Цель: закрепить знания о ранее изученном материале по теме «Насекомые». Задачи: - Расширить словарный запас; - Закрепить обобщающее слово «насекомые»; - Закрепить знания детей о внешних признаках насекомых, об их строении; - Учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; - Развивать память, внимание, мышление; - Учить детей подбирать признаки к предметам; - Учить детей пересказывать рассказ по вопросам и с опорой на предметную картинку; - Воспитывать любовь к природе и её обитателям. Оборудование: карточки и предметные картинки. Ход занятия. 1.Организационный момент: Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: ”Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становиться добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера. Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели 2. Введение в тему. Учитель загадывает загадки, сопровождая показом слайдов насекомых во время ответа детей. - И под тяжёлой ношей Спешит на помощь друг. Тут народ хороший, В беде не бросят вдруг. Без работы хоть убей, Жить не может… (муравей). Слайд №1. - Шевелились у цветка Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел (бабочка). Слайд №2 - Не зверь, не птица, А нос как спица? (комар). Слайд №3 - Осенью в щель забьётся, А весной проснётся? (муха). Слайд №4 3. Беседа о насекомых по вопросам: - Как назвать этих существ одним словом? (насекомые). Тема нашего урока: Насекомые. Слайд №2. Насекомые (пальчиковая игра) Дружно пальчики считаем Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину) Работа в тетрадях (записываем тему урока). - Каких вы знаете ещё насекомых? 4. Сообщение о внешнем виде и строении насекомых (на примере жука). Загадка. Черен да не бык, Шесть ног без копыт, Летит - воет, сядет – землю роет (жук). Слайд №5 - О ком говорится в загадке? Слайд №6. - как называются части тела жука? - Как называются конечности жука? - С чем они соединяются? - Чем покрыто тело? Что находится на голове? 5. Дидактические игры и упражнения. Игра «Кто как голос подаёт?» Комар – пищит Бабочка - шелестит Жук – жужжит Саранча - стрекочет Кузнечик – стрекочет Муха – жужжит ( Прослушивание голоса насекомых) 6. Физкультминутка (музыкальное сопровождение). Весной бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три - качнулась и присела, И к цветочкам полетела. 7. Дидактические игры и упражнения . Игра «Один - много». Один (кто?) – много (кого?). Слайд №7. Учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей. Комар – комаров Жук – жуков Бабочка – бабочек Стрекоза – стрекоз Кузнечик – кузнечиков Оса – ос Пчела – пчёл Шмель – шмелей Муравей – муравьёв Муха – мух Божья коровка - божьих коровок Игра «Четвёртый лишний» (работа с раздаточным материалом). Муха, муравей, грач, пчела. Стрекоза, жук, гусеница, собака. Белка, кузнечик, бабочка, комар. Оса, шмель, галка, паук. Медведь, саранча, овод, божья коровка. Игра «Большой - маленький» (склонение существительных с суффиксом ище) Комар – комарище Жук – жучище Оса – осище Стрекоза – срекозище Шмель – шмелище Муравей – муравьище Кузнечик – кузнечище Игра «Закончи предложение» (ответы детей по одному). Пчела собирает…. Комар кусает…. Жук грызёт…. Муха разносит….. Муравей сидел около…. Божья коровка ползёт около…. Муха села на …. Жук спрятался под … Муха ползёт по …. Бабочка летает…. Божья коровка поедает…. Кузнечик стрекочет в ….. Игра « Кого не стало?» 8. Физкультминутка. 9. Дидактические игры и упражнения. Слайды №8, №9 Бабочка (какая?) – пестрая, быстрая, красивая, разноцветная, порхающая, нежная… Муравей (какой?) – трудолюбивый, маленький, коричневый, быстрый, сильный…. 10. Чтение рассказа. Четыре бабочки Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек. 11. Беседа по тексту: - как называется рассказ? - о ком говорится в рассказе? - сколько бабочек было? - каких? - что случилось? - почему не могла спрятаться чёрная бабочка? - где она спряталась? - что случилось с птицей? 12. Пересказ 2-3 детьми. 13. Домашнее задание « Насекомые» ( аппликация) 14. Просмотр видеофильма о насекомых. 15. Итог занятия. |