kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие в историю: на чем писали наши предки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучение способов письма на различных материалах, центры возникновения письменности, причины использования материала на разных территориях

Просмотр содержимого документа
«Якут.»



Библиотечный урок



Тема: «На чём писали наши предки»



Автор урока:

Коханая Людмила Егоровна - библиотекарь, стаж работы

библиотекарем 13 лет

Информационно – Технологический лицей №24

г. Нерюнгри, РС (Я)

































Пояснительная записка

Цель урока: Изучение способов письма на различных материалах, знакомство с историческими центрами возникновения письменности во всем мире и на территории России, с причинами использования конкретных материалов на различных территориях.

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения письменности; привить начальные навыки анализа причин использования конкретного писчего материала в зависимости от различных условий; во время беседы убедиться усвоен ли материал.

Возраст участников: 10 – 11 лет

Место проведения: читальный зал библиотеки лицея

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация, DVD видео «Из истории русской письменности»

Комбинированный урок

План урока:

  • Вступительное слово библиотекаря

  • Из истории развития письменности, письменного материала, с демонстрацией слайдов презентации

  • Просмотр фрагмента видеофильма

  • Проверка, как усвоен материал























Ход урока

Слайд №1

Сегодня на библиотечном уроке мы попытаемся заглянуть в далекое прошлое книги. Внешний облик книги, привычный для нас, существует уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени, человечество не знало книг, просто книги, того времени, имели другой, непривычный для нас вид. Наши далекие предки были людьми изобретательными, использовали для изготовления первых книг все, что предлагала им природа.

Слайд №2

Когда – то, в далекие времена люди не умели ни писать, ни читать, и общались они, только разговаривая друг с другом. Все что они изобретали, или узнавали, всю эту информацию хранить приходилось в голове, полагаясь на свою память. Знания передавались устно. Многое приходилось заучивать наизусть. Жрецы, законники, учителя на дальние расстояния посылали «живые письма» - гонцов. Очень важно было не прервать нить знаний, передать всю информацию от учителя ученику, чтоб тот передал своему ученику. Люди умирали, а предания оставались. Поэтому мы и называем их «преданиями», так как они передавались от одного человека к другому. Так продолжалось из поколения в поколение.

Ребята, а как вы думаете, насколько надежным было это «живое письмо»?

Сложное это было дело. Много секретов утеряно безвозвратно, многому приходилось учиться заново, делать открытия, которые были уже когда – то сделаны. Неведомо было людям, что такое книга, печать книг, не знали люди ни издательств, ни типографий, даже письменности не существовало. Все народы мира прошли этот непростой период «устной книги», прежде чем стали записывать информацию на каком – либо материале.

Слайд №3

В далекой стране Перу, которая находится в Южной Америке, люди приспособились с помощью тонких разноцветных шнурков и толстой веревки «вязать» узелковые письма. Это была сложная и кропотливая работа. Делали это так: на толстую веревку привязывали тонкие разноцветные шнурки разной длины и на этих шнурках завязывали узелки. Черный узел обозначал смерть, белый узел – мир, или серебро, красный - войну, желтый – золото, зеленый – хлеб. Чем ближе был привязан узел к толстой веревке, тем важнее было известие. Не просто было читать узелковые письма, и поэтому перуанских детей обучали узелковой грамоте – «квипу».

Слайд №4

По мере своего развития, древние люди находили новые решения проблемы, так появились символические изображения: зарубки, заметки, символические рисунки. Эти знаки сохранились на столбах, стенах пещер. Ни зной, ни холод, ни дождь не смогли их уничтожить, потому что их выбивали на камне долотом. Врезанные в камень строки, оказались самым долговечным письмом. Так появились каменные книги. Эти книги отражали впечатления первобытного человека от окружающего мира, жизни, природы. Ширина страницы самой большой в мире каменной книги – 40 метров, высечена она на стене храма 3000 лет назад.

Слайд№5

Более ста лет назад, ученые – археологи при раскопках дворца властителя древнего государства – Ассирии обнаружили необычные глиняные кирпичики, покрытые мелкими строчками знаков, похожих на клинья. Такое письмо назвали клинописью. Легко и удобно было писать на мягкой глине палочкой. Затем эту табличку обжигали, и она становилась твердой, как кирпич. Что же писали на этих табличках? Письма, указы, различные договора, которые сохранились даже при пожаре.

Слайд №6

Писать на папирусе придумали в Древнем Египте. Папирус – удивительное болотное растение, похожее на камыш. Его высота 5 метров, а толщина в человеческую руку. Трехгранные стебли растения, наверху заканчиваются венчиком из листьев. Стебли папируса очищали от листьев, разрезали на куски, снимали тонкую кору, рыхлую пористую сердцевину разделяли иглой на тонкие пластины, раскладывая их на чуть наклонном столе. Другой слой пластинок смачивали клеем, который делали из илистой воды Нила, муки и уксуса. Мокрые листья прессовали, осторожно обрезая по краям. Когда листы высыхали, их полировали пемзой, костью, гладкими раковинами. Полученные листы склеивали концами и сворачивали в свиток. Длина такого свитка достигала 40 метров. Чтобы свиток не ломался, его наворачивали на палочку. На папирусе писали черной или красной краской. Весь папирус в Египте принадлежал фараонам. А ценился он так потому, что на папирусном свитке удобно было писать.

Ребята, а как вы думаете, простые люди могли позволить себе купить свиток папируса?

Слайд №7

Папирусный свиток оказался удобной формой книги. Весь эллинский мир, римляне, арабы, греки приняли такую форму книги без изменений. Свиток господствовал несколько тысячелетий. Использовали его и в Древней Руси.

Слайд №8

Две тысячи лет назад в малой Азии существовало небольшое древнегреческое государство Пергам. В городе было много грамотных людей. Сначала писцы Пергама писали на папирусе, который покупали в Египте. Со временем Пергамская библиотека стала больше и интересней Александрийской библиотеки. По легенде, завистливые египтяне запретили продавать папирус в город Пергам. Жителям пришлось изобрести новый писчий материал – пергамен (пергамент). Этот очень дорогой и долговечный материал для письма, отличался высокой прочностью. Для его изготовления брали телячьи, коровьи, козьи или бараньи шкуры, которые вымачивались в известковой воде, затем с них соскабливали остатки соединительных тканей, растягивали на рамках, полировали и сушили. После этого пемзой втирали мел. Внешняя сторона оставалась несколько шероховатой и имела желтый цвет, а внутренняя была белой и гладкой. Из одной шкуры теленка получалось 7 – 8 листов. Для книги требовалось все стадо. На пергаменте писали с обеих сторон, его можно было использовать дважды, смывая написанное молочной кислотой, или соскабливая ножом. Первые пергаментные книги походили на свитки, но позже книга приняла современный облик. Она состояла из согнутых пополам листов, которые объединялись в тетради. Несколько тетрадей скреплялись вместе, образуя книгу, которую сшивали, разрезали страницы, переплетали в кожаный или деревянный переплет. В готовую рукопись вписывались инициалы, рубрики, иллюстраторы готовили миниатюры и орнаменты. Для защиты переплета от царапин, на пергаментной книге закрепляли медные бляшки, наугольники – «жуковины».

Слайд №9

Роскошь переплетов, драгоценные каменья, золотые и серебряные оклады делали книгу настоящим произведением искусства.

Наряду с роскошными, из монастырских стен выходили скромно оформленные книги, предназначенные для продажи. Для получения большого количества книг опытный чтец вслух произносил текст, а 30 – 40 переписчиков одновременно его записывали. Более двух тысяч лет пергамент оставался главным материалом для писем и книг.

Слайд №10

В Китае материалом для письма служили шелк, бамбуковые палочки. Ребята, а как вы думаете, на чем писали в Древней Руси?

Чаще всего книги писались и переписывались учеными – монахами, которые за написанием книг проводили долгие годы. Рукописные книги Древней Руси – настоящее произведение искусства. Немало старинных книг уничтожили пожары и войны. Но и до нас дошли отдельные старинные книги и рукописи, чудом сохранившиеся за высокими монастырскими стенами. Эти книги были написаны на пергаменте славянскими буквами.

Слайд №11

Грамотных людей на Руси было много. Среди них и бояре, и крупные землевладельцы, и торговцы, священнослужители, ремесленники, крестьяне, мужчины, женщины и дети. Чтобы писать, им не нужно было покупать дорогой пергамент. Стоило аккуратно снять слой коры с березы, разгладить его и на мягкой бересте писать при помощи заостренной палочки «писала».

Слайд №12

Такой материал для письма был популярен в древнем Новгороде. По своему содержанию берестяные грамоты весьма разнообразны. Большинство, из найденных берестяных грамот, представляют собой, частные письма, в которых обсуждаются разные хозяйственные вопросы, встречаются денежные документы, завещания, изредка политические новости.

В древнем Новгороде писали не только на бересте, но и на деревянных дощечках церах, покрытых слоем воска.

Слайд №13

Восковые церы были известны с античных времен и использовались для кратковременных записей. Дороговизна пергамента, а потом и бумаги была причиной, по которой дощечки с воском (вощечки) получили широкое распространение во всем средневековом мире. Восковая табличка (цера) - четырехугольная дощечка из твердого материала с выдолбленным углублением, куда заливался темный воск. По нему писали костяной или металлической палочкой – стилом или писалом. Такую тетрадь можно было использовать многократно. Некоторые оригиналы сохранились до наших дней.

Ребята, сейчас вашему вниманию предлагаю фрагмент видеофильма «Из истории русской письменности» (фрагмент 4 минуты).

Слайд №14

Впервые бумагу изготовил из бамбука и шелка китайский мастер Цай Лунь в 105 году. Впрочем, современные китайские историки считают, что бумага была известна задолго до него. Почти четыреста лет китайцы скрывали от всего мира секрет производства бумаги.

Ребята, а как вы думаете, почему китайцы несколько веков скрывали секрет производства бумаги?

В Европе этот секрет выяснили случайно. Два китайских бумагодела попали в плен в Самарканде, где и рассказали, как делать бумагу. В VIII веке бумага стала известна арабом. Потом она появилась в Византии, Испании, Италии. В XII-XIII веках бумага распространилась по всей Западной Европе. В XIV веке ее начали делать и на Руси.

Делали бумагу вручную из льна, хлопка, тряпья. Растительные волокна и тряпки размачивались в чане с краской и клеем. Мастер – бумажник – зачерпывал кашицу формой с сеткой на дне и ставил на доску над чаном. Когда вода стекала, мастер выкладывал непросохший лист бумаги на сукно, им же сверху снова покрывал бумагу. Получалось несколько листов. Эти листы вместе с сукном клали под пресс, чтобы отжать лишнюю влагу. Сукно вынимали, листы бумаги прессовали вторично и развешивали для просушки.

Сейчас бумагу делают не из тряпок, а из дерева. Для этого спиливают тысячу деревьев и отправляют на бумажную фабрику.

Ребята, сегодня вы узнали, на чем писали люди разных народов, и сейчас поговорим о том, как готовили чернила, чтобы писать на пергаменте или бумаге.

Ребята, как вы думаете, а из чего можно делать чернила?

Существовало множество рецептов изготовления чернил. Чернила готовили из сажи, чернильных орешков, которые растут на дубовых листьях, «чернильного мешочка» каракатиц. Еще использовали железные опилки с вишневой смолой. Красную краску, для выделения первой строки, добывали из растений – драконья кровь. Варили чернила на квасе или меду. Для дорогих рукописных книг применяли листовое, или «твореное» золото или серебро. Листовое, раскатанное в тонкую фольгу золото или серебро, накладывалось на буквы, написанные клейким веществом. «Твореным» называли драгоценный металл, растертый в порошок, на основе которого делали краски. Серебро применяли редко.

Много веков прошло с тех далеких времен, и сегодня у нас бумажные тетради, блокноты, альбомы, шариковые и гелевые ручки, которые стали обыденными и привычными.

Слайд №15

Сейчас ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов по изученному сегодня материалу.

  • Какой материал для письма использовали наши предки?

  • Какие книги были самые долговечные?

  • Чем писали на бересте, шелке, папирусе?

  • Почему пергамент был самым дорогим писчим материалом?

  • Что использовали для производства чернил?

Список используемой литературы

  1. Руссика: знциклопедия. История Древнего мира /О.А. Чубарьян, С.Г. Кордонский, С.В. Мироненко и др. – М.:ОЛМА – ПРЕСС, 2003. – 815 с.

  2. Руссика: знциклопедия. История России IXXVIII в./О.А. Чубарьян, С.Г. Кордонский, С.В. Мироненко и др. – М.:ОЛМА – ПРЕСС, 2003. – 784 с.

  3. Энциклопедия для детей. Т 1. Всемирная история. – 4-е изд., испр. и перераб. /Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.:Аванта +, 2003. – 688 с.

  4. Я познаю мир: энциклопедия. Культура /сост. Н.В. Чудакова – М.: АСТ, 1998. – 480 с.

  5. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. /отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 14 Киреево – Конго. – М.: 2009. – 751 с.

5


Просмотр содержимого презентации
«конк.Якутск»

На чЁм писали наши предки Автор: Коханая Людмила Егоровна МОУ ИТЛ №24 г. Нерюнгри РС(Я)

На чЁм писали наши предки

Автор: Коханая Людмила Егоровна

МОУ ИТЛ №24 г. Нерюнгри РС(Я)

Первая книга была совсем не похожа на современную. У нее были руки и ноги, она не лежала на полке, и она умела говорить. Это была живая книга – человек - книга. В те далекие времена, когда люди не умели еще ни читать, ни писать, когда не было ни букв, ни бумаги, ни чернил, предания старины, законы и верованья хранились только в человеческой памяти. Люди умирали, а предания оставались. Мы потому и называем их преданиями, что они передавались от одного человека к другому.

Первая книга была совсем не похожа на современную. У нее были руки и ноги, она не лежала на полке, и она умела говорить. Это была живая книга – человек - книга. В те далекие времена, когда люди не умели еще ни читать, ни писать, когда не было ни букв, ни бумаги, ни чернил, предания старины, законы и верованья хранились только в человеческой памяти. Люди умирали, а предания оставались. Мы потому и называем их преданиями, что они передавались от одного человека к другому.

В Южной Америке, в Перу существовало узелковое письмо

В Южной Америке, в Перу существовало узелковое письмо

Каменная книга – самая большая книга в мире

Каменная книга – самая большая книга в мире

Клинопись, способ письма путем выдавливания на глине комбинаций клиновидных черточек

Клинопись, способ письма путем выдавливания на глине комбинаций клиновидных черточек

Папирус – древний писчий материал вырабатывался из папируса - травянистого растения похожего на камыш. Высота его достигала 5 м.

Папирус – древний писчий материал вырабатывался из папируса - травянистого растения похожего на камыш. Высота его достигала 5 м.

Папирусная книга  состояла из одного или нескольких свитков, к которым крепили деревянные планки с именем автора и названием книги. Писали в них с помощью тоненькой тростинки.

Папирусная книга

состояла из одного или нескольких свитков, к которым крепили деревянные планки с именем автора и названием книги. Писали в них с помощью тоненькой тростинки.

Пергамент – очень дорогой и долговечный материал. Из одной шкуры теленка получалось 7 -8 листов. Для всей книги требовалось все стадо.

Пергамент – очень дорогой и долговечный материал. Из одной шкуры теленка получалось 7 -8 листов. Для всей книги требовалось все стадо.

Роскошь переплета, драгоценные каменья, золотые и серебряные оклады делали книгу настоящим произведением искусства.

Роскошь переплета, драгоценные каменья, золотые и серебряные оклады делали книгу настоящим произведением искусства.

Чернила и краски на шелке

Чернила и краски на шелке

В 1951г. в городе Новгороде археологи нашли кусок бересты, на которой были нацарапаны буквы. Буквы складывались в слова, фразы. Это были берестяные письма.

В 1951г. в городе Новгороде археологи нашли кусок бересты, на которой были нацарапаны буквы. Буквы складывались в слова, фразы. Это были берестяные письма.

Большинство из найденных в Новгороде берестяных грамот XIII в. представляют собой ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело и он принялся рисовать

Большинство из найденных в Новгороде берестяных грамот XIII в. представляют собой ученические тетради новгородского мальчика по имени Онфим. На бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему надоело и он принялся рисовать

В деревянной тетради – цере - по залитому воску писали стилом, или писалом. На сырой глине писали трехгранной острой палочкой

В деревянной тетради – цере - по залитому воску писали стилом, или писалом. На сырой глине писали трехгранной острой палочкой

Бумажный свиток

Бумажный свиток

Речь и мысль без письма сиротливы

Речь и мысль без письма сиротливы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Путешествие в историю: на чем писали наши предки

Автор: Коханая Людмила Егоровна

Дата: 27.05.2016

Номер свидетельства: 330572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Откуда ты Обломов, или история обломовщины"
    ["seo_title"] => string(45) "otkuda-ty-oblomov-ili-istoriia-oblomovshchiny"
    ["file_id"] => string(6) "274625"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452428017"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Урок по теме « Возрождение памятника истории и культуры древнего города Болгар» "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-po-tiemie-vozrozhdieniie-pamiatnika-istorii-i-kul-tury-drievniegho-ghoroda-bolghar"
    ["file_id"] => string(6) "107245"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403191048"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок с использованием ИКТ "Реки Украины""
    ["seo_title"] => string(40) "urok-s-ispol-zovaniiem-ikt-rieki-ukrainy"
    ["file_id"] => string(6) "257440"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448323497"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок славянской письменности и культуры"
    ["seo_title"] => string(38) "urok_slavianskoi_pismennosti_i_kultury"
    ["file_id"] => string(6) "540367"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582125131"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Открытое комплексное занятие  по развитию речи и аппликации в подготовительной группе на тему: «Книга – лучший друг»."
    ["seo_title"] => string(112) "otkrytoiekomplieksnoiezaniatiieporazvitiiuriechiiapplikatsiivpodghotovitielnoighruppienatiemuknighaluchshiidrugh"
    ["file_id"] => string(6) "309923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458893857"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства