1 творческая группа – выбирает высказывания писателей, поэтов, философов о доброте, родителях, добре как нравственной категории, готовит презентацию;
2 группа – находит текст рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», подбирает иллюстрации, фотографии к нему, готовит презентацию.
ДОБРОТА СПАСЕТ МИР.
Этап мотивации.
Учитель: Живу, как умею.
Живу, как могу,
Путем, мне начертанным,
Прямо иду.
Не прячусь от трудностей,
Верю в добро
И очень хочу,
Чтоб всем людям везло.
Люблю добродушных,
А подлых боюсь,
Людей «толстокожих»
Всегда сторонюсь.
Неравнодушных людей я люблю
И сердцем тянусь к их теплу и огню.
Открыта душой я земной красоте,
Все добрые люди.
Сегодня мы снова будем говорить о добре и зле, о выборе, который совершает каждый из нас в различных жизненных ситуациях. Ведь как сказал
Л.Н.Толстой, нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.
[1]. (слайд №1).
А чтобы создать атмосферу доверия и взаимопонимания, давайте возьмемся за руки и пошлем друг другу «Импульс добра».
Этап актуализации знаний.
Скажите и запишите (на медиадоске), как вы понимаете, что это значит – быть добрым?
1 группа: Быть добрым в мыслях - это …………
2 группа: Быть добрым в делах – это……………….
(Происходит осмысление понятия на интуитивном уровне)
Основной этап (этап размышления).
1. Мы не одиноки в этом мире. Наша доброта направлена на тех, кто нас окружает.
Напишите на солнечных лучах, на кого направляете вы свои добрые мысли, слова, поступки. (карандашом на интерактивной доске)
-Почему стрелки направлены в обе стороны?
Вывод: Добро порождает добро
[1]. (слайд №2:Добро, которое ты делаешь от сердца,
ты делаешь всегда себе.
Л.Н.Толстой)
Легче всего обидеть мать.
Она обидой не ответит,
Лишь только будет повторять:
Не простудись, сегодня ветер.
Легче всего обидеть мать.
- Одиночество – это самое страшное наказание от родных людей. Становясь взрослыми, не забывайте о тех, для кого нет вас ближе. Пишите, звоните, приезжайте.
[1]. (слайд №3:К родителям относись так, как ты желал бы,
чтобы твои собственные дети относились к тебе.
Сократ. )
3. Мы живем среди людей и часто сталкиваемся с ситуациями, требующими нашего участия. Как вы бы поступили в данной ситуации?
Ситуация 1.
У вашей одноклассницы тяжело заболела мама. Она сопровождала её в больницу и пропустила несколько дней. На уроке – контрольная работа. Одноклассница просит учителя освободить её от контрольной.
Нужно ли выполнить её просьбу, ведь экзамен она будет сдавать наравне со всеми и материал обязана знать?
Каковы ваши действия в данном случае?
Ситуация 2.
Вечером, гуляя с друзьями, вы заметили неподвижно лежащего человека. По его внешнему виду ваши товарищи решают, что он просто пьян, и предлагают просто не обращать на него внимания.
Как вы поступите?
4. Раскрытие понятия ДОБРОТА.
-Какие качества требовали проявления в данных ситуациях?
- Какие же синонимы к слову доброта мы можем подобрать?
Чуткость, отзывчивость, сочувствие, сострадание, милосердие, бескорыстие, любовь к близким, любовь к Родине, терпимость, великодушие, гуманность.
(записать на медиадоске)
[1]. (слайд №5: ДОБРО – В ДУХОВНОМ ЗНАЧЕНИИ – БЛАГО,
ЧТО ЧЕСТНО И ПОЛЕЗНО, ЧЕГО ТРЕБУЕТ ОТ НАС ДОЛГ ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, СЕМЬЯНИНА.
В.ДАЛЬ. )
Давайте пошлем частичку доброты нашим гостям, добрую мысль или чувство, пусть они ощутят тепло нашей души.
5. Запишите на интерактивной доске, по отношению к кому мы должны проявлять доброту
(к близким, к Родине, к природе, к одноклассникам, к окружающим, к друзьям).
[1]. (слайд №6: Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз – то же дело становится привычкой.
Л.Н.Толстой )
Вывод: Когда желание совершать добро перерастает в потребность, человек становится нравственно зрелой личностью.
III. Рефлексия.
1. Давайте создадим плакат «Доброта спасет мир». Для этого на стикерах напишите пожелания. (стикеры наклеиваются на плакат)
[1]. (слайд №7, 8)
2. Проведем рефлексию с помощью «Я»-высказываний (у каждого ученика)
Допишите и зачитайте:
-Я сегодня узнал, что…
-Я подумал о…
-Я стал более уверен в том, что…
-Я понял, что…
-Я испытывал чувства, настроение...
IV.Тренинг с родителями
Чтобы провести этот тренинг родители вместе с учащимися должны раскрыть понятие « Доброта» на плакатах.
3. [1]. (слайд №9
Благие намерения – ничто, если они не претворяются в добрые дела.
Ж.Жосеф.)
Закончить наш классный час мне бы хотелось стихотворением-пожеланием: