Ознакомить учащихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсудить роль образования в достижении этих целей.
Формировать понимание ситуации с доступностью образования во всем мире и в России в частности.
Помочь учащимися осознать, что стопроцентный доступ к образованию – задача не только законодателей, но и всего общества.
Воспитывать у учащихся чувство уважения к своим школьным товарищам независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей.
ПЛАН УРОКА «ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ»
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Учитель:
Приветствие, активизация внимания.
-Сегодня мы проведем необычный урок.
Как вы думаете, почему он называется «Самый большой урок в мире?» (обучающиеся предлагают варианты).
Он так называется потому, что впервые в истории нашей планеты один и тот же урок проходит сразу в более чем ста странах мира! Не только у нас здесь, в России, но и в Бразилии, в Великобритании и других странах.
А еще наш урок необычен тем, что мы посмотрим видео-обращения заместителя Министра образования и науки Российской Федерации – Вениамина Шаевича Каганова и всемирно известной модели, основателя Фонда «Обнаженные сердца» Натальи Водяновой.
1 видео (приветственное слово В.Ш. Каганова)
2. ДЕМОНСТРАЦИЯ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА СЭРА КЕНА РОБИНСОНА, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОБЩЕМИРОВЫЕ ЦЕЛИ.
Ссылка на мультфильм адрес доступа:– https://vimeo.com/138068442
3.ОБСУЖДЕНИЕ АНИМАЦИОННОГО ФИЛЬМА СЭРА КЕНА РОБИНСОНА, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОБЩЕМИРОВЫЕ ЦЕЛИ.
Пример обсуждения мультфильма:
-Мы с вами посмотрели специально созданный мультфильм о нашей планете, о ее проблемах и о том, как мы можем ей помочь.
-Какие проблемы стоят перед нашей планетой?
-Какие цели являются общемировыми?
-Как мы узнали из мультфильма их 17.
Общемировые Цели достойной жизни (каждая цель вешается на доску и обсуждается отдельно)
Верховенство закона
Отсутствие нищеты
Отсутствие голода
Равенство и отсутствие дискриминации
Борьба с изменением климата, вызванным техногенными причинами
Разумное природопользование
Право на чистый воздух и чистую воду
Возобновляемые источники энергии
Экономическая стабильность
Безопасность жизни
Гарантия обеспечения рабочими местами
Доступное жилье
Развитая и архитектурно доступная инфраструктура
Обеспечение условий здорового образа жизни
Внедрение инноваций
Качественное образование
Совместное достижение целей
-Какие из перечисленных целей вам кажутся самыми важными? (обсуждение мнений)
-Одной из задач, стоящих перед мировым сообществом является задача совместного достижения целей. Это очень непростая задача, несмотря на то, что 193 страны, как мы слышали от Вениамина Шаевича Каганова, приняли решение о ее совместном достижении последующие 15 лет.
Вышеперечисленные цели – Общемировые Цели Устойчивого Развития или по другому – общемировые цели ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ.
-Какой год у нас будет через 15 лет? (Правильно 2030-ый!)
-Итак, к 2030 году указанные цели должны быть выполнены!
-Исполнителями этих целей будете вы! Потому что в ближайшие 15 лет вы закончите школу и приступите к профессиональному образованию и трудовой деятельности. -А сейчас основным видом вашей деятельности является обучение в школе. И сегодня на уроке мне бы хотелось обсудить с вами, как образование может помочь достижению общемировых целей.
4.ВАЖНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ - ОБСУЖДЕНИЕ, КАК ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ДОСТИЖЕНИЮ ОБЩЕМИРОВЫХ ЦЕЛЕЙ.
Зачем нужно образование?
Почему важно, чтобы дети ходили в школу?
А знаете ли вы, что далеко не у всех детей в мире есть возможность ходить в школу?
Почему, как вам кажется, не все дети ходят в школу? (примеры разных стран).
А в России все ли дети ходят в школу?
Обсуждение причин, почему по сравнению с другими странами, в России не 100% детей имеют доступ к образованию (школы есть повсюду в отличие от некоторых стран, но даже в мегаполисах инвалиды не имеют возможности учиться со сверстниками в одном классе).
2 видео В.Ш. Каганова
5.ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
-Людей с инвалидностью, особенностями развития не нужно считать больными. Они просто другие, у них разные возможности, но равные (такие же как у нас с вами) права.
Человек с детским церебральным параличом (аутизмом, синдром Дауна) – не болен. Он просто другой. Причина проблем человека с инвалидностью – это не его личные особенности, а препятствия вокруг него, которые ограничивают его возможности. Человеку с инвалидностью нужна обычная жизнь, такая же, как у его друзей, одноклассников и соседей. Любой человек станет человеком с ограниченными возможностями, если его окружить барьерами и ограничениями. Таким людям нужна поддержка окружающих, государства для того, чтобы передвигаться, общаться, обучаться.
Приведите пример создания в школах безбарьерной среды (строительство пандусов, оборудование лифтом, тактильной плиткой, крупными надписями, бегущей строкой и т.д.)
У каждого человека есть права. Например, право на имя, право на жизнь, право на образование, право на труд, право на отдых. Эти права одинаково принадлежат всем людям, независимо от того, есть ли у человека инвалидность или нет.
Обсуждение понятия равенства/ равных прав для всех людей независимо от их учебных способностей или особенностей развития.
(Демонстрация ролика «Инклюзивное образование: Что это такое? Адрес доступа: https://youtu.be/LMq0phPH2lU)
Обсуждение преимуществ инклюзии для общества и поддержки, которую могут оказать своим товарищам с особенностями в развитии одноклассники.
(Ролик про жизнь человека с особыми потребностями, адрес доступа – Дженнет (convert-video-online.com).avi)
Обсуждение увиденного:
Как вы считаете, героиня ролика имеет ограничения здоровья? (девочка передвигается на инвалидной коляске).
Ей требуется поддержка? (однозначно, да)
Что помогло героине ролика жить полноценной жизнью?
(обсуждение мнений).
6. ЗАДАНИЕ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Мы знаем, что мы все имеем равные права, несмотря на наши различия.
Существуют определенные правила этикета и определенная терминология при общении с людьми с особенностями развития, с инвалидностью.
Необходимо всегда помнить, что человек и личность – первично, а диагноз или особенность развития – вторично. Главное – человек!
Некорректным и оскорбительным считается называть людей с особыми потребностями, отталкиваясь от их нарушения/диагноза (слепые, глухие, отсталые, дауны, аутисты, опорники и т.д.)
Корректно – говорить ЧЕЛОВЕК (РЕБЕНОК, ученик) с .... (аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями слуха и т.д.)
«Страдать» нарушениями в развитии нельзя – страдать можно от боли или болезни, инвалидность не всегда сопровождается болью. Ребенок или взрослый не «страдает» а живет.
Люди с особыми потребностями - прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей – жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными.
Когда мы говорим о таких людях и общаемся с ними и их близкими, стоит помнить об этом.
Иногда людей с инвалидностью сопровождают помощники. При общении с человеком с инвалидностью, особенностями развития обращайтесь непосредственно к нему, а не к его помощнику/сопровождающему.
Презентация «Известные люди, имеющие инвалидность»
Это общество, которое уважает всех и ценит разнообразие, принимает отличия одних от других и активно борется с дискриминацией и предубеждениями.
Это общество, так или иначе включающее в себя любых людей.
Инклюзивное образование – составляющая часть инклюзивного общества.
Преимущества инклюзивного образования – учиться лучше вместе:
Дети с особенностями многому могут научиться от сверстников без инвалидности.
Ребята, у которых есть возможность играть и учиться вместе с детьми с особенностями, растут более ответственными, внимательными, готовыми прийти на помощь.