Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в гостях, во время поездки в общественном транспорте, в театре, в школе характеризует общий уровень культуры человека. Определение слова «Этикет» учащиеся находят сами, используя различные способы достижения цели (в зависимости от уровня развития): опрос взрослых, работу с толковыми словарями, подбор правильного ответа из предложенного материала. Для наглядного изучения нового материала используются видеоролики из детского юмористического журнала «Ералаш». В конце урока на этапе «закрепление» дети самостоятельно выводят правила поведения в различных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Этикет" »
Тема «Этикет»
Разработка урока
Малахова Дарья Ириковна
учитель начальных классов
г. Магнитогорск, 2015
Урок по теме «Этикет».
Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в гостях, во время поездки в общественном транспорте, в театре, в школе характеризует общий уровень культуры человека. Определение слова «Этикет» учащиеся находят сами, используя различные способы достижения цели (в зависимости от уровня развития): опрос взрослых, работу с толковыми словарями, подбор правильного ответа из предложенного материала. Для наглядного изучения нового материала используются видеоролики из детского юмористического журнала «Ералаш». В конце урока на этапе «закрепление» дети самостоятельно выводят правила поведения в различных ситуациях.
Модуль «Основы светской этики»
Учитель: Малахова Дарья Ириковна
Тема: Этикет
Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека
Задачи:
познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;
воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари.
Ход урока.
Орг. момент.
Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд
(Разгадывание кроссворда).
Как называется наш модуль? (основы светской этики)
Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)
Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)
Свод законов, по которым живет наше государство. (Конституция)
Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)
Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)
III. Целеполагание.
Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).
А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).
Так о чем мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей).
Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни. Для работы мы разделимся на три группы. Каждая группа получит свое задание. Время выполнения – 5 минут.
III. Изучение нового материала.
1) Работа в группах (5 минут).
1 группа - ищет ответ в толковых словарях.
2 группа – проводит опрос взрослых.
3 группа – подбирает высказывание (из предложенных вариантов), подходящее по смыслу к слову ЭТИКЕТ.
(Выступление групп – 5 минут)
Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое этикет (учащиеся делают вывод самостоятельно).
Вывод:
Что ж такое этикет? Кто-то знает, кто-то - нет. Это ПРАВИЛА такие ПОВЕДЕНИЯ, когда Мы привычки все плохие Забываем навсегда. Ты усвоил ЭТИКЕТ, И дурных привычек нет! (ЮРИЙ ЧИЧЁВ)
2) Беседа по теме.
Учитель: Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.
- Ребята, с каким правилами этикета вы уже знакомы? (ответы детей: правила поведения дома, в школе и т.д.)
- От кого вы узнали о правилах этикета?
3) Учитель: В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение предает ей этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного.
Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»
4) Обсуждение просмотренного отрывка.
Что в речи мальчика было необычного?
Все ли вам было понятно в его речи?
Почему вы смеялись?
Что вам показалось смешным?
Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).
Учитель: Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Но с этим новым понятием вы познакомитесь на уроках русского языка в 6 классе.
А всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова? (Ребята обращают внимание на то, что мальчик разговаривает с взрослым человеком).
5) Учитель: А сейчас вы увидите еще один отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.
Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна»
6) Обсуждение просмотренного отрывка в парах.
Что было необычного в поведении мальчика? Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?
Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.
IV. Закрепление изученного материала. Работа в парах.
Учитель: Ребята, давайте еще раз назовем, с каким понятием мы с вами познакомились на уроке (этикет).
Мы с вами посмотрели два отрывка, проанализировали ситуации, в которых оказались герои. А теперь вы поработаете в парах и выведите правила этикета:
Этикет в школе.
Этикет в театре.
Этикет за столом.
Этикет в автобусе.
Этикет в гостях.
Когда вы обсудите правила, запишите их на больших листах и прикрепите на доску. Когда все пары закончат работу, необходимо перечислить правила, которые вы записали и объяснить свой выбор. Остальные учащиеся должны будут внимательно слушать и дополнить ответ выступающих.
Учащиеся выполняют задание: на листах записывают правила этикета и прикрепляют на доску, а затем во время выступления рассказывают, какие правила они записали. Остальные учащиеся дополняют их ответ с места. (новые правила можно сразу записать на листах).
V. Подведение итогов.
Что такое этикет?
Какие правила этикета запомнили?
Правила этикета не передаются по наследству, им нужно учиться.
VI. Рефлексия.
Я научилась…
Мне стало ясно…
Я поняла…
Теперь я знаю…
Я буду стараться…
Я узнала…
VII. Домашнее задание.
Читать с. 56-57
Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.