kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ОСОБЕННОСТИ МОРДОВСКОГО ТАНЦА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Особенности мордовского танца"

Цель: Формирование национальной культуры учащихся в процессе изучения мордовского танца. Научить особенностям мордовской пластики.

Задачи: Разучить основные мордовские движения и танцевальные комбинации. Познакомиться с музыкой и рисунком танца.

План занятия:

1. Вводная часть занятия ( теоретическая).

2. Изучение основных элементов мордовского танца.

3. Изучение основных танцевальных рисунков.

4. Практическая работа учащихся ( показ танцевального материала).

5. Подведение итогов занятия.

6. Список источников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ОСОБЕННОСТИ МОРДОВСКОГО ТАНЦА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ»

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА «РИТМ» НА ТЕМУ

«ОСОБЕННОСТИ МОРДОВСКОГО ТАНЦА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Сяфукова И.В.

РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

г.САРАНСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №1»



МАРТ

2015 [Введите имя автора]






Тема: «Особенности мордовского танца»

Цель: Формирование национальной культуры учащихся в процессе изучения мордовского танца. Научить особенностям мордовской пластики.

Задачи: Разучить основные мордовские движения и танцевальные комбинации. Познакомиться с музыкой и рисунком танца.

Форма и реквизит для занятия:

- Мордовский костюм для танца, джазовки или балетки .

-Магнитофон, фонограмма .

План занятия:

1.Вводная часть (теоритическая).

2. Изучение основных элементов мордовского танца.

3. Изучение основных танцевальных рисунков.

4. Практическая работа учащихся (показ танца).

5. Подведение итогов занятия.

6. Список источников.





Ход занятия.

Построение учащихся, поклон (приветствие).

Девочки, как вы думаете, откуда берёт своё начало мордовский танец?

Ответы детей.

Совершенно верно, мордовский народ с древнейших времён через танец выражал разнообразие чувств. Своё отношение к предкам и природе. Поклоняясь своим многочисленным богам, выражая искренние уважение и почтение через обряды. Например; бытовые обряды (приуроченные к выгону скота, рыбной ловле, рытью колодцев, жатве), ритуальные (связанные с рождением и смертью), религиозные (венчание, крещение). Во всей группе календарно-обрядовых танцев можно выделить: хороводы -гадания, пляски –заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, свадебные пляски и др.

В мужских и женских мордовских танцах много общих движений. Женский танец очень подвижен, часто игрового характера. Для него характерны подскоки, притопы, вращения, припадания с ударами. Переводы рук из позиции в позицию не очень частые, танец лёгкий, свободный, распространены парные танцы. Часто встречаются двойные и тройные притопы, бег с хлопками, мелкие переступания, бег с переменным наклоном корпуса влево и вправо. Часто используются смена мест партнёрами, повороты и переходы, прыжки и присядочные движения исполняются редко.

У мордвы есть несколько видов хороводов. В них разыгрываются сюжеты на производственную тему - исполнители изображают одновременно и работающих людей, и предметы их труда. Содержанием других, является свободная фантазия на тему песен и показ её смысла.

Хоровод «Шунян Анкан казтозо» («Холст Шуниной Анки») исполняется двумя группами. Одна из детей располагалась в две шеренги и изображала ткацкий стан, вторая представляла орудие труда и самих ткачих. В основу хоровода положена песня.

Между мужчинами и женщинами строились двухлинейные хороводы, самый распространённый « А мы парку парили». В его основе - хороводная песня свадебного репертуара. Мужская группа стремиться приобрести нового члена семьи, женская не желает расставаться с ним даже за большой выкуп. Хоровод продолжается до тех пор, пока во второй группе не останется ни одного человека.

Примером кругового хоровода может служить игровая песня «Маковица – головица». Хоровод водится вокруг разукрашенной разноцветными ленточками берёзки. Драматизированная игра происходит внутри круга. При исполнении партии в хороводе большое внимание обращалось на артистические способности участников, их импровизацию.

В весенних праздничных хороводах импровизировались сюжеты песен бытового, свадебного, мифологического плана, отличающиеся остротой интриги и конфликтными ситуациями. В этих случаях хоровод исполнял описательную часть песен, а певцы и певицы передавали реплики героев. Наиболее артистичные участники игр в середине круга изображали действия персонажей. Подобный приём разыгрывания существует до сих пор.

-Прежде чем перейти к разучиванию основных мордовских танцевальных движений и элементов, давайте вспомним; из чего же состоит хореография?

-Правильно, из позиций рук и ног, положений рук и конечно рисунков танца.

-А теперь скажите пожалуйста, сколько в народном танце позиций рук и позиций ног?

-Правильно, рук 7 позиций, а ног 6 позиций.

-Давайте их покажем.

-Правильно, молодцы. Но в мордовском танце существует некоторое отличие в положениях рук.

Положения рук в эрзянском танце:

-Руки согнуты в локтях и разведены в стороны, кисти опущены вниз, пальцы прямые.

- Руки согнуты в локтях и разведены в стороны, кисти подняты на уровне плеч и согнуты в запястье так, что ладони развёрнуты в стороны. Пальцы собраны в кулак, но не прикасаются к ладоням, большой палец прижат к указательному.

-Руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии: четыре пальца собраны вместе спереди, большой палец сзади.

-Левая рука поднята над головой, согнута в локте, ладонь развёрнута наружу. Правая рука согнута в локте, кисть на талии. Пальцы прижаты друг к другу. Корпус повёрнут вправо.

Положения рук в мокшанском танце:

- Руки согнуты в локтях, разведены в стороны и опущены вниз. Кисти согнуты в запястьях ладонями наружу. Пальцы собраны в кулаки, большие пальцы прижаты к указательным.

-Руки подняты вверх, разведены в стороны, согнуты в локтях на 90%. Кисти согнуты в запястьях, ладони развёрнуты наружу вверх. Пальцы собраны в кулаки, большие пальцы прижаты к указательным.

-Кисти рук лежат на талии тыльной стороной, пальцы прямые, большие пальцы прижаты к указательным.

-Правая рука переведена вниз, согнута в локте и запястье, ладонь параллельна полу. Левая рука согнута в локте и запястье, переведена вверх за голову так, чтобы кисть располагалась ладонью наружу, касаясь пальцами затылка. Корпус повёрнут вправо.

Общие для мокшанского и эрзянского танцев положения рук:

-Руки переведены вперёд, согнуты в локтях на 90% так, что тыльные стороны кистей находятся на уровне глаз; пальцы прямые, прижаты друг к другу.

-Кисть левой руки тыльной стороной лежит на талии, пальцы правой руки обхватывают пальцы левой. Локти переведены вперёд.

-Ну что, запомнили? Хорошо. Тогда рассмотрим основные движения мордовского женского танца.

1. Наклоны корпуса

Корпус подаётся вперёд, назад или в сторону, с наклоном головы. Руки могут принимать любые из вышеописанных положений.



2. Шаг с каблука «Основной»

Особенность этого шага заключается в том, что плавный переход с ребра каблука на всю ступню делается на подтянутом корпусе. Руки могут быть в вертикальном или горизонтальном положении, или на талии «в замок»: у девушек с левой стороны, у мужчин – с правой.

Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. Исходное положение – шестая позиция ног, ПН согнута в колене, поднята на уровень щиколотки левой, стопа сокращена.

На «раз»- ПН шаг вперёд в четвёртую позицию на ребро каблука; «и»-ПН переводится с ребра каблука на всю ступню, одновременно пятка ЛН поднимается тяжесть корпуса переносится вперёд; «два»- ЛН переводится к щиколотке ПН, сгибается в колене; «и»- пауза.

3.Шаг с носка «Хромающий»

Особенность этого шага заключается в динамике исполнения, характерной как для медленного, так и для быстрого темпа. Корпус может быть наклонён вперёд с упором на рабочую ногу или покачивается из стороны в сторону. Руки в горизонтальном статическом положении.

Музыкальный размер 2/4, темп умеренно быстрый. Исходное положение – шестая позиция ног, ПН на полу пальцах.

На «раз»- ПН шаг вперёд в четвёртую позицию на полу пальцы, ногу в колене согнуть, ЛН прямая, подтягивается вверх бедром, стопа сокращена; «и» - ЛН ставится в шестую позицию, ПН на полу пальцы. Ноги в коленях согнуты; «два -и» -движение повторяется с ПН.

4. Шаг с каблука «Хромающий»

Особенность этого шага в том, что удары исполняются чётко и слитно. Руки могут быть и в горизонтальном, и в вертикальном положениях. Корпус прямой.

Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. Исходное положение – шестая позиция ног, ПН на полу пальцах.

На «раз»- ПН шаг вперёд в четвёртую позицию на ребро каблука; «и»- ПН с ребра каблука переводится на всю ступню тут же переводится на полу пальцы с ударом, ЛН ставится к ПН в шестую позицию с ударом. Ноги согнуты в коленях; «два – и» - движение повторяется с ПН.

5. Шаг с подскоком

Особенность этого шага заключается в том, что он может исполняться с продвижением во всех направлениях. Руки свободны. Корпус прямой.

Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. Исходное положение – шестая позиция ног, ПН согнута в колене, поднята на уровень щиколотки ЛН, стопа сокращена.

На «раз» - ПН шаг вперёд в четвёртую позицию с ударом, ЛН поднимается к щиколотке ПН, стопа сокращена; «и» - подскок на ПН, ЛН сохраняет своё положение; «два – и» -ЛН ставится к ПН в шестую позицию с ударом.

6. Шаг с двойным ударом

Особенность этого хода заключается в том, что он исполняется на месте, в повороте и с продвижением вперёд. Руки свободны. Корпус прямой.

Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. Исходное положение – тоже, только для ЛН.

На «раз» - ЛН шаг вперёд в четвёртую позицию; «и» - ПН удар по шестой позиции. Ноги в коленях согнуть; «два» -ПН удар по шестой позиции. Ноги согнуты; «и» - ЛН поднять на уровень щиколотки ПН, стопа сокращена. ПН выпрямить.

7. Шаг с одним ударом, выполняется аналогично предыдущему движению, но с одним ударом по шестой позиции. Можно добавить работу плечом вперёд одновременно с ударом ноги.

8. Притопы

Особенность притопов заключается в том, что они исполняются только на согнутых в коленях ногах и, как правило, в конце танцевальной комбинации. Руки свободны, корпус прямой или наклонён вперёд.

Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. Исходное положение – шестая позиция ног, ПН согнутая в колене, поднята к щиколотке ЛН, стопа сокращена.

На «раз» - ПН удар в шестую позицию, ЛН поднимается на уровень щиколотки ПН, стопа сокращена; «и» - ЛН удар в шестую позицию, ПН поднять на уровень щиколотки ЛН, стопа сокращена; «два – и» - ПН удар по шестой позиции.

9. Ход «Триоль»

Особенность этого хода в том, что он может исполняться с продвижением в любое направлении. Дробь исполняется с акцентом на сильную долю или «раз». Руки могут быть на талии, свободны, в горизонтальном или вертикальном положении. Корпус прямой.

Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. Исходное положение – то же, только для ЛН.

На «раз» - ЛН ставится в шестую позицию с ударом, ПН поднимается на уровень щиколотки ЛН, стопа сокращена. Ноги согнуты в коленях; «и» - исполняется дробь «триоль» по шестой позиции.(Чередующиеся удары: ПН- ЛН- ПН); «два –и» -ЛН ставится в шестую позицию с ударом, ПН поднимается на уровень щиколотки ЛН, стопа сокращена. Ноги согнуты в коленях.

10. «Отведение» плеч (работа плеч)

Особенность отведения плеч в том, что оно также может выполнятся вверх, вниз и круговым вращением.

Музыкальный размер 2/4, темп умеренно быстрый. Исходное положение – шестая позиция ног, руки в горизонтальном или вертикальном статическом положении.

На «раз» - перевод правого плеча вперёд; «и» - вернуться в исходное положение; «два» - перевод левого плеча вперёд; «и» - вернуться в исходное положение.

-Дети, как вы думаете? Какие рисунки танца чаще всего встречаются в мордовской хореографии.

- Правильно, круговые и линейные









Список источников:

  1. Архангельский С. Жилища и занятия мордвы: Этнографические очерки мордвы - мокши. Пенза. 1962

  2. Бурнаев А. Г. Мордовский танец. Саранск. 2002

  3. Мордовия. Народное искусство. Саранск. 1985

  4. Мордовский народ : что нас волнует. Саранск. 1991

  5. Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник. СПб. 1980


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«ОСОБЕННОСТИ МОРДОВСКОГО ТАНЦА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 9 ЛЕТ

Автор: Сяфукова Инна Викторовна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Рисунок танца.Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии."
    ["seo_title"] => string(80) "risunok_tantsa_izuchieniie_tantsieval_nogho_etiuda_s_eliemientami_traditsionnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "430963"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507193725"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Социально-педагогические технологии в духовно-нравственном воспитании детей детского дома."
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial_no_piedaghoghichieskiie_tiekhnologhii_v_dukhovno_nravstviennom_vospitani"
    ["file_id"] => string(6) "407208"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491484318"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Здоровьесберегающие технологии на уроках эрзянского языка "
    ["seo_title"] => string(73) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-erzianskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "134479"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416753362"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства