С древнейших времён казаки старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, резчиков, ювелиров трудились в донских станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетёные из лозы изделия казаки использовали в быту с древнейших времён. На Дону было широко распространено ковроткачество, резьба по дереву, и многое другое.
На выставках и ярмарках народного творчества я обратила внимание на яркие, пушистые коврики. Так как в наше время интерес к русским традициям возрождается, а яркие самобытные вещи становятся украшением современного интерьера, я выбрала изготовление коврика в ковровой технике крючком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поделки из ткани и ниток»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Октябрьского района города Ростова-на-Дону
«Центр дополнительного образования детей»
Методическая разработка конкурсных работ, представленных на XII этнографический фестиваль
Номинация «Город мастеров»
«Коврик»
«Костюм донской казачки»
Автор-составитель: Трошина Л. В.,
педагог дополнительного образования
г. Ростов-на-Дону
Октябрь 2015 год
Изготовление коврика
С древнейших времён казаки старались окружить себя красивыми вещами. Тысячи кузнецов, гончаров, столяров, резчиков, ювелиров трудились в донских станицах и хуторах, создавая уникальные произведения декоративно-прикладного искусства – одежду, посуду, мебель, оружие, украшения. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Глиняную посуду и плетёные из лозы изделия казаки использовали в быту с древнейших времён. На Дону было широко распространено ковроткачество, резьба по дереву, и многое другое.
На выставках и ярмарках народного творчества я обратила внимание на яркие, пушистые коврики. Так как в наше время интерес к русским традициям возрождается, а яркие самобытные вещи становятся украшением современного интерьера, я выбрала изготовление коврика в ковровой технике крючком.
Для работы нам понадобятся:
крючок для коврокачества,
крючок для вязания,
пряжа разных цветов (лучше акриловая),
крупная канва,
полоска картона шириной 8см,
ножницы.
Заготовка ниток. Выбираем рисунок будущего коврика. Подготавливаем нитки нужных цветов. Наматываем нитки на картон, разрезаем с двух сторон. Получаем полоски пряжи.
Плетение. На канве фломастером наносим задуманный рисунок. Сначала заполняем ромб. Движемся сверху вниз. Выполняем вплетение горизонтальными рядами. Вставляем крючок в клетку основы. Складываем нитку пополам, образуя петлю. Вкладываем нитку петелькой в основание крючка. Тянем крючок вниз, "дверка закрывается". В получившуюся петлю протягиваем концы нитки и затягиваем. Приглаживаем ворс в одном направлении. Когда ромб будет полностью заполнен, ножницами постригаем ворс до нужной длины.
Следующие ряды: Дальше начинаем работать с верхней части коврика. Вплетаем нитки слева направо по порядку. Рисунок полосатый, и все последующие ряды заполняем нитками соответствующих цветов. Края коврика нужно обработать, чтобы не осыпались. Обвязываем коврик крючком столбиками без накида, вводя крючок в каждую клетку.
Коврики могут быть разными по размеру и с разным рисунком. Такой коврик можно использовать в качестве чехла для стула или как прикроватный коврик. Также можно сделать в данной технике наволочку для декоративной подушки.
Костюм донской казачки
Народное искусство постоянно развивается и меняется. «Я делаю, как делал мой дед, но совсем не так», - говорят народные мастера. Издревле народные мастера в своём творчестве использовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лён, шерсть.
С давних времён казаки занимались разными ремёслами: шорным делом, лоскутным шитьём, вышивкой, расписывали и художественно обрабатывали дерево. Кружевные подзоры, рушники, скатерти – всё это придавало дому неповторимое своеобразие. На праздники казачий курень украшали дополнительно рушниками. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки – всё, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле.
Я представляю Вашему вниманию мою работу «Костюм донской казачки». Но сначала я расскажу краткую историю женского костюма донской казачки.
До первой половины 19 века самым распространённым видом одежды было платье-кубелёк и сарафан (приложение №1). Платье-кубелёк шили из нескольких полотен ткани. Его делали приталенным, с двумя рядами пуговиц, один из которых был декоративным. Использовали дорогие ткани: парчу, плотный шёлк, и фурнитуру: бисер, жемчуг.
На Верхнем Дону носили рубахи и блузы с глухой юбкой, для работы задевая завеску (приложение №2).
Со второй половины 19 века традиционным нарядом становится комплект юбки и блузы (приложение №3).
Если блуза и юбка одного цвета, весь комплект называется «казачок» (приложение №4).
Блуза может быть с баской - так называют широкую оборку, пришиваемую на линии талии к платью, блузке, жакету, (приложение №5).
Блуза может быть свободного кроя – «матене», она же «матинэ». Её носят навыпуск и нет, в зависимости от личных предпочтений (приложение №6).
Головной убор казачки. По традиции казачка, выходя из дома, обязана была покрывать голову платком, косынкой или другим головным убором. В гардеробе казачек было несколько платков: для летнего, весеннего, осеннего и зимнего периодов, праздничные, повседневные, траурные.
Весной и осенью женщины надевали на выход большие платки – шёлковые, узорчатые турецкие и тонкие кашемировые с яркими цветами и бахромой.
В праздники или просто на выход казачки надевали плетёные коклюшечные шарфы и косынки в основном чёрного цвета (приложения №3, 4, 6). Коклюшечными косынками с длинными концами покрывали голову, а концы перебрасывали крест-накрест через плечи. Иногда один конец косынки обматывали вокруг шеи и подтыкали, а второй - свободно свисал. Также повязывали и коклюшечный шарф.
Для изготовления костюма понадобятся:
бордовая ткань для юбки,
розовая ткань для блузки,
кружева
выкройки юбки и блузы,
швейные нитки,
ножницы,
иголка,
булавки.
кукла.
швейная машинка
Костюм. Обводим выкройки на ткани с припусками на швы и вырезаем все детали: полотнище юбки, переднюю полочку, две задние полочки блузки, рукава, баску. Пользуемся ручными швами «вперёд иголка» (для намётывания) и «назад иголка» (для сшивания). На полочках сшиваем вытачки, скалываем булавками боковые срезы передней и задних полочек, наметываем, сшиваем. На задних полочках подворачиваем внутрь припуски на швы и пришиваем. Пришиваем баску к блузке и обрабатываем низ изделия на швейной машинке. Сзади крепим застёжку-липучку. Впереди блузку расшиваем кружевом, пришиваем посередине ряд бисера, имитирующий пуговицы.
Поясную часть юбки подворачиваем и намётываем. Пришиваем резинку (её длина равняется ширине талии куклы+ припуск, поэтому равномерно распределяем её на поясе юбки). Теперь делаем оборку. Вырезаем полоску из бордовой ткани: ширина 5 см, длина - 60см. Прокладываем в верхней части полоски строчку на швейной машинке и равномерно стягиваем одну из ниток. Получилась сборка. Примётываем оборку к низу юбки, пришиваем. Складываем лицевой стороной юбку, намётываем и сшиваем. Нижнюю часть оборки подшиваем, украшаем кружевом. Изделия отутюживаем.
Одеваем костюм на куклу. Вырезаем из гипюровой ткани шарф и одеваем на голову.