Предметно - пространственная среда в сфере нравственно - патриотического воспитания
Предметно - пространственная среда в сфере нравственно - патриотического воспитания
"Содержание предметно-пространственной среды при формировании нравственно-патриотических ценностей"
(из опыта работы)
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.
Детский сад, являясь начальным звеном системы образования, призван формировать у детей первоначальное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, семье. Поэтому большое значение в наше время имеет целенаправленная и грамотно организованная предметно-развивающая среда, направленная на развитие нравственности и воспитание патриотизма.
Задачи дошкольного воспитания и обучения
- Развитие личности ребенка, владеющего личностной культурой, общечеловеческими и национальными ценностями;
- Формирование ценностных нравственных ориентаций дошкольника на об-разцах позитивного поведения человека, нормах, правилах, народных обычаях и традициях, сложившихся обществе;
- Воспитание любви к Родине, уважение к родному краю, к государственной символике, гуманного отношения к окружающему миру, к семье;
- Формирование у ребенка первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, развитие любознательности
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, обучать их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
В связи с новым законом об образовании и документом ФГОС под нравственно-патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности.
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Патриота может воспитать только патриот, любящей свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться.
Развивающая предметно-пространственная среда должна удовлетворять потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании. Задейственность среды ребенком, ее активное познание изучение зависит от подготовленности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношение к детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Предметно - пространственная среда в сфере нравственно - патриотического воспитания »
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 3
Барабинского района Новосибирской области
ТЕМА: "Содержание предметно-пространственной среды при формировании нравственно-патриотических ценностей"
(из опыта работы)
Воспитатель: МКДОУ № 3
ВКК Довгаль Нелли Сергеевна
Барабинск, 2014
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма.
Детский сад, являясь начальным звеном системы образования, призван формировать у детей первоначальное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, семье. Поэтому большое значение в наше время имеет целенаправленная и грамотно организованная предметно-развивающая среда, направленная на развитие нравственности и воспитание патриотизма.
Задачи дошкольного воспитания и обучения
- Развитие личности ребенка, владеющего личностной культурой, общечеловеческими и национальными ценностями;
- Формирование ценностных нравственных ориентаций дошкольника на об-разцах позитивного поведения человека, нормах, правилах, народных обычаях и традициях, сложившихся обществе;
- Воспитание любви к Родине, уважение к родному краю, к государственной символике, гуманного отношения к окружающему миру, к семье;
- Формирование у ребенка первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, развитие любознательности
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, обучать их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
В связи с новым законом об образовании и документом ФГОС под нравственно-патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности.
Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Патриота может воспитать только патриот, любящей свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться.
Развивающая предметно-пространственная среда должна удовлетворять потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании. Задейственность среды ребенком, ее активное познание изучение зависит от подготовленности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношение к детям.
Работа по развитию у детей представления об основах нравственного сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Процесс познания нравственно-патриотической культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей через поисково - экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность.
«Чтобы заложить в годы детства основы человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла»
В.Сухомлинский
Поэтому, для расширения представления ребенка о себе как о члене коллектива, формирования активной позиции, я предлагаю детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Всем известно, первую школу добрых чувств ребенок проходит в семье.
Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, которая начинается с любви к семье, интереса к людям и своей стране.
Для углубления представлений ребенка о семье и ее истории мною был разработан проект «Моя семья», в который подобрала дидактические игры, сюжетные картинки, картотеку «Чтение в семье». С помощью родителей оформила древо «Моя Семья»
Недостаток знаний об истории города затруднял знакомство детей с понятием «Малая Родина». Проанализировав создавшуюся ситуацию разработала и внедрила проект «Барабинск – мой город», который включал в себя экскурсии, знакомства с достопримечательностями своего города, посещение городского краеведческого музея, где познакомились с материалами экспозиции «Здесь начинался г. Барабинск», игры, совместные праздники, выставки рисунков и поделок. Оформила фотоальбом города, подобрала соответствующую литературу.
Продолжая формировать интерес каждого ребенка к своему краю, умение видеть историю его прошлого и настоящего посещаем музей «Боевой и трудовой славы» локомотивного депо.
В результате организовали свой мини-музей «Наши деды и прадеды», где в условиях свободного досуга дети могут пополнять свои знания о ВОВ, о героях-земляках.
Беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях соединяю с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовности защищать его, гордиться военными победами предков.
По традиции в День защитника Отечества в детский сад приглашаем гостей – военнослужащие, ветераны Великой Отечественной войны. 9 мая организую экскурсии к Мемориалу Победы.
К празднику Великой победы оформляю выставку «Дорогою войны»
Для знакомства детей со своей страной разработала тематический план работы «Наше государство – Российская Федерация», в группе оформила уголок «Наше государство российское», куда входит: символика страны, столица России – Москва, альбом «Достопримечательности столицы нашей Родины»
Для всеобщего развития детей в народно-прикладном искусстве в группе создала полочку «Народное ремесло», где выставлены изделия декоративно-прикладного искусства народных мастеров. Беседа о работах народных мастеров помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей.
При активном участие родителей организовала мини-музей «Русская матрешка», познакомила детей с историей возникновения народной игрушки;
Мини-музей «Чудо-дерево», проект помог получить детям знания и представления о значении деревьев в жизни людей.
Для нравственно-эстетического развития детей в группе создан музыкально-театральный уголок, в котором подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.
Организуя прогулки и экскурсии по ближайшим к детскому саду улицам, которые сопровождаю рассказами о происхождении названий улиц, о труде взрослых.
Для того чтобы экскурсии были безопасными в группе создала уголок безопасности, где изучаем правила дорожного движения, макет микрорайона, где находится сад.
Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. В рамках этой деятельности особое значение уделяю информация для родителей, проведение консультаций и бесед с патриотической тематикой, родительские собрания с предварительным анкетированием или в нетрадиционной форме, посещения на дому, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашению на комплексные занятия.
Традиционным в детском саду стало проведение Дня открытых дверей, детских концертов ко Дню пожилого человека, ко Дню матери. Провожу конкурсы семейных стенгазет, поделок из природного материала, выставки детского творчества, создала мини-презентацию «Совместный досуг детей и родителей». Ежегодно, под руководством музыкального руководителя, провожу праздники «День Матери», «День защитника Отечества», «Масленица» и другие
Накоплен методический материал по патриотическому воспитанию дошкольников: перспективные планы, картотеки, циклы бесед и занятий, диагностический материал, материал по работе с семьёй.
Воспитание гражданственности патриотических чувств на современном этапе развития нашего общества обязывает развивать у детей интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.
Надеюсь, начальные основы нравственно-патриотического воспитания, полученные детьми, продолжат путь накопления новых знаний при дальнейшем формировании ребенка как личности.
К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».