуживают дополнительную. Оценку.
Ваша работа может лечь в основу вашего проекта.
Аккуратно положите инструменты и материалы в коробки.
Мне было приятно работать с вами на уроке и я уверена, что каждая из вас сможет выполнить прекрасный проект.