Под самостоятельной работой учащихся сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата.
Данный современный подход требует от преподавателя переосмысления своего отношения к организации самостоятельной работы учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа учащихся »
Самостоятельная работа учащихся
Организация самостоятельной работы учащихся выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраиванием жизненной стратегии личности, включением в «образование длинною в жизнь».
Требования к современному работнику, включают следующие характеристики: обладание мотивацией осваивать новое знание как можно скорее и эффективнее; умение учиться; владение навигационными и информационными навыками; владение общими знаниями предмета, умением понимать тексты и постигать смыслы. Очевидно, что все эти качества развиваются в результате самостоятельной учебной деятельности обучающегося, как школьника, так и учащихся.
Современное понимание самостоятельной работы как вида учебно- познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата с необходимостью требует от преподавателя переосмысления подходов к организации самостоятельной работы учащихся.
В настоящее время существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Важным аспектом профессиональной деятельности педагога является организация самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Этот вид деятельности способствует повышению качества подготовки учащихся по дисциплине, формированию интереса к изучаемому предмету, развитию творческого потенциала личности учащегося, формированию у учащегося навыков самообразования на основе базовых знаний, полученных в процессе обучения.
Самостоятельную работу следует рассматривать как форму организации учебной деятельности, носящей управляющий характер, а суть самостоятельной работы заключается в решении учебно-познавательных задач.
Согласно типовому положению об образовательном учреждении начального профессионального образования самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий учащихся. Объем времени на самостоятельную внеаудиторную работу находится в пределах 29-32% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине.
В учебном процессе Тираспольского машиностроительного лицея выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Самостоятельная аудиторная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Очень важно с первого курса давать учащимся не только базовые знания по предметам, но и научить их работать самостоятельно, т.е. научить учиться, что является основой высокой успеваемости. Кроме этого, необходимо правильно подбирать и использовать формы организации самостоятельной работы, учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся, уровень школьной подготовки. Самостоятельная работа должна быть систематической и контролируемой.
Формы самостоятельной работы в аудитории:
1) подготовка и участие в семинарских занятиях;
2) подготовка сообщений по определенным темам;
3) составление и заполнение таблиц по определенным темам при работе с учебником;
4) выделение главного и представление его в виде тезисов или в кратком изложении при работе с материалом учебника;
5) составление тестовых заданий по изученному материалу, что дает возможность учащимся закрепить свои знания, а преподавателям проконтролировать их умения и навыки;
6) групповые формы самостоятельной работы учащихся (на уроках истории, обществознания и др.);
7) составление кроссвордов, вопросам к темам, решение задач и т.д.
Правильно организованная самостоятельная работа на уроке позволяет разгрузить аудиторные часы, повысить интерес к изучаемым дисциплинам, сделать учебный процесс более содержательным и интересным. Применение форм самостоятельной аудиторной работы на первых курсах развивает навыки подготовки и участия в семинарских занятиях, которые пригодятся им на старших курсах.
Одним из основных направлений деятельности преподавателя и методической комиссии в лицее является организация внеаудиторной работы учащихся, которая выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Перед выполнением учащимися самостоятельной внеаудиторной работы преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, проводится инструктаж по выполнению задания, который включает в себя: цель задания, содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, критерии оценки.
Результативность самостоятельной внеаудиторной работы зависит от качества контроля за деятельностью учащихся и уровня их самоконтроля. Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия, может проходить в письменной, устной или смешанной форме. Существенную помощь в проведении самостоятельной работы учащихся на сегодняшний день оказывает использование новых информационных технологий или средств (НИТ). Применение НИТ в качестве инструмента и помощника в самостоятельной работе может быть как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.
Варианты применения НИТ в самостоятельной работе:
1) обучающие программы различных видов, которые предоставляют учащемуся возможности для самопроверки, закрепление полученных знаний, формирование определенных умений и навыков, что во много раз повышает эффективность обучения;
2) использование различных электронных энциклопедий;
3) использование глобальных компьютерных сетей, например, Интернета;
4) использование электронной почты;
5) перспективной является система дистанционного обучения, элементы которой мы можем использовать при работе с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении. Дистанционное обучение по своей сути направлено на организацию продуктивной самостоятельной учебно- познавательной деятельности обучающегося. Специфическая особенность данного вида обучения состоит в том, что в процессе учения обучающиеся активно самостоятельно работают со средствами информатизации при отсутствии педагога.
Направления внеаудиторной работы:
1) исследовательская деятельность способствует формированию исследовательских навыков, где учащийся выступает активным добытчиком информации;
2) участие в разнообразных конкурсах,
3) организация экскурсий;
4) написание курсовых работ;
5) участие в олимпиадах и т.д.
Рассмотрев основные направления и формы самостоятельной работы, можно сделать вывод, что она, без сомнения, способствует развитию познавательной активности учащихся. А чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность учебного процесса. В связи с этим самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа должна стать неотъемлемым компонентом этого процесса, ведущего к формированию личностных новообразований, умению творчески учиться, перерабатывая научные знания и социальный опыт, адаптируя их к потребностям повседневной жизни.
Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеаудиторная, т.е. собственно самостоятельная работа учащихся, выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для учащегося часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, - в лаборатории или мастерской.
Сегодня при организации работы учащегося большее значении приобретает внеаудиторная самостоятельная работа.
Внеаудиторная самостоятельная работа (далее самостоятельная работа) — планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно- исследовательская работа учащегося, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными признаками самостоятельной работы обучающихся принято считать:
- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
- проявление умственного напряжения обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
- проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач;
- наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы;
- владение навыками самостоятельной работы.
Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой — как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.
Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы.
В качестве главного признака самостоятельной деятельности рассматривается не то, что обучающийся работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие, выполняемое обучающимся им осознается, подчинено цели, которую он сам поставил.
Основной смысл дидактических задач самостоятельной работы состоит в том, чтобы:
• мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
• повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
• создать условия для совершенствования информационной компетентности;
• способствовать развитию компетенций в области самообразовательной, учебно-исследовательской, проектной и творческой деятельности;
• формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных и групповых творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.
Самостоятельная работа учащихся требует упорядочения и системной организации, а также организации взаимодействия преподавателя и учащегося на основе партнерства.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных педагогом заданий, с анализом результатов работы.
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы учащихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся и т.д.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
закрепление и уточнение знаний;
выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
формирование умений и навыков практического характера;
формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Каждая из перечисленных групп, включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.
При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать педагогу. Преподаватель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
Переход к новым стандартам обучения требует повышения роли организации самостоятельной работы, что предполагает следующие направления деятельности преподавателя:
- переработку учебных планов и программ с целью увеличения доли самостоятельной работы учащегося над изучаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том числе и с помощью компьютерных средств;
- оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих эффективность труда преподавателей, активное использование информационных технологий, позволяющих учащемуся в удобное для него время осваивать учебный материал;
-совершенствование системы текущего контроля работы студентов, введение балльно-рейтинговой и кредитной системы, широкое внедрение компьютеризированного тестирования;
-совершенствование методики проведения практик и научно- исследовательской работы учащихся, поскольку именно эти виды учебной работы учащихся в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач.