Методическая разработка урока элективного курса по теме «Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения»
Методическая разработка урока элективного курса по теме «Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения»
Материал представляет собой методическую разработку урока элективного курса "Речевой этикет" на тему "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения", может быть использован педагогами также на уроках русского языка и внеклассном мероприятии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока элективного курса по теме «Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения»»
Тема: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения
Цель урока: формирование представлений учащихся о речевом этикете в пословицах и поговорках.
Задачи: образовательные: познакомить обучающихся с пословицами и поговорками, отражающими правила речевого поведения;
развивающие: формировать представления о правилах речевого поведения, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков, учить анализировать собственную речь и речь собеседника
воспитательные: раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц и поговорок, способствовать формированию ценностей через малые жанры фольклора.
Ход урока:
I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы говорили о речевом этикете, об интернациональных и национальных особенностях речевого этикета, в качестве домашнего задания вам было предложено ответить на проблемный вопрос «Зачем надо знать речевой этикет других народов?» и составить памятку практических рекомендаций для туристов.
Сегодня мы продолжим говорить о правилах речевого этикета в малых жанрах фольклора - пословицах и поговорках.
III. Подготовка к восприятию нового материала
- Владение речевым этикетом очень важно для каждого человека. Это необходимо как для уверенности в себе, так и для приобретения авторитета и уважения у окружающих.
А.С.Пушкин сказал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото». Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.
В русском языке существует огромное количество устойчивых выражений, отражающих не только народный фольклор и жизнь общества, но и правила и нормы данного языка. Так, важность речевого этикета отражается во многих пословицах и поговорках.
Сегодня на уроке мы, ребята, узнаем, каким же правилам речевого этикета нас учит народная мудрость, рассмотрим пословицы и поговорки русского народа.
Запишите тему урока: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения
IV. Работа с пословицами.
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.
Итак, правило 1. А что это за правило, вы ответите сами, когда ознакомитесь с пословицами разных народов. Они перед вами. Попробуйте сформулировать это правило, а я вам помогу.
Ласковое слово не трудно, а скоро.
Доброе слово никого не достанет.
Доброе слово сказать – посошок (трость) в руки дать.
Ласковое слово и буйну голову смиряет.
Чему нас учат эти пословицы? Какое же это правило?
ЗАПИСЬ: Общаясь друг с другом, мы должны быть внимательными, добрыми, именно доброе, ласковое слово нас окрыляет и вдохновляет.
IV. «Делу время – потехе час. Физминутка. Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной: Я пословиц много знаю, Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо). Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)
V. Работа с пословицами.
Ребята, а какие правила речевого этикета, кроме умения говорить добрые слова еще важны в речи, общении? Ответы детей: вежливость, приветливость, обходительность, корректность, учтивость, почтительность, тактичность, деликатность, любезность, галантность. Хорошо, правильно, но от чего еще зависит культура речевого поведения?
Итак, настало время сформулировать правило №2. Мы снова обращаемся к пословицам и поговоркам русского народа:
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Сперва подумай, а там и скажи.
Не спеши карать, сумей выслушать.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает.
Много крику, да мало толки.
ЗАПИСЬ: Важно быть хорошим слушателем, слушать внимательно, тактично, стараться не перебивать.
Задание в группах.
Важность таких качеств, как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения.
А сейчас мы выполним задание. Я вам читаю пословицу, а вы указываете на правило речевого поведения:
Умный не говорит, невежда не даёт говорить.
Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай.
(указывают на необходимость внимательно слушать собеседника)
Отвечает, когда его не спрашивают.
Дед говорит про курицу, а бабка - про утку.
Вы слушайте, а мы будем молчать.
Глухой слушает, как немой речь говорит.
(указывают на типичные ошибки в построении беседы)
(Предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова)
Домашнее задание. Сочинение-рассказ по пословице.
VII. Вывод урока.
Мудрость речевого этикета народ веками собирал по крупицам. Это богатство нашло отражение в жанрах устного народного творчества, в частности, пословицах и поговорках.
Давайте сделаем вывод о роли пословиц и поговорок в нашей речи?
Русский язык богат на пословицы, поговорки и различные устойчивые выражения, в каждом из которых отражен неповторимый колорит нашей страны, нашей культуры. В каждой из этих фраз есть уникальные жемчужины мудрости, передаваемые из поколения в поколения, они помогают нам в нашей речи. Соблюдая правила правила культурной, грамотной, любезной и вежливой речи, мы найдем общий язык, будем жить в мире и согласии. И закончить наш урок мне бы хотелось такой пословицей: Язык мал, да горами ворочает…