Здравствуйте ребята, сегодня для того чтобы узнать тему занятия необходимо отгадать загадку, послушайте внимательно:
Посмотрите, дом стоит
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.( Аквариум).
II. Вводная часть.
Совершенно верно. Посмотрите внимательно на иллюстрации. Скажите, для чего нужны аквариумы?
Воспитатель: Молодцы, в словаре аквариум имеет следующее определение: «Аквариум - сосуд для содержания и разведения водных животных и растений». Давайте с вами вспомним кто - же живет в аквариумах.
III. Основная часть.
Представьте, что мы превратились в маленьких рыбок и нас поселили в аквариум. Как много нового и интересного в нашем новом домике. А сколько тут установлено оборудования. Интересно, а для чего оно? Можно ли без него обойтись? Вот сейчас мы с вами и попытаемся это выяснить. Итак, поплыли!
-Ах, какая теплая у нас вода в аквариуме. Рыбки, кому-нибудь из вас знаком этот прибор (показ прибора - обогреватель), и как вы думаете, каково его назначение? (ответы детей).
Воспитатель: Если вы задумали содержать тропических рыбок, вам потребуется поддерживать температуру воды в аквариуме на уровне +20 - +32С, в холодной воде им будет плохо жить. Для этого необходим обогреватель. ( Показ слайда)Удобно, если обогревательный прибор совмещен с термостатом – датчиком, реагирующим на снижение температуры воды в аквариуме. Для контроля температуры воды вам понадобится термометр.
Воспитатель: Рыбки, а что это на нас так светит ярко сверху аквариума? Может быть солнце? (слайд) (ответы детей)
Воспитатель: Это специальные аквариумные влагозащищенные лампы, дающие ровный “дневной” свет. (показ прибора – люминесцентная лампа) (слайд )
Воспитатель: Свет влияет на развитие рыб, рост растений. Неважно, какой свет в аквариуме – искусственный или естественный. Искусственная подсветка даже удобнее солнечного освещения, так как ее можно регулировать. Зимой можно продлить в аквариуме светлую часть суток до необходимых большинству растений и рыб до 10-12 часов, а летом – до 15 часов.
Воспитатель: Ребята, ах какая незадача, вода в нашем аквариуме загрязнилась. Её необходимо почистить. И я знаю, как это можно сделать. Давайте с вами проведем небольшой опыт.
Демонстрация опыта(“Очистки воды с помощью бумажного фильтра” (слайд)
Очистке будем подвергать воду, загрязненную мелким мусором. Чтобы сделать воду снова чистой, мусор надо отфильтровать (фильтр – “цедилка”). Для этого потребуется воронка и фильтровальная бумага, все оборудование находится перед вами.
Свернем из фильтровальной бумаги фильтр - как это показано на слайде .
Этот фильтр поместим в воронку, а воронку поставим в пустую колбу. После чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду в колбу. (слайд )
Воспитатель показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду.
Воспитатель: Рыбки, все справились? Как вы думаете, удалось ли нам очистить воду, отфильтровать? Рассмотрим фильтровальную бумагу. Что вы видите? Какая вода получилась в колбе? (ответы детей)
- Рыбки, может быть, этот способ очистки воды подойдет для нашего аквариума? (ответы детей). Совершенно верно. С помощью бумажного фильтра невозможно почистить такой большой аквариум. Поэтому в аквариуме устанавливают специальные аквариумные фильтры. (показ прибора – фильтр) (слайд )
-Аквариумные фильтры предназначены для очистки воды (фильтрации).
IV. Физминутка.
Рыбки весело играют
В синей солнечной воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
-Рыбки, а что это за пузырьки у нас плавают в аквариуме (слайд ) и откуда они появляются? (ответы детей)
-Это пузырьки с воздухом, а образуются они из аквариумного компрессора. (показ прибора – аквариумный компрессор) (слайд )
Аквариумный компрессор - это специальный прибор, который служит для обогащения воды кислородом. Кислород, необходим для дыхания всех живых организмов в аквариуме. Кислород может образовываться в аквариуме в результате жизнедеятельности водных растений (слайд ). Все виды аквариумных растений вырабатывают кислород. Когда соотношение количества растений и рыб выбрано правильно (треть аквариума засажена растениями, две трети - для свободного плавания рыбок), то кислорода рыбам достаточно, и они себя чувствуют хорошо. Когда растений мало или их вообще нет, а рыб много, то рыбам не хватает кислорода, и тогда следует прибегнуть к искусственному обогащению воды кислородом, к помощи компрессора.
Закрепление изученного материала.
- Ребята, представьте, что я тоже маленькая рыбка, которую вы посели в своем аквариуме. У меня возникло много вопросов о своем новом домике. Помогите мне на них ответить.
Рыбка - педагог: Я боюсь, а вдруг я замерзну в этом домике?
А если мне будет темно?
А я не задохнусь?
А кто будет очищать воду?
V. Итог.
-Я очень довольна вашими знаниями, вы все были очень внимательными, активными и старательными. Ребята, становимся в круг, берёмся за руки, а теперь изображаем контур рыбки. Педагог: обращаясь к каждому ребенку: Как ты себя чувствовал во время нашего путешествия? Что тебе мешало или помогло на занятии? (ответы детей). Наше занятие окончено, спасибо всем, до новых встреч.