kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока элективного курса по теме «Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой методическую разработку урока элективного курса "Речевой этикет" на тему "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения", может быть использован педагогами также на уроках русского языка и внеклассном мероприятии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока элективного курса по теме «Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения»»


Тема: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения


Цель урока: формирование представлений учащихся о речевом  этикете в пословицах и поговорках.

Задачи:
образовательные: познакомить обучающихся с пословицами и поговорками, отражающими правила речевого поведения;

развивающие: формировать представления о правилах речевого поведения, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков, учить анализировать собственную речь и речь собеседника

воспитательные: раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц и поговорок, способствовать формированию ценностей через малые жанры фольклора.


Ход урока:

I. Организационный момент. 
II. Проверка домашнего задания.

  • На прошлом уроке мы говорили о речевом этикете, об интернациональных и национальных особенностях речевого этикета, в качестве домашнего задания вам было предложено ответить на проблемный вопрос «Зачем надо знать речевой этикет других народов?» и составить памятку практических рекомендаций для туристов.

  • Сегодня мы продолжим говорить о правилах речевого этикета в малых жанрах фольклора - пословицах и поговорках.


III. Подготовка к восприятию нового материала

- Владение речевым этикетом очень важно для каждого человека. Это необходимо как для уверенности в себе, так и для приобретения авторитета и уважения у окружающих.

А.С.Пушкин сказал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото». Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

В русском языке существует огромное количество устойчивых выражений, отражающих не только народный фольклор и жизнь общества, но и правила и нормы данного языка. Так, важность речевого этикета отражается во многих пословицах и поговорках.

Сегодня на уроке мы, ребята, узнаем, каким же правилам речевого этикета нас учит народная мудрость, рассмотрим пословицы и поговорки русского народа.

Запишите тему урока: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения


IV. Работа с пословицами.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

Итак, правило 1. А что это за правило, вы ответите сами, когда ознакомитесь с пословицами разных народов. Они перед вами.  Попробуйте сформулировать это правило, а я вам помогу.

Ласковое слово не трудно, а скоро.

Доброе слово никого не достанет.

Доброе слово сказать – посошок (трость) в руки дать.

Ласковое слово и буйну голову смиряет.


Чему нас учат эти пословицы? Какое же это правило?

ЗАПИСЬ: Общаясь друг с другом, мы должны быть внимательными, добрыми, именно доброе,  ласковое слово нас окрыляет и вдохновляет.


IV. «Делу время – потехе час. Физминутка.
Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:
Я пословиц много знаю,
Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).
Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

V. Работа с пословицами.

Ребята, а какие правила речевого этикета, кроме умения говорить добрые слова еще важны в речи, общении? Ответы детей: вежливость, приветливость, обходительность, корректность, учтивость, почтительность, тактичность, деликатность, любезность, галантность. Хорошо, правильно, но от чего еще зависит культура речевого поведения?


Итак, настало время сформулировать правило №2. Мы снова обращаемся к пословицам и поговоркам русского народа:

Не торопись отвечать, торопись слушать.

Сперва подумай, а там и скажи.

Не спеши карать, сумей выслушать.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает.

Много крику, да мало толки.

 

ЗАПИСЬ: Важно быть хорошим слушателем, слушать внимательно, тактично,  стараться не перебивать.


  1. Задание в группах.

Важность таких качеств, как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения.

А сейчас мы  выполним задание. Я вам читаю пословицу, а вы указываете на правило речевого поведения:

Умный не говорит, невежда не даёт говорить.

Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай. 

(указывают на необходимость внимательно слушать собеседника)

Отвечает, когда его не спрашивают.

Дед говорит про курицу, а бабка - про утку.

Вы слушайте, а мы будем молчать.

Глухой слушает, как немой речь говорит. 

(указывают на типичные ошибки в построении беседы)

Все беды человека от его языка.

Корову ловят за рога, людей за язык.

Слово - стрела, выпустишь - не вернёшь.

евысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя.

Лучше недосказать, чем пересказать.

Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

Слово - серебро молчание …золото.

(Предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова)


  1. Домашнее задание. Сочинение-рассказ по пословице.


VII. Вывод урока.

Мудрость речевого этикета народ веками собирал по крупицам. Это богатство нашло отражение в жанрах устного народного творчества, в частности, пословицах и поговорках.


Давайте сделаем вывод о роли пословиц и поговорок в нашей речи?

Русский язык богат на пословицы, поговорки и различные устойчивые выражения, в каждом из которых отражен неповторимый колорит нашей страны, нашей культуры. В каждой из этих фраз есть уникальные жемчужины мудрости, передаваемые из поколения в поколения, они помогают нам в нашей речи. Соблюдая правила правила культурной, грамотной, любезной и вежливой речи, мы найдем общий язык, будем жить в мире и согласии. И закончить наш урок мне бы хотелось такой пословицей: Язык мал, да горами ворочает…


Использованные источники:

    1. http://narbekova-ak.narod.ru/index/0-4

    2. http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/6/rlang/rl7.html

    3. http://www.scienceforum.ru/2014/767/6035

    4. http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00381274_0.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Геймур Виктория Андреевна

Дата: 24.11.2016

Номер свидетельства: 362340


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства