kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профориентационное занятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. ознакомить учащихся с факторами, влияющими на выбор профессии, ошибками, которые могут быть допущены при выборе профессии;
  2. ознакомить учащихся с правилами выбора профессии;
  3. определить профессиональную направленность учащихся;

создать мотивацию у учащихся к профессиональному самоопределению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационное занятие»

Профориентационное занятие

Контингент учащиеся 9 класса.

Цели:

  1. формирование у учащихся представления о факторах, влияющих на выбор профессии;

  2. определение у учащихся профессиональной направленности, мотивов выбора профессии.

Задачи:

  1. ознакомить учащихся с факторами, влияющими на выбор профессии, ошибками, которые могут быть допущены при выборе профессии;

  2. ознакомить учащихся с правилами выбора профессии;

  3. определить профессиональную направленность учащихся;

  4. создать мотивацию у учащихся к профессиональному самоопределению.

Время:1 час.

На занятие приглашаются представители Белгородского центра занятости населения и преподаватели средних и высших профессиональных учебных заведений города.

Содержание:

Для того, чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, условно это можно назвать "Я хочу", во-вторых, оценить свои профессионально важные качества, т.е. свои возможности и состояние здоровья, что также можно условно назвать "Я могу",и, наконец, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня "Надо "обществу.

Итак, "хочу" - это интересы и склонность личности.

"Могу" - это способности и состояние здоровья личности.

"Надо" - это потребности общества в конкретных специальностях, в людях определенных профессий.

(Выполняется рисунок «хочу», «могу», «надо»).

Если совместить все это три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%, а если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.

Обсуждение:

- Что нужно человеку, чтобы сделать правильный и осознанный выбор профессии?

Факторы, влияющие на выбор профессии:

- учителя;

- родители;

- книги;

- газеты, журналы;

- радио, ТВ;

- друзья.

Ошибки и затруднения, которые возникают при выборе профессии:

  1. Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование.

  2. Предрассудки чести, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.

  3. Выбор профессии "за компанию", чтобы не отстать от друзей.

  4. Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.

  5. Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.

  6. Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

  7. Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального).

  8. Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, подготовленности).

  9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Правила выбора профессии:

- Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий профессию.

- Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, здоровье и др.).

- Выбрать наиболее привлекательную профессию.

- Подробно изучить выбранную профессию.

- Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, психологом, врачами.

- Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, иметь запасной вариант.

- Выбрав для себя профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.

- Рекомендации педагогу-психологу: необходимо провести с учащимися тесты, выявляющие интересы и склонности. Рекомендуемые тесты: карта интересов и карта склонностей.

Итак, давайте выполним один из важных шагов в профессиональном самоопределении – узнаем свои профессиональные наклонности.

Выполнение учащимися методики ДДО (Е.А. Климова), обработка результатов. Учащиеся выявили, к какому из типов профессиональной направленности они относятся.

Классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

В основу данной классификации положен критерий "объекта труда", т.е. того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала. Выделяются пять основных объектов профессиональной деятельности человека: природа (имеется ввиду "живая" природа или биологические объекты), техника (машины, механизмы, материалы, различны виды энергии), человек, знаковая система (различные информационные системы, цифры, формулы, тексты) и художественный образ. Соответственно обозначенным объектам труда выделяются пять профессиональных сфер: "Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек -знак", "Человек - художественный образ".

Профессии типа "Человек - природа".

Это профессии, труд в которых направлен на растительные организмы, животные организмы, а также микроорганизмы. При выборе профессий данного типа следует учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом.

Данная профессиональная сфера включает в себя такие виды труда, как лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, плодоовощевод, виноградарь, цветовод - декоратор, шелковод, чаевод, животновод, биолог, химик, генетик и др.

Человек, выбирающий профессию в данном направлении, должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность.

Профессии типа "Человек - техника".

Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим профессиям относятся следующие профессии: связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (например, шахтер, бульдозерист), профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик), профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов, строительные профессии, профессии в транспорте,

Человек, выбравший данную профессию, должен любить технику, иметь стремление к ручному труду, предпочитать точность и быть направленным на осуществление измерительных действий.

Профессии типа "Человек - человек".

Это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной сфере позволяют ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, обществознание и др.

Профессиональную сферу "Человек - человек" составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, медицинского работника, юриста, руководителя, менеджера по персоналу, любых работников по сфере услуг.

Главное содержание труда в данной профессии состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться и коммуницировать. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.

Профессии типа "Человек - знак".

Это профессии, связанные с сознанием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), профессии, связанные с оперированием числами (экономист, бухгалтер, кассир, программист, компьютерщик, чертежник).

Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и пр.

Профессии типа "Человек - художественный образ".

Это профессии, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно-художественной деятельностью и актерско-сценической деятельностью. Очевидно, что это не только профессии художника, музыканта, певца, танцора и композитора, филолога, литератора и писателя, актера и режиссера. Это также все профессии, непосредственно связанные с данными ведущими специалистами или обслуживающие их. Это могут быть профессии декоративного и прикладного искусства (декоратора, дизайнера), настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др.

После того, как Вы определили свою профессиональную направленность, я хочу вам рассказать очень важную информацию. Информацию о том, какие профессиональные сферы наиболее актуальны и востребованы в нашем регионе.

Выступление представителя ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ .

Посмотрите пожалуйста на экран (слайд), сопровождающийся рассказом

1. Инженерные специальности.

По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и городах-миллионщиках, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка. Востребованность инженеров-маркетологов и менеджеров растет во всех отраслях промышленности.

2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

Программист - это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность.

В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт - не что иное, как показатель уровня и надежности организации. Как следствие, веб-дизайнер - одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.

3. Нанотехнологии.

Следующие наиболее востребованные профессии ближайшего будущего связаны с нанотехнологиями.

Нанотехнологии - это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами, это технологии, использующие наиболее скрытые и ценные свойства вещества. Нанотехнологии - это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов в наноразмерах, а также инженерия на атомном уровне.

По прогнозам, будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.

Считается, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.

Биотехнологии - технологии, использующие биологические системы и их элементы.

В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используются в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях.

Специальности на стыке электроники и биотехнологий требуют от специалиста глубоких знаний как в электронике, так и в биоинженерии. Вполне вероятно, что рабочие биочипы - дело весьма недалекого будущего.

5. Маркетинг и продажи.

Экспертами прогнозируется, что лет через 9-10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. Маркетолог - это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога - руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей. Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга разрабатывает бизнес-планы, предлагает наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия.

6. Специальности, связанные с сервисом.

Доходы населения растут, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции - все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое. Причем спрос на профессии сферы обслуживания, как показывает опыт западноевропейских стран и США, будет ежегодно возрастать, при этом темпы роста потребности в профессиях сферы обслуживания будут опережать темпы роста потребностей в других востребованных профессиях.

7. Логистика.

Дальнейшая интеграция Росси в мировой рынок неизбежно потребует притока профессиональных логистов. «Логистика - теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения».

Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность. Не обойтись без практического опыта, а также без глубоких знаний математики, техники, действующего законодательства, и, конечно, без понимания принципов бизнеса. Многие предприниматели убеждены, что хорошим логистом может быть лишь игрок по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы, подобно фигурам на шахматной доске.

8. Экология.

Термин «экология» возник давно, еще в 1866 г.

И в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. Рост вредных выбросов в атмосферу ставят проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. С одной стороны, начнет повышаться спрос на профессиональных экологов, а с другой - расширяться спектр требований к защитникам природы. Специальность эколога будет требовать знания физики, химии и биологии, навыков компьютерного моделирования, проходящих в природе процессов. Профессия эколога станет одной из важнейших и самых востребованных профессий.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.

Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.

10. Химия.

Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит, уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2016 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика - и без химиков здесь будет совсем не обойтись.

Выступления представителей учебных заведений

Теперь вы обладаете достаточными данными, которые помогут вам в выборе профессионального пути. Безусловно, это один из самых важных выборов в жизни, который надо совершать осознанно. Вам нужно посвятить сейчас время и силы на этот выбор.

Есть ли у вас какие-то вопросы ко мне?

Желаю вам удачи в профессиональном выборе!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Профориентационное занятие

Автор: Уварова Светлана Александровна

Дата: 30.05.2016

Номер свидетельства: 331375

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Профориентационное занятие для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "
    ["seo_title"] => string(107) "proforiientatsionnoie-zaniatiie-dlia-uchashchikhsia-5-klassa-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "198511"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428414370"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Профориентационное занятие "Мир профессий""
    ["seo_title"] => string(46) "proforiientatsionnoie_zaniatiie_mir_profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "363336"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480327077"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Профориентационное занятие «Мир профессий»"
    ["seo_title"] => string(48) "proforiientatsionnoie_zaniatiie_mir_profiessii_1"
    ["file_id"] => string(6) "414621"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1494530208"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Профориентационное занятие «В мире профессий»"
    ["seo_title"] => string(50) "proforiientatsionnoie_zaniatiie_v_mirie_profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "430008"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506540946"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "конспект профориентационного занятия « Моделируем профессиональную траекторию» "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-proforiientatsionnogho-zaniatiia-modieliruiem-profiessional-nuiu-traiektoriiu"
    ["file_id"] => string(6) "237052"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444224793"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства